Воспитание ребенка в семье педагогика

Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

Каждый родитель хочет вырастить из своего ребенка воспитанного человека, независимую, незаурядную, целеустремленную личность. Процесс этот весьма сложный и непрерывный. Надо понимать, что ребенку для развития требуется усвоить большой объем информации, в этом чаду необходимо помогать. И помощь должна начинаться уже с самого рождения. Искусство воспитания — это процесс, необходимый для будущего благополучия ребенка, его родителей и общества в целом.

Все педагоги и родители знают, что дети учатся лучше всего на чужом примере. Если, допустим, ребенку говорят не повышать голос при разговоре, но при этом мама сама постоянно кричит, то убеждать малыша в обратном крайне затруднительно.

На подсознательном уровне у ребенка формируется стремление подражать взрослым. В такой ситуации часто возникает непонимание, несоответствие требуемого и действительного, которое постоянно будет рождать сопротивление. Грамотный подход к воспитанию помогает вырастить самостоятельную, сильную личность, а в будущем избежать многих трудностей и проблем. И сформировать цельную личность – это искусство воспитания.

У педагогов, психологов, философов, религиозных деятелей свои взгляды на этот процесс. И часто они оказываются противоположными. Сегодня в мире огромного потока информации очень сложно сориентироваться и выбрать правильный путь. Помимо любви и принятия ребенка таким, какой он есть, родителям требуются дополнительные знания:

  1. О психофизиологических особенностях разных возрастных групп. Это необходимо, чтобы знать, что можно требовать от ребенка, а что пока еще рано.
  2. О процессе воспитания в семье. Анализируя традиции своей семьи, можно вынести что-то полезное и применить в отношении ребенка или, наоборот, какую-то модель своего поведения скорректировать.
  3. Важно понять, что независимо от возраста ребенок является личностью, а не собственностью родителей. Поэтому самостоятельность воспитывается с малых лет.

Стоит понимать: в процессе воспитания не должно быть противоречий, когда мама разрешает, а папа запрещает, или наоборот. Это приводит к серьезным внутренним душевным конфликтам, с которыми малышу бороться нелегко, и впоследствии они выливаются в серьезные проблемы уже взрослого человека. Ошибочно полагать, что воспитанный ребенок — тот, который безоговорочно слушается родителей.

Основная задача родителей — помочь малышу стать личностью, раскрыть свои таланты и жизненный потенциал, а не сделать его своей копией. В этом и заключается искусство воспитания ребенка.

Проблема современного воспитания

Воспитатели и педагоги отмечают, что родители сегодня совсем перестали заниматься детьми и интересоваться их воспитанием. На что родители возмущенно отвечают, что это совсем не так, ведь мы читаем всю необходимую литературу по воспитанию, отдали ребенка в спортивную секцию, на танцы, нанимаем на дом логопеда.

В этом и заключается проблема современного воспитания: родители, пытаясь дать ребенку все самое лучшее, не замечают, как перекладывают заботы на чужих людей, в то время как основа личности закладывается в семье. А в этой сфере переложить всю ответственность даже на специалистов нельзя: здесь требуется вложить собственную душу.

Искусство воспитания в семье

Искусство семейного воспитания состоит в том, что ребенок должен понимать: его любят не за что-то, а бескорыстно, независимо от успехов в учебе или на другом поприще. Нам, взрослым ясно, что любовь к отпрыскам — нечто само собой разумеющееся, но им это необходимо постоянно доказывать. Ребенок требует постоянного внимания и делает это, как может: хорошими или плохими поступками, хулиганством или упрямством. И здесь очень важно понять, что эмоциональный комфорт для дитя — прежде всего. Не нужно оценивать малыша и его поступки, его необходимо любить и воспринимать таким, какой он есть.

Можно ли любовью испортить ребенка?

Если это действительно любовь, то ею нельзя испортить характер ребенка и вырастить из него эгоистичного человека. Родители, по-настоящему любящие своих детей, не станут потакать капризам и идти на поводу.

Именно в семье ребенок знакомится в первый раз с понятиями «хорошо» и «плохо», получает представление о жизни и о том, как поступать в той или иной ситуации. В семье ребенок адаптируется к социуму, именно поэтому важно, чтобы у малыша были сестры и братья.

Нет универсальных советов для каждой семьи по правильному воспитанию детей. Ведь нужно учитывать количественный и возрастной состав, социальный уровень каждой отдельной семьи. Но есть некоторые рекомендации, которые необходимо знать каждому родителю:

  • Ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, тепла и доброжелательности.
  • Малыша, независимо от возраста и личных достижений, нужно любить и ценить его как личность.
  • Необходимо слышать детей и помочь им развить свои способности.
  • Высокие требования можно предъявлять исключительно на основе взаимного уважения.
  • Часто проблема кроется в поведении самих родителей, потому как дети неосознанно копируют близких людей.
  • Нельзя акцентировать внимание на недостатках ребенка, нужно концентрироваться на положительных моментах. В противном случае развиваются комплексы.
  • Любое обучение должно проводиться в форме игры.
  • Собственное поведение

    Макаренко настаивал на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем отказаться.

    «Педагогика» – слово пришло в наш лексикон из Греции, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания. В России это понятие появилось с философским наследием античной цивилизации. Педагогика как искусство воспитания является частью общего процесса возрастного развития. Эта наука изучает и прививает:

    • самостоятельность;
    • гуманность;
    • нравственность;
    • способность к творчеству.
    • Основная задача взрослых — передать накопленный опыт новым поколениям. Педагогика изучает воспитание человека независимо от возраста. Знание этой необходимой науки помогает выбрать оптимальное решение для каждой конкретной ситуации. Но только на практике можно ответить, что такое педагогика — искусство или наука, хотя давно эти понятия стали объединять. Настоящий педагог понимает, что, не зная хорошо науку, невозможно претворить в жизнь и искусство воспитания. И здесь ключевым моментом является любовь и уважение к растущему человеку.

      Искусство воспитания — самое сложное изобретение человека. Его невозможно отделить от процесса получения образования, и оно длится весь период взросления. Воспитательные задачи многогранны и обширны. Именно в процессе обучения у ученика формируются привычки, профессиональные навыки, устремления, потребности, которые соответствуют или не соответствуют нормам нравственности.

      По сей день педагогические идеи А. С. Макаренко используются при разработке вопросов воспитания и служат важным источником полезной информации. Формирование личности – это и есть непрерывный воспитательный процесс.

      Что такое искусство воспитания?

      Дать однозначное определение невозможно. Ученые вкладывают разный смысл в это понятие. Что такое искусство воспитания, по их мнению? Это одно целое из множества составляющих, среди которых самыми важными являются:

    • забота о здоровье;
    • забота о материальном и душевном благополучии ребенка;
    • моральное воспитание;
    • закалка духа и чувства ответственности и многое-многое другое.
    • Будущее человечества сейчас играет в саду, сидит за партой. Оно очень наивно, чистосердечно и, что самое важное, целиком в руках взрослых. Как сформируют родители и педагоги детей, такими они будут в будущем. И не только они, а весь мир через несколько десятков лет. Общество, которое будет строить сегодняшнее подрастающее поколение, создаем своими руками мы, взрослые.

      Борис Михайлович Неменский, советский педагог, так сформулировал эту идею: школа решает, чему будут радоваться, а что ненавидеть люди через 20-30 лет. Это тесно связано с мировоззрением будущего поколения, которое не может быть полноценным, если не воспитывается высокая мораль. Сегодня внимание к проблеме практики и теории эстетического мировоззрения уделяется особое. Ведь это средство и умственного, и нравственного роста, а значит, развития духовно богатой личности. Поэтому искусство воспитания детей – это многогранный непростой процесс, которому должно уделяться особое внимание.

      fb.ru

      Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье

      Реферат по предмету: Педагогика (Пример)

    • Характеристика семьи, важность семьи как института воспитания 3
    • Понятие «отклонение в развитии» 4

      Роль семьи в коррекции отклонений в развитии ребенка, подготовке к школе и социальной адаптации.6

      Список источников информации 14

      Семья — фундаментальное понятие, обозначающее социальную груп-пу, обладающую «исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

      Семья традиционно определена, как главнейший институт воспитания, так как именно та база, которую человек приобретает в детстве, сохраняется в течение всей последующей жизни и является фундаментом становления личности. Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю. Каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейных взаимоотношений.

      Ни один из имеющихся институтов воспитания не может сравниться с семьей по продолжительности воздействия. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

      Широкое окружение семьи (соседи, прохожие, дети во дворе, профессиональные работники) представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса. Каждая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и терапевтический эффект в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия. Для того, чтобы свести к минимуму весь негатив, родители не должны пускать процесс воспитания на самотек, как в маленьком возрасте, так и в более старшем. Для этого необходимо достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Очень важно, чтобы то, чему взрослые учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

      Список использованной литературы

      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

      1.Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации, Л., изд. Наука, 1975.

      2.Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С. А. Морозва. — М., 1998.

      2.Каган В.Е. Аутизм у детей.- Л., 1981.

      3.Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей II Собр.соч.:В 6 т.-М. 1983.—Т.5.

      4.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В.А. Сластенин; Междунар. акад. пед. образов. — 3-е изд. — М.: Академия, 2004.

      5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

      6.Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Л. Д. Шматко) — М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

      7.Дети с задержкой психического развития / Под ред. ТА. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.

      8.Иполитова М.В. Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

      9. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. —СП 6., 1996.

      10. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами

      11. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М.,

      12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.

      13. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

      14. Мещеряков А.И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи // Вопросы философии. 1968.— № 9.

      15. Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. — Красноярск, 1996.

      16. Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.

      17. Специальная педагогика. В 3 т.Т.1: Уч. пос./ Н.М.Назарова. ? Издательство: Академия ИЦ, 2007.

      18. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Т.Г. Никуленко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

      19.Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. и науч. ред. Л. М. Щипицина. — СП 6., 1997.

      20. Обучение детей с задержкой психического развития/ Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.

      21. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. — М., 1994.

      22. Щипицина Л.М., Рейсвейк ван К Навстречу друг другу: пути интеграции. СП 6., 1998.

      referatbooks.ru

      1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях а.С. Макаренко

      А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

      В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».

      Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

      Воспитание — очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко.

      В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

      Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

      В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

      «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

      Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

      Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

      Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

      Разумная система взысканий не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

      Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

      -влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;

      — выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

      Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

      Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

      1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

      2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет ни повода, ни возможности для общения.

      3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от. элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.

      Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

      Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

      Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

      studfiles.net

      Воспитание детей в семье

      Любовь к ребёнку в счастливой семье

      Воспитанию детей в семье уделяется большое внимание и в литературе и в печатных изданиях. Тема эта актуальна во все времена и это понятно, дети — это будущее человечества. Если перестанут рождаться дети, человечество погибнет. Поэтому тема любви к ребёнку никогда не потеряет своей актуальности, покуда живёт человечество.

      Если человека радует радость другого и когда страдает от того, что страдает другой, когда он желает принести радость другому и уменьшить его страдания — это стремление мы и зовём любовью. Для матери источником большой радости является здоровье и благополучие своего ребёнка. Справедлива и обратная связь — радость матери — это источник радости и для ребёнка. Поэтому воспитание детей в семье — удел ответственных родителей, это главная обязанность мужа и жены в равной степени.

      Только родители и, в основном, мать могут беззаветно любить ребёнка, просто потому, что он есть, он рядом с ней, неважно, "хороший" он или "плохой". Сначала ребёнок, как бы учится быть любимым. Затем, в старшем возрасте, он учится сам любить, учится проявлять любовь по отношению к другим. Сначала человек проявляет любовь, прежде всего, к родителям, потом к супругам, потом и к своим детям и, позже, внукам. Если ребёнок обделён любовью, если с ним обращаются так, словно он никому не нужен, он перестаёт постепенно уважать себя и у таких детей возникают чувства неполноценности.

      Способность мамы любить ребёнка зависит от многих составляющих, главное из которых — атмосфера в семье, в которой воспитывалась сама мать. Если её саму в детстве "бескорыстно" любили, то заложенная в неё с детства способность любить получит широкое развитие. И ошибаются те, кто считает, что в каждой матери заложен материнский инстинкт. Если это было бы так, то не было бы отказов от детей в роддомах сразу после их рождения, не было бы брошенных и беспризорных детей, а таковых на свете — огромное количество. Стало быть, подкачал материнский инстинкт. Способность матери любить ребёнка — это не врождённое качество. Эта способность является продуктом воспитания. Т.е. получается, что в счастливых семьях вырастают счастливые дети. В несчастных семьях — несчастные дети.

      Также на способность мамы любить ребёнка влияют эмоциональные взаимоотношения женщины и мужчины в семье. Если часто возникают конфликты в семье, то начинает испытывать тревогу и женщина в семье и становится раздражительной. И она ищет причину, почему ушла любовь? И во многих случаях, порой на бессознательном уровне начинает думать, что неурядицы в семье начались после рождения малыша. И приходит к выводу, что малыш виновник конфликтов в семье. И о какой любви к ребёнку может идти речь в таких случаях?

      Следующее условие, влияющее на материнскую любовь к ребёнку — здоровье самой мамы, как физическое, так и психическое. Переутомлённая, уставшая, раздражённая женщина в семье, даже в самой положительной семейной атмосфере не всегда найдёт в себе силы полноценно любить ребёнка. Плачущий, отказывающийся спать ребёнок часто вызывает у матери раздражение. И ребёнок очень сильно это чувствует. И он начинает реагировать на мать, как на опасный объект, которые приносит страдания. И когда родители сетуют, что дети их совсем не любят, можно смело сказать, что дети тут ни при чём. Виноваты родители, неверно воспитавшие детей в семье.

      Потребность в любви у ребёнка, в эмоциональных контактах, гораздо сильнее, чем все другие потребности, даже пищевые. И если женщине вдолбили в голову плохую мысль: "Не надо брать на руки ребёнка, а то он привыкнет". Если следовать этому совету, то болезнь под названием — отсутствие эмоциональных контактов — перейдёт в хроническую форму. Сосание пальца, недержание мочи по ночам — это небольшая часть последствий этого.

      Когда малыш подрастает, то родители и, в частности, мама любят ребёнка уже не просто так, а уже за какие-то определённые черты. И эта любовь помогает сформировать определённые черты характера, соответствующие духовным ценностям этой семьи. Именно эта любовь к ребёнку и поможет воспитать его, ведь все хорошие поступки подкрепляются любовью, а плохие подавляются, поскольку не подкреплены любовью.

      Иногда родителям дают советы, типа: живите дружно, в соответствии с моральными ценностями общества, будьте вежливы, внимательны и трудолюбивы и тогда дети усвоят этот стиль жизни, начнут подражать родителям и станут хорошими. Но, в таком случае, почему часто у трудолюбивых супругов растут дети-лентяи? Или у добрых людей вырастает ребёнок — эгоист? Можно в таком случае всё свалить на школу или на влияние улицы. Но это будет лишь уход от вопроса: а почему дети подражают неблагополучным подросткам, а не хорошим родителям?

      Ребёнок видит, как поступают его родители, это верно. Но будет ли он также себя вести? Чтобы привить ребёнку какое либо действие, нужно чтобы выполнение этого действия сопровождалось положительными эмоциями у ребёнка. Само по себе повторение этих действий не даст. И только положительные эмоции оставят след в душе ребёнка.

      Представьте себе ситуацию — ребёнок не хочет убирать игрушки. Можно заставить его это сделать. И что дальше? Конечно, испугавшись отцовского гнева он их уберёт. И в дальнейшем, из-за боязни отца он может научится их убирать. Пожалуй, таким образом можно научить его ходить в магазин, самому садиться за уроки и даже колоть дрова. Но какой же истинный стимул к работе? Отнюдь не желание испытать радость от проделанной работы, а лишь желание избежать неприятной ситуации. Поэтому подобные методы воспитания не привьют любовь к труду, а скорее, отвращение к работе.

      Но любовь к ребёнку сама по себе не может считаться автоматическим источником зарождения положительных качеств у ребёнка. Зависеть всё буде от того, за что ребёнка любят. Если за агрессивность, жестокость, лживость и вероломство, то он таким и вырастет. Любовь матери к ребёнку — это толчок, с помощью которого ребёнок совершает прыжок в жизнь. Очень многое будет зависеть от того, как всё начиналось. Был проведён такой эксперимент — цыплят обучили клевать с ложки. Потом насыпали корм на землю. Циплята не стали его клевать, т.к. с самого начала им привили определённое поведение, которое вытеснило в них врождённую реакцию клевания.

      Так и с маленьким детьми — лучше учить сразу, чем переучивать. И делать это нужно, начиная с раннего детства, ведь воспитать счастливых детей — это одна из составляющих семейного счастья.

      Рекомендуем также посмотреть статьи:

      mirvsemye.ru

      Воспитание ребенка в семье педагогика

      эстетический воспитание дошкольный прекрасное

      Эстетическое воспитание ребенка неразрывно связанно с домом и в первую очередь возникает с эстетики быта. Главное необходимо позаботиться о том, чтобы обстановка в квартире или доме располагала этому воспитанию. порядок, и не только в доме или в квартире, но и в одежде, игрушках, на полках, книгах и т.д., необходимо поддерживать порядок абсолютно во всем, так как именно это зарождает в ребенке тягу к прекрасному, всё это располагает к эстетическому воспитанию. Не нужно специально тащить в дом всевозможный антиквариат, чтобы дом был похож на склад или музей. Например, не стоит развешивать на стенах все семейные фото, их просто можно собрать в альбомы.

      Нагромождать безмерным количеством старинных безделушек тоже не имеет смысла, вместо этого целесообразно купить хорошие художественные репродукции, статуэтки, интересные вазы.

      Но если ребёнок сам не будет всё это видеть, надо направить его внимание, можно привлечь его к творческой деятельности, обсуждать с ним вопросы приобретения мебели, музыкальных инструментов, картин, привлекать его к трудовой деятельности по украшению дома двора, выращиванию цветов.

      Важно, чтобы ребенок познакомился с поэзией и музыкой как можно раньше. Уже сегодня, для тех родителей, которые заняты, существует многочисленное количество развивающих центров, есть программы для раннего развития детей, где занимаются непосредственно эстетическим воспитанием дошкольников, с ними прослушивают различную приятную и спокойную музыку, посещают различные галереи и т.д. Но для тех родителей, которые ограниченны по времени совсем не обязательно приходить на различные курсы или в центры — можно слушать тихую и спокойную мелодию дома, когда ребенок играет или почти засыпает.

      Начиная с дошкольного возраста тогда когда дети 4-5 лет смогут понимать смысл прочитанного можно знакомить с поэзией. Для начала целесообразно выбрать стихотворения наиболее известных художественных писателей, которые легко читаются — это улучшит результат восприятия.

      Нужно помнить, что не всегда современные книги с яркими рисунками заинтересуют ребёнка своим содержанием. Поэтому не нужно рисковать — покупайте книги известных мастеров с простыми и интересными сюжетами, а главное подходящие по возрасту. Огромное значение имеет внешний вид книги, она не должна быть порвана, разрисована и т.д. Знакомить с классической литературой лучше всего начинать подбирая интересные произведения по возрасту, но самое главное, не читать сложные тексты — это может отбить охоту к книгам даже любознательных детей.

      Любовь к рисованию у ребенка можно прививать, когда он уже начинает ходить и осознанно может держать в руке карандаш, кисть, восковые мелки. Для очень маленьких можно приобрести пальчиковые краски, для детей старшего возраста — наборы красок и кистей, альбомы.

      Петь можно начать с очень раннего возраста — это тоже имеет Большое значение для эстетического воспитания. Для этого родителям не обязательно иметь музыкальное образование — ведь можно иногда петь вместе детские песни, колыбельные, пропевать вместе с ребёнком потешки, включать музыку и подпевать. Несмотря на свою незначительность, многие родители не задумываются об этом, ведь пение позволяет во многом помочь развитию ребенка, исключить многие проблемы с психологическими стопорами, с произношением.

      Немаловажное значение в эстетическом воспитании ребенка играет личный пример родителей. Очень хорошо, если есть с кого брать пример в семье, если взрослые заинтересованы различными видами искусства.

      Таким образом, из всего вышесказанного для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия: Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение), насыщенность быта произведениями искусства, самостоятельная активная деятельность детей, осуществления индивидуального подхода к ребёнку. И конечно, самым важным фактором развития эстетического воспитания ребёнка, является его семья.

      Выводы по I главе

      Таким образом, цель теоретического обоснования и решения первой задачи изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигнута. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить основные подходы к определению понятия эстетический вкус, познакомиться с методами, принципами, задачами и содержанием работы по формированию эстетического вкуса.

      Для дальнейшего эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивый палас, посуда, целые книги, игрушки, опрятный вид взрослого и т.д. все это создает эмоциональное настроение, приучает к красоте окружающих предметов. Дети чутко реагируют на все красивые предметы, хотят их иметь. Так, например ребёнок будет тянуться за целой игрушкой, а не сломанной. Будет оценивать красивое платье другого ребёнка, тем самым обращая внимание на свой внешний вид.

      Изучение эстетического воспитания в семье, дает возможность решить вторую задачу — познакомиться с практическим опытом работы в некоторых семьях, а так же провести параллель между первой и второй выдвинутыми во введении задачами. Для решения третьей и четвертой задач в совокупности, которые позволят найти подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипотезы.

      studbooks.net

      Смотрите так же:

      • Ребенку 2 года можно ли давать мед С какого возраста можно давать ребёнку мёд С давних времён пчелиный нектар считается очень полезным натуральным продуктом. Это высококачественный легкоусвояемый углевод, которым лечат многие заболевания. Этот продукт содержит фруктозу, глюкозу, и очень низкое количество сахарозы. Мёд — природное лекарство от многих болезней. Однако […]
      • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
      • Пенсии семьям с детьми Правила и сроки перерасчета пенсии после увольнения работающего пенсионера С 2016 года работающим пенсионерам не полагается индексация пенсии на процент ежегодной инфляции. Для увеличения размера выплаты требуется подать на расчет, чтобы перейти в статус неработающих. Прирост произойдет и в результате изменения величины страхового […]
      • Как прописать новорожденного ребенка заявление Как прописать новорожденного ребенка: необходимые документы и нюансы Каждый человек, который проживает в правовом государстве, имеет права, которые должны соблюдаться всеми неукоснительно. Одно из прав — прописка по месту временного нахождения или же постоянного пребывания.Прописать новорожденного ребенка необходимо, заявив тем […]
      • Почему ребёнок боится оставаться один Если ребенок боится оставаться один в комнате… О причине детских страхов подробно шла речь в прошлых статьях. Родителям будет полезным узнать, почему дети начинают бояться и что во многом зависит от самих взрослых. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда ребенок боится оставаться один в своей комнате. Зачастую этому страху […]
      • Сколько должен спать двухмесячный ребенок Сколько спит ребенок в 2 5 месяца Сколько должен спать ребенок в 2 месяца? Уход за маленьким карапузом — это весьма хлопотное дело. Очень часто молодые мамочки, изучив литературу, считают, что указанные в ней нормы ночного сна: 9-10 часов, и дневного: 7-8 часов, должны безукоризненно выполняться младенцами. Но так ли это на самом деле, […]
      • Собес пособие по уходу за ребенком Вопрос 10. Пособие по уходу за ребенком в собесе? Назначение и выплата пособия осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица, кроме следующих случаев: Если страхователь зарегистрирован на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, назначение и выплата пособия […]
      • Как проявляется желтуха у новорождённых детей Краткая характеристика заболевания Желтуха – это следствие заболеваний печени и других органов, проявляющееся в окрашивании кожи, слизистых оболочек и склер в желтый цвет из-за отложений в них желчного пигмента – билирубина. В нормальном состоянии этот пигмент практически полностью выводится наружу вместе с содержимым пищеварительной […]