Развитие ощущения и восприятия в дошкольном возрасте

Развитие восприятия в дошкольном возрасте

• характеристику познавательных процессов детей дошкольного возраста: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

• выявлять трудности в развитии познавательной сферы детей;

• конструировать оптимальные условия для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста;

• способами применения полученных знаний в практической работе;

• навыками психодиагностики, проведения психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: игры как ведущего вида деятельности, лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Е. Ф. Рыбалко отмечает, что в развитии основных свойств восприятия дошкольника наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа. В три года ребенок осуществляет движения глаз внутри фигуры при малом числе фиксаций (1-2 движения в 1 с). В четыре года число фиксаций глаза при прежнем характере движений внутри объекта увеличивается в два раза. В пять лет изменяется тип движений при сохранении их общего количества: зрительно обследуется определенная часть контура предъявленных фигур. Лишь в шесть лет происходит движение глаза по контуру при тщательном ознакомлении с фигурой (4,0 движений в 1 с). Развитие осуществляется по линии все более адекватного выделения специфического содержания в соответствии с задачей: резко меняется временной режим движений (число фиксаций и способы обследования объекта). Между тем уже в три года дети умеют следить по контуру за указкой, что свидетельствует о высокой обучаемости в этом возрасте. Значительное сокращение числа движений глаз (с 3,5 до 2,7 в 1 с) при переходе от ознакомления к опознанию имеет место лишь в шесть лет. Это означает, что только в данном возрасте происходит истинное опознание уже знакомого ранее объекта. В более ранние годы, напротив, время при опознании знакомого объекта увеличивается в полтора-три раза. Следовательно, первичное знакомство с объектом носит несовершенный характер в смысле вычленения формы. Способность детей выделять объекты по форме и контуру означает формирование целостности восприятия.

К концу дошкольного возраста появляется способность выделять форму объекта. К старшему дошкольному возрасту дети начинают успешно выполнять выкладывание контура фигуры без ошибок. Младшим детям данная задача почти совершенно недоступна: дети либо отказываются выполнять задание или выполняют с грубыми ошибками. Дошкольники часто руководствуются не целостным образом формы, а каким-либо одним или двумя отличительными свойствами. Начиная со старшего дошкольного возраста интенсивно развивается структурность восприятия. Задачи по построению плоскостной фигуры из отдельных ее частей дети выполняют, начиная с пятилетнего возраста, когда происходит увеличение роли зрительного анализатора в осуществлении действий с предметами и развитие его контрольно-измерительных функций. Разные компоненты зрительного восприятия развиваются разными темпами, на что оказывает влияние тип латеральности.

Экспериментальное исследование Н. Ш. Корашвили показало, что трудности выделения фигуро-фоновых отношений у детей дошкольного возраста иногда отмечаются у праворуких, чаще у леворуких и почти у всех дошкольпиков-амбидекстров. Дошкольники допускают гораздо меньше ошибок при выполнении заданий на константность восприятия: у праворуких их незначительное количество (в младшем школьном возрасте они совсем не встречаются), у леворуких таких ошибок больше, у амбидекстров – большое количество, причем даже в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия включает процессы роста и усиления основных свойств перцептивной деятельности, их качественные преобразования. Способность различать объекты по форме, выделять их структурные особенности интенсивно развивается в дошкольном возрасте. На эти процессы большое влияние оказывает речь в ее многообразных проявлениях. Словесные обозначения способствуют более точной дифференцировке воспринимаемых свойств, осмыслению и более точному оцениванию связей и отношений между ними. Другая линия в развитии восприятия выражена в появлении новообразований, которые формируются под влиянием социальных воздействий и осуществляются также посредством речевой деятельности. К таким новообразованиям относят усвоение эталонов геометрических фигур, цветового спектра, темперированного музыкального строя. Важное новообразование в дошкольном периоде – высшая социализированная форма восприятия: наблюдение, связанное с формированием определенных способов его осуществления и имеющее целенаправленный характер, когда дошкольник начинает выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. Развитие социальных форм перцепции происходит в процессе взаимодействия не только с окружающими предметами, но и с людьми.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте предполагает два взаимосвязанных процесса: усвоение общепринятых сенсорных эталонов, возникших в ходе культурно-исторического развития человечества и используемых людьми в качестве образцов, при помощи которых устанавливают и обозначают определенные свойства и соотношения, и овладение новыми перцептивными действиями.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация является одной из важнейших задач сенсорного воспитания. В характере перцептивных действий на протяжении дошкольного возраста происходят определенные изменения, заключающиеся в увеличении доли зрительного обследования и использовании в обследовании ручных движений только в затруднительных случаях и с незнакомыми предметами.

Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформированными уже к началу дошкольного возраста, функции слухового восприятия все еще находятся в стадии формирования в младшем дошкольном возрасте и оказываются в целом сформированы только к концу старшего дошкольного возраста. При этом следует подчеркнуть заметное отставание слухового восприятия от зрительного. Основные закономерности развития восприятия дошкольника представлены в табл. 9.1.

Закономерности развития восприятия ребенка на различных этапах дошкольного детства

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия наблюдение, рассматривание, поиск.

Зна­чительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предме­ты, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает со­держание картины, если взрослые дают соответствующие поясне­ния, помогают рассмотреть детали в определенной последователь­ности или подбирают картину с особой композицией, облег­чающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правиль­ные выводы относительно того, что он наблюдает. В эксперимен­тах Дж. Брунера, описанных в главе 5 раздела 1, многие дошколь­ники верно судят о сохранении количества воды в стаканах, когда воду переливают из одного стакана в другой за ширмой. Но когда ширму убирают и дети видят изменение уровня воды, непосред­ственное восприятие приводит к ошибке — снова возникает фе­номен Пиаже. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мыш­лении, наиболее характерном для этого возраста.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М. Изд-во УРАО, 1997. — 176 с. С. 90-91

Популярные материалы раздела Детская психология

Популярные материалы

Развитие ощущений и восприятия

Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). Если абсолютная чувствительность достигает достаточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребенка, то на последующих этапах взросления у малыша развивается способность различать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, начиная с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом происходит постепенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раздражитель (Е. И. Бойко, 1964.) Причем время реакции ребенка на неречевой сигнал будет меньше времени реакции, чем на речевой.

Абсолютная чувствительность – психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.

Психофизиологические функции – функции коры головного мозга, обеспечивающими взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Развитие восприятия можно рассматривать как процесс развития и формирования перцептивных действий. В развитии перцептивных действий в возрасте от 3 до 6 лет (т. е. в пред-дошкольном возрасте) можно выделить, по крайней мере, три основных этапа (Венгер Л. А. 1981).

uspeshnyjmalysh.ru

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие. Развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.

Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик – как кусок мыла, а цилиндр – на стакан.

Восприятие целого и части.

Дети дошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета. В продуктивности восприятия ребенком предмета огромное значение имеет действие, которым пользуется ребенок при восприятии. Так в процессе восприятия, ребенок приобретает свой личный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа восприятия.

Для ребенка отражение времени – значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Он различает день и ночь. Первой дифференцировкой времени служит введение слов “сначала”, “потом”, “раньше”, “после этого” в рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки).

Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. “Чем точнее слова определяют направление, — подчеркивает А. А. Люблинская, — тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка” .Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач “на глаз” .Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

Сложный психический процесс, каким является восприятие человека человеком, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и в труде. В процессе общения с взрослыми особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения с взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать внешний облик окружающих людей, но и воспринимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции. Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)

Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой. Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей.

10 баллов — названы 14 предметов, время — 20 сек. ;

8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек. ;

6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек. ;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек. ;

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—60 сек. ;

О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Оценка уровня развития ребенка:

10 баллов — очень высокий уровень;

8-9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

О—1 балл — очень низкий.

Принцип проведения диагностики:

При проведении любого вида диагностики необходимо соблюдать следующие принципы:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

При проведении диагностики, нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики;

Игры на развитие восприятия • Игровое упражнение «Волшебные клубочки». Цель: развитие творческого воображения, восприятия, развитие знаний геометрических фигур. Описание.

Игры на развитие восприятия дошкольников МДОАУ детский сад №3 г. Зеи Воспитатель Иотко А. В. Игры на развитие восприятия дошкольников Развитие зрительного восприятия 1. Игра «Разрезные.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственного представления» К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия» 1 слайдКонсультация для родителей (с презентацией) «Воспитание фонематического слуха и восприятия». 2слайд Цель:Показать родителямзначимость.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Развитие фонематического восприятия у младших школьников Консультация для родителей Тема: Развитие фонематического восприятия младших школьников. Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического.

Развитие слухового восприятия Следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить говорить только в том случаи, если он хорошо слышит, может.

Развитие эстетического восприятия Каким должен быть человек? Как и когда формировать мировоззрение, его эстетические идеалы? Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Общий вид игрового поля. Ребенку предлагается задание: «Назови домашних животных которых ты видишь. » Предлагаем ребенку помощь: «Найди.

Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи.

www.maam.ru

Особенности развития ощущений восприятий в дошкольном возрасте

Заказать! Прямо сейчас.

Развитие ощущений, восприятия и представлений дошкольника. Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Охарактеризовать особенности формирования представлений у лиц с У/О. 1. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия.Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребёнка. Г. , обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. 2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста.14. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Общая характеристика ощущений. Изд. Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорныхСогласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Для полноценного развития ощущения, восприятия необходимоРассмотреть особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Общая характеристика ощущений. Детские игры на развитие восприятия и ощущений. По поводу развитие ощущений и восприятия давно идут споры, насколько это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс?К особенностям восприятия детей до 3 лет относятся следующие Особенности восприятия и ощущений детей с нарушениями в развитии очень детально изучены советскими психологами (И. Поппури, 2008.-125 с.для развития ощущений, ранний возраст (1-3 года) — для развития речи, дошкольный (3-7 лет) — для развития восприятия и памяти, младшийЭта существенная особенность детского возраста опосредуется наличием тесной взаимозависимости различных качеств 1. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое2.

Развитие детского воображения связывается окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует Развитие ощущений, восприятия и представлений дошкольника. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста.К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности ( ощущения, восприятия, мышления Цель работы: изучение такого познавательного процесса, как восприятие и его особенности в дошкольном возрасте.Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом1.3 Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Развитие восприятия в дошкольном возрасте.Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных Читать тему online: Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста по предмету Психология. Детские игры на развитие восприятия и ощущений. МТак, например, по данным Е. 2.

2. В старшем дошкольном возрасте отличительной особенностью является увеличение его осмысленности. Замаева Наталья Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.Но так как именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной. Особенности физического развития в дошкольном возрасте.Прежде всего, необходимо остановиться на развитии ощущений, восприятия и наглядных представлений. 3.Психологические особенности восприятия дошкольников.24.Т. Развитие ощущений у детей. Особенности речевого развития в дошкольном возрасте. Изучить особенности развития восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста.

artemyevs.ru

Развитие восприятия в дошкольном возрасте.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь.

Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

agespsyh.ru

Развитие ощущения и восприятия в дошкольном возрасте

18.06.2009 (Правка 18.06.2009)

Однако нет основания говорить о том, что до 7-8 месяцев ребенок воспринимает именно предмет, а не знакомый ему комплексный раздражитель. Малыш 8-9 месяцев не узнает свою мать, если она подошла к нему в необычном виде, например в широкополой шляпе. Он не берет в руки любимого мишку, если его одели в яркий костюм и новую шапку. Восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально. Однако эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок (Л.А. Венгер).

2. движение предмета на фоне остальных неподвижных вещей;

3. движение руки ребенка по предмету, ощупывание его, выполнение различных манипулятивных действий с ним;

4. называние предмета.

Организуя подобные эксперименты, исследователи искали ответ на вопрос: что предпочтет ребенок – цвет или форму? Было установлено, что маленькие дети выделяют и ориентируются, прежде всего, на цвет предмета. Они подбирают к красному квадрату красные круги, треугольники и др.

Однако картина эксперимента существенно менялась, когда детям того же возраста предъявили изображения знакомых вещей: лейки, ведра, мяча. В этих условиях 80% детей даже двух – двух с половиной лет отдавали предпочтение форме. Они подбирали к желтой корзинке синюю корзинку, к зеленому ведру красное.

2. После 1 г. 2 мес. – 1 г. 8 мес. дети правильно находят предмет по слову (“Дай мне мишку”), если у них уже образовалась стойкая связь слова с этим предметом. Чем старше ребенок, тем быстрее слово приобретает обобщающее значение. Этому способствует отнесение слова не к одному предмету, а к нескольким однородным с изменяющимися несущественными признаками (слоны разной величины, цвета, фактуры, в разных положениях). В этих случаях дети легко узнают и новую для них игрушку (или изображение предмета) на основе обобщения и отвлечения (к большому белому слону подбирают не такую же по размеру белую свинку, а коричневого маленького сидящего слона).

3. С конца второго года жизни дети обычно могут сами правильно назвать воспринимаемый знакомый предмет в ответ на вопрос “Что это?” Однако, выделяя обычно лишь некоторые признаки и не видя отдельных деталей, ребенок часто ошибается, называя, например, собаку-овчарку волком, тигренка – кошкой, и обобщая разные предметы по случайным признакам (например, муфту, волосы, кошку он обозначает одним и тем же словом).

4. На третьем году жизни ребенок, воспринимая картинку с простым сюжетом, называет отдельно каждый изображенный предмет: “Девочка, киска” или “Мальчик, лошадка, дерево”. Лишь к концу преддошкольного возраста в результате упражнений дети начинают видеть связи, которые существуют между изображенными предметами. Обычно это связи функциональные – человек и совершаемое им действие: “Девочка кормит киску”, “Мальчик едет на лошадке”.

5. С пространством ребенок знакомится тогда, когда овладевает ходьбой. Однако пространственная характеристика воспринимаемых ребенком предметов долго остается слитой с содержанием самого предмета.

Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т.е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь – это прямоугольник, колпак лампы – шар, а воронка – конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится “видимой”: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.

2. Для восприятия времени у человек нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движения и ритм жизненных процессов (пульс, частота дыхания) или с помощью специального прибора – часов. У зрелого человека восприятие времени есть результат деятельности ряда анализаторов, объединенных в единую своеобразную систему, действующих как единое целое. У ребенка этой слаженности в работе анализаторов еще нет.

3. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).

4. Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было “завтра”, становится после ночи “сегодня”, а через сутки – “вчера”. Эта текучесть, отвлеченность, т.е. незримость времени, его слитность с теми же жизненными событиями, которые ребенок наблюдает, крайне затрудняют его вычленение и познание.

Если ребенку-дошкольнику трудно вычленить время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то во много раз труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. Поэтому даже старшие дошкольники считают, что, поскольку бабушка живет уже давно, она, конечно, видела Суворова, Пушкина и даже Петра I. Если ребенку рассказывают, что человек произошел от обезьяны, он совершенно не понимает, что такое те миллионы лет, которые отделяют животного предка от современного человека.

У дошкольников есть лишь знание настоящего и какое-то смутное представление о прошлом времени: “Это было давно”. В старшем дошкольном возрасте в этом аморфном “давно” выступают первые временные ориентиры: “Это было еще до войны”, “Это было до революции”. Однако эти опоры еще никак не локализованы в действительном времени исторического прошлого.

2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;

3. осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание.

Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них “точки зрения на людей”, “эталоны”, с которыми они должны “сверять” свое поведение и которыми они должны “мерить” поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде .

Однако и у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-дошкольниками (Л.А. Шварц, С.В. Мухин, М.Н. Волокитина). Но правильно обозначают геометрические формы все же только 55% детей, поступивших в школу (Б.И. Хачапуридзе). Сохраняется у первоклассников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм (О.И. Галкина, С.Н. Шабалин). Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) – волчком или крышей, четырехгранную призму – столбиком и т.д. Это говорит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.

• при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметные действия, ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование, изображение);

• при выработке специального условного дифференцировочного рефлекса на форму, величину, местоположение в пространстве;

• при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами;

• является характерным признаком предмета;

• обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;

• конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой (геометрической).

• от степени близости ее сюжета опыту ребенка;

• от формы поставленного вопроса;

• от общей культуры ребенка, умения наблюдать;

www.psychology-online.net

Смотрите так же:

  • Лавомакс инструкция по применению у детей Лавомакс (таблетки 125 мг) — инструкция по применению, аналоги, отзывы, показания для лечения гриппа, герпеса, гепатита и побочные эффекты препарата у взрослых и детей На этой странице опубликована подробная инструкция по применению Лавомакса. Перечислены доступные лекарственные формы препарата (таблетки 125 мг), а также его аналоги. […]
  • Семья с 1 ребёнком Дизайн однокомнатной квартиры для семьи с ребёнком — 40 фото Взрослея, каждый из нас стремится к созданию своей семьи и «гнездышка», которое можно будет обустроить, руководствуясь своими личными предпочтениями и потребностями других членов семьи. Зачастую молодым семьям с детьми приходится жить в скромном жилье: […]
  • Можно ли пертуссин детям Можно ли давать пертуссин детям Сироп Пертуссин. Инструкция по применению Комбинированный препарат с отхаркивающим, муколитическим и противокашлевым действием. Препарат Пертуссин выпускается в виде сиропа во флаконах по 50, 100 и 125 мл. В 100 г сиропа Пертуссин содержится: -Экстракт травы чабреца -12 г -Калия бромид -1 г Сироп […]
  • Развитие ребенка в первый месяц жизни Развитие ребёнка от рождения до 1 месяца В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. В жизни этого человека […]
  • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]
  • План развития ребенка 1 3 лет По порядку: план развития ребёнка от 1 до 2 лет Внимание на движение К 1 году кроха либо уже ходит, либо вот-вот начнёт это делать. Главное тут — не мешать, а просто помогать. Чуть придерживать, оберегая от опасных падений. Но в целом ребёнок должен проявлять самостоятельность в движениях, ведь ему хочется самому выбирать направления и […]
  • Аденоиды консервативное лечение у детей Аденоиды 1 2 степени у детей фото Аденоиды 1,2 и 3 степени у детей: симптомы и лечение Аденоиды в носу у детей – это не что иное, как разрастание ткани глоточной миндалины. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, как вылечить аденоиды у ребенка необходимо подумать и о курортном лечении. В вопросе развития аденоидов существует и […]
  • Что давать ребенку чтобы хорошо спал Чтобы ребенок спал всю ночь Молодых мам часто интересует, почему малыш беспокойно спит ночью. Удастся ли приучить деток к спокойному крепкому сну? Когда младший член семьи начнет давать родителям отдыхать по ночам? Бывает, особо впечатлительные мамы объясняют плохой сон крохи сглазом и прочими суевериями. На самом деле, стоит лишь […]