Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей.

В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

Ведущее значение в развитии познавательных дошкольника является — речь. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

Цель которой является:

— объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;

— формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

— уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в ДОУ следующую работу:

— индивидуальные встречи с родителями

(их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);

— семинары для родителей по обмену опытом

(на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома);

— познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (устраиваем выставки развивающих игр);

— подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;

— оформление стенда «Советы специалистов».

? Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно — речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.

xn--b1afkakqfbelom0e.xn--p1ai

Анкета для родителей по речевому развитию детей

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать : “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях. Которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Просмотр содержимого документа

«Анкета для родителей по речевому развитию детей»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________

2. Дата рождения_______________________________________________________________

3. Домашний адрес_____________________________________________________________

4. Сведения о родителях:

Мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)___________________________________________

Отец (Ф.И.О. возраст)__________________________________________________________

5.Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребёнка:

6. От которой по счёту беременности ребёнок______________________________________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________________________________________________________

8. Когда закричал ребёнок_______________________________________________________

9. Вес и рост при рождении_____________________________________________________

11. Голову держит с ____________________________Сидит с ________________________

Ползает с ___________________________Стоит с __________________________________

Ходит с _______________________________Появление первых зубов_________________

12. Перенесенные заболевания:

Ушибы, травмы головы________________________________________________________

13.Раннее речевое развитие (со слов матери):

Гуление______________________________ Лепет (4-8 мес.)__________________________

Первые слова (1 г)_____________________Первые фразы (1,5-2 г)_____________________

14. Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________

15. Есть ли у вас дома игры для развития мелкой моторики?________________________

16. Играете ли вы с ребенком в игры для развития речи?_____________________________

17. Читаете ли вы ребенку книги?_______________________________________________

18. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?_______________________

19. Знает ли ваш ребенок стихи и сказки?__________________________________________

20. Речевое окружение :

Есть ли в близком окружении ребенка взрослые с нарушениями звукопроизношения ____________________________________________________________________________

Общается ли кто-то с ребенком в вашей семье на другом языке? _____________________

Была ли смена места жительства (регион, страна)___________________________________

21.Отношение членов семьи к речевому дефекту___________________________________

22. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия?______________________________________________________

Дата:_____________ Подпись родителей: __________

kopilkaurokov.ru

Результаты анкетирования родителей «Речевое развитие»

Результаты анкетирования родителей «Речевое развитие»

Результаты анкетирования родителей

Анкетированием охвачено 213 родителей, 65 семей не посещали детский сад ввиду карантина в связи с эпидемией гриппа, 21 семья в отпуске, 23 семьи отсутствовали по уважительной причине

1. Как вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:

-научить детей полноценно общаться с взрослыми и сверстниками — 100%

-подготовить детей к обучению в школе — 80%

развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации — 100%

2. Какую оценку вы даёте уровню развития речи своего ребёнка? Чему он научился за прошлый год?

3. Как вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?

4. Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтение книг?

5. Что вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

«Покупаю разные детские книги, обучающие, развивающие,красочны игры, книги…. — 77%, скачиваю различные игры с интернета — 23%

6. Часто ли Вы читаете детские книги? Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребёнка?

(любимые книги: «Федорино горе», «Сказки Пушкина». «Дюймовочка», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Смешные рассказы для детей», «Разноцветная семейка», «Кто в море живёт», «Волшебник изумрудного города» и др.

7. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?

8. Выполняете ли Вы рекомендации педагогов по развитию речи?

9. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребёнок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

«Да» — 87%; 13% — ничего не ответили, проигнорировали

10. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребёнка посещать дополнительные занятия по развитию речи? Какие?

11. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?

«Много информации познавательного характера, не содержит практических рекомендаций» — 37%

«Информация полезная» — 40%

Результаты анкетирования родителей МБДОУ №29 «Малышка» по теме «Речевое развитие» указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Им интересны как теоретические так и практические педагогические находки для развития речи их детей.

К сожалению есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей. Только 48 % читают детям книги, 52 % родителей не читают детям книги. 23% игнорируют реальное общение с детьми, они предпочитают виртуальные игры детей.

Родители оценивают уровень развития речи детей, как:

Результаты анкетирования родителей МБДОУ №29 «Малышка» по теме «Речевое развитие» показывают необходимость проведения оценки форм взаимодействия педагогов с родителями по познавательно — речевому развитию (педагогам провести анализ наглядной педагогического просвещения по речевому развитию с целью предоставления практической полезной педагогически целесообразной информации по повышению уровня речевого развития детей в МБДОУ №29 «Малышка»

Уважаемые коллеги, время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к наглядно- информационным материалам. Поэтому рекомендую всем педагогам при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав, а также с учётом результатов данного анкетирования чаще обновлять информационно — педагогический материал по теме «Речевое развитие», учитывая доступность, привлекательность, полезность информации.

Анализ проведенного анкетирования родителей по теме «Права ребенка» Анализ анкетирования родителей. Во 2-ой младшей группе № 8 было проведено анкетирование родителей по вопросам защиты прав ребенка. В анкетировании.

Дистанционное обучение для родителей. «Речевое развитие дошкольников по теме «Дикие-животные наших лесов» Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию дистанционное обучение родителей группы «Капитошки» Дистанционное обучение предполагает рекомендации.

Дистанционное обучение для родителей. «Речевое развитие дошкольников по теме «Весна-красна» Дистанционное обучение Для родителей. «Речевое развитие дошкольников по теме «Весна-красна». Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию.

Индивидуальный план самообразования по теме «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 «Светлячок» Бугульминского муниципального.

Конспект НОД в средней группе по лексической теме «Посуда» (Речевое развитие) Конспект НОД в средней группе по лексической теме «Посуда» (Речевое развитие) Задачи: 1. Формировать представление детей о посуде, её назначении.

Конспект тематического родительского собрания в младшей группе по теме «Речевое развитие» Конспект родительского собрания по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Предварительная работа: Оформить папку-передвижку.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Методическая разработка по теме: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Путешествие в страну красивой грамотной речи».

Результаты анкетирования родителей «Грамотный пешеход» Проводя анкетирование среди родителей, мы использовали анкету «Грамотный пешеход», предложенную С. А. Поварнициной, заместителем заведующего.

www.maam.ru

Презентация «Работа с родителями по речевому развитию дошкольников»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работа с родителями по речевому развитию дошкольников. Подготовила воспитатель МКДОУ «Щучинский детский сад» Долгушина М. В. 2016 год

Актуальность взаимодействия детского сада и родителей. Семья- нехватка времени, занятость. Перекладывание ответственности на педагогов. Снижение воспитательного потенциала семьи. Детский сад- основная задача взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка. Цель- вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи : Повышение компетентности родителей в области речевого развития детей. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи. Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности.

Подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития. Предоставление наглядного материала по развитию речи. Успех в работе по речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей. Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Овладение ребёнком речью успешнее идёт тогда, когда с ним занимается не только в дошкольном организации, но и в семье. Для этого можно использовать различные формы работы.

Традиционные формы взаимодействия:

Нетрадиционные формы взаимодействия:

Методы: Анкетирование Наблюдение за ребёнком Беседа с ребёнком Беседа с родителями Совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей. 1.Кружки 2.КВН,викторины 3.Просмотр фильмов 4.Концерты 5.Оформление группы 6. Благоустройство ДОО И территории 7.Дни добрых дел 8.Семейные конкурсы 9.Соревнования 10.Праздники

Мастер-классы. 1.«Играя развиваем речь» 2.«Мои пальчики расскажут» 3.«Развиваем речь с помощью скороговорок» Открытые занятия. «Как умелые ручки язычку помогали» Родители не только видят достижения собственных детей, но и могут увидеть работу воспитателя(логопеда), Получить теоретические и практические знания в области коррекционной работы.

Родительские собрания. Цель- просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. Призвать родителей к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей.

Наглядно- информационная форма работы с родителями. Цель- повышение информированности родителей. Все необходимые материалы по речевому развитию размещаются на стенде в уголках для родителей. (папки- передвижки, памятки, рекомендации) Например «Дидактические игры по развитию речи», «Словесные игры и упражнения на развитие речи ».

Дни открытых дверей. Можно проводить — 2-3 раза в год для ознакомления родителей с организацией воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами. Родительские конференции. Обмен опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему: «Роль семьи в воспитании ребёнка с проблемами в речевом развитии». К конференции можно подготовить выставку детских работ, педагогической литературы, материалов отражающих работу,

Консультации (Индивидуальные или групповые, плановые и неплановые). Педагог, проводя консультацию стремиться дать родителям квалифицированный совет: 1.«Знакомство с развивающей средой в группе» (проигрывание речевых игр). 2. «Особенности речевого развития». 3. «Проблемы в познавательно- речевом развитии ребёнка». 4. «Как успешно подготовить ребёнка к школе». 5. «Научим детей думать». Можно использовать рубрики «Спрашивали отвечаем», «Наши успехи», «Интернет в помощь родителям».

Педагогические беседы с родителями. Следует уделить внимание, на то что вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию, объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему недоступны(например 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук « р »). Объяснить к чему может привести перегрузка ребёнка непосильным материалом( к заиканию). Обратить внимание на то , что речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь , четко произносили все звуки и слова.

Как организовать логопедические занятия дома. Приобрести муляжи фруктов, овощей. Наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду( или картинки). Разрезные картинки из 2 –х и более частей. Лото различной тематики(зоологические, биологические, «Посуда», «Мебель» и т.д.) Коллекционирование различных картинок, упаковок от продуктов, фантики, журналы, наклейки и т.д. Тетради или альбомы для наклеивания картинок.

Индивидуальная работа с детьми. Включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослыми, а затем самостоятельно. Эта работа проводиться не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Проект. Можно разработать проект: он может стать долгосрочный, открытый.Участники будут воспитатели, родители, дети. Цель: Формирование активной позиции родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи: Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. Это будет способствовать приобщению родителей к воспитательно — образовательному процессу. План реализации проекта в 3 этапа : Подготовительный, Основной, Заключительный.

Занятия тренинги. С целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп. Формирование практических навыков эффективного родительства. Где родители могут стать участниками игр, учиться играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях.

Советы которые помогут активизировать участие родителей. Проявляйте взаимное уважение друг к другу. Поощрять инициативу и фантазию родителей, помогать им. Привлекать родителей к занимательным мероприятиям детского сада и группы. Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОО и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. Помните. У всех людей разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.

Высказывайте свою признательность. Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность любой информации. Обучайтесь навыками сотрудничества. Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления из взаимопонимания.

Номер материала: ДБ-393950

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

проект по развитию связной речи

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ

Составили: старший воспитатель О.Н. Кочнова,

педагог-психолог О.А. Елшина.

«Родное слово – основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний»

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи — одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современые педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

  • В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
  • Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.
  • — Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.

    1. Организационно-подготовительный (январь).

    2. Основной (февраль-март).

    3. Заключительный (март).

    Содержание и этапы реализации проекта

    1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных

    2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

    3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

    4. Анкетирование родителей

    5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников

    1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом

    2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

    4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

    5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

    6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

    7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

    47zavolzhie.dounn.ru

    Смотрите так же:

    • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
    • Развития внимания ребенка Задания-картинки для развития внимания ребенка Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете […]
    • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
    • Личностное развитие ребенка диагностика Комплект диагностических материалов 3. Диагностика уровня личностного развития Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и […]
    • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
    • Бронхит у детей до года симптомы и лечение Бронхит у детей: острый, обструктивный бронхит, симптомы, лечение Бронхит у детей чаще всего возникает в виде осложнения на фоне ОРВИ, гриппа или сильной простуды, переохлаждения. Провоцирующими факторами развития бронхита являются сезонные резкие перепады температуры, особенно периоды дождей с повышенной влаж­ностью, поэтому это […]
    • Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяца Сколько спят дети 6 месяцев комаровский Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте. он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают […]
    • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]