Методики на восприятие дошкольного возраста

Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста

Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь "ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или "перечеркнуть" и вложить свое содержание" (Ян Корчак).

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Для развития любого психического процесса существует "свой" сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д.Б. Эльконин подчеркивал что "процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" нельзя возвратить юношу в школу для "доделки", "доразвития". (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность.

Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятий этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это "Лови шарик", "Коробка форм", "Конструирование по образцу", "Разборка и складывание матрешки", "Разборка и складывание пирамидки", "Парные картинки", "Конструирование из палочек", "Нарисуй".

Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

  • Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  • Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  • Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  • Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  • Расширять кругозор детей.
  • Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  • Формировать познавательную активность, любознательность.
  • Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

    1. Игра на развитие восприятия формы
    2. Игра на развитие восприятия цвета
    3. Игра на развитие восприятия величины
    4. Игра на развитие мелкой и общей моторики
    5. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.
    6. В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

      Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

      Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: "Зайка пришел в гости; "Путешествие", "Мы в гостях" и т.д.

      Длительность занятий 15–35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

      Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

      Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными. Особенно эффективно подействовали игры и занятия на развитие восприятия величины: в начале года низкий уровень показали 41% обследуемых детей, после вторичной диагностики – 8% детей; формы – низкий уровень у 39% детей и 5% на выходе; цвета – начальная диагностика – 48%, заключительная – 3% детей.

      Менее результативно развивалось целостное восприятие, работа по развитию которого станет приоритетным направлением в средней группе.

      Детей, с которыми впервые на практике использовалась данная программа, удалось довести до выпуска из детского сада, почти у всех ребят высокий и средний уровень психологической готовности к школе; в этом есть заслуга работы, проводимой с ними в 3-4 года.

      В качестве образца предлагаю вам для ознакомления три занятия программы.

      Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

      Игра “Волшебный мяч”

      Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

      Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

      Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

      Игра “Спрятались от дождика” (форма).

      Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

      Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

      Дети : “Под зонтики”.

      Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.

      Дети по одному выполняют действия.

      Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)

      Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

      Игра “Грибочки и ежик” (величина).

      На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

      Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

      Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

      Игра “На что похожа эта фигура”

      Цель: учить детей группировать предметы по форме.

      Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

      Игра “Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

      На фланелеграфе – море, большие рыбки — мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

      Игра “Большой и маленький предмет”

      Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

      Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

      Где большой грибок? Где маленький грибок?

      Принеси маленький мячик, принеси большой.

      Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

      Цель: развитие мелкой моторики рук.

      пальчики ходят в гости, шагают;

      Совместное рассматривание картинок в книге “Где мы были летом” серии “Крапуз”

      Цель: расширять знания детей об окружающим мире, активизировать речь и внимание детей, развитие эмоционального мира детей.

      побуждающие детей найти и показать те или иные изображения;

      побуждающие детей строить простые фразы;

      побуждающие детей сочувствовать, сопереживать;

      привлекающие внимание детей к причинам и следствиям эмоциональных состояний (мальчик радуется, потому что нашел гриб, играет с собакой и т.д.)

      Итог занятия: словесное поощрение каждого ребенка, слова благодарности.

      Цель: закрепление знаний о признаках осени, полученных на речевых занятиях; учить называть цвета, закреплять умение сравнивать предметы по цвету.

      Беседа об осени

      Расправив широкие крылья,

      Над желтым простором полей.

      Плывет в небесах эскадрилья

      Спешащих на юг журавлей.

      Осенний старательный ветер

      Листву по дороге разнос.

      И серые тучи на небе

      Прольются осенним дождем.

      Какое сейчас время года?

      Как изменилась природа осенью?

      Какого цвета листья на деревьях?

      Птички куда улетают на зиму?

      Какая погода на улице?

      Игра “Подбери шарик” (цвет)

      Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.

      Игра “Посади на свою скамеечку” (форма).

      Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).

      Педагог: “Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и “посадит” на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры”.

      Игра “Выбери пуговки” (величина).

      Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

      Рассказываем стихи руками.

      Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.

      Яблочки о землю громко застучали.

      Веточки на яблоньке повисли от печали

      Руки вверху, “дерево”, наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово

      Яблоки на веточках висели и скучали

      Руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово

      Девочки и мальчики ветки раскачали

      Наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово

      Яблочки о землю громко застучали

      Полу приседая хлопаем ладонями по коленям

      Для современных педагогов направление моей работы по развитию познавательных процессов покажется очень простым занятием, кто-то подумает, что изобретается "велосипед", давно изобретенный. Мне же хочется процитировать слова известного ученого Циолковского: "Сначала мы "открываем" то, что знаем сами, затем мы "открываем" то, что знают все, и только потом мы "открываем" то, чего никто не знает".

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Методы развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста

      Изучение проблемы развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Особенности формирования представлений о свойствах и соотношении предметов. Разработка системы дидактических игр по развитию восприятия цвета.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://allbest.ru/

      В последние десятилетия проблема формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у детей раннего возраста предрасполагает к себе внимание педагогов. Ведь от того, как педагог понимает механизмы и закономерности развития ребенка, зависит направление, подбор содержания, методов и средств обучения и воспитания детей [2,c. 108].

      Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показал, что психологический аспект формирования представлений о цветах и оттенках у дошкольников наиболее полно обработан в теории развития восприятия. Часто непреодолимой преградой во многих направлениях производства является чисто физическая слепота к цвету, его тональности, насыщенности оттенка [4,с. 53].

      В связи с этим академик С.В. Вавилов писал: «Владение цветным видением чрезвычайно повышает ценность зрительного восприятия. Цветное видение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы и элементы среды» [7,с. 103].

      Цветное видение человека — явление уникальное и закономерное. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Вместе с тем процесс формирования представлений о цвете у детей на втором — третьем годах жизни на данное время является недостаточно исследованным [8,с. 172].

      Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. и другие. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации — долгий путь, но есть один короткий и очень важный период- детство. Исследования ученых, работы педагогов — новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе — творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются [3,с. 174].

      Развитие цветового восприятия — одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует [20,с. 325].

      Объект исследования: процесс развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста.

      Предмет исследования: методы развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста.

      Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста.

      Гипотеза исследования: наиболее эффективными методами развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста будут дидактические игры.

      Соответственно поставленной цели и гипотезы определены задачи исследования:

      — изучить проблему развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

      — выявить уровень развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста;

      — разработать систему дидактических игр по развитию восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста;

      — метод математической обработки полученных данных.

      Глава I. Проблема развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

      1.1 Сущность понятия «восприятие»

      Основную роль в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается [24,с. 482].Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях [5,с. 274].

      По словам Л.С. Выготского, «… все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [9., 129с]. Проработав достаточное количество литературы по теме изучения психических процессов, можно привести несколько вариантов определения понятия «восприятие»: Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [31,с. 517]. Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении [19,с. 81]. Восприятие — форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что: Восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав [10,с. 185]. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции [16,с. 204].

      Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем [14,с. 34].

      Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность.

      Таким образом, необходимо сказать, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас [18,с. 79].

      1.2 Особенности восприятия цвета детьми раннего дошкольного возраста

      Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке [1,с. 143].

      Развитие цветового восприятия — одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Период раннего возраста, где все внимание ребенка направлено на знакомство с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко желтое. Выбери краску желтую» [13,с. 24].

      Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с эталонами цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.

      Знакомство с цветом для детей раннего возраста — это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие [26,с. 132].

      Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый — это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый — грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета [11,с. 7].

      Особенностью восприятия цвета у детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «эталонами цвета». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует [30,с. 182].

      Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия [15,с. 23].

      Детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно условно разделить на три группы:

      1) дети, использующие радостные цвета (красные, оранжевые, зеленые, желтые) и их оттенки;

      2) дети, у которых любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой — синий, красный — розовый);

      3) дети, всегда выбирающие темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые), [17,с. 92].

      Поэтому следует обратить внимание на развитие у детей чувства цвета, определить условия формирования цветного восприятия.

      К 3 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов — серый, голубой, розовый — устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания [22,с. 184].

      Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному — красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому — и голубые и синие [6,с. 69]. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета — ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета [27,с. 119].

      Дети в возрасте 3 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный.

      В конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности [25,с. 345]. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов.

      Таким образом, к особенностям восприятия цвета детьми раннего дошкольного возраста мы отнесем:

      — знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

      — не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный;

      — дают цветам разные названия;

      — процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден [34,с. 248].

      Глава II. Экспериментальное выявление эффективных методов развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста

      восприятие цвет дошкольный дидактический

      2.1 Выявление особенностей восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста

      Экспериментальное исследование проходило в МДОУ «Аленький цветочек» № 1 г. Карачев, в обследовании участвовало 10 детей.

      В ходе констатирующего эксперимента применялась программа М. А. Васильевой, по изучению восприятия цвета, а также наблюдения за детьми во время занятий по изобразительной деятельности.

      Цель: выявление исходной степени сформированности представлений об эталонах цвета.

      К началу исследования была проведена подготовка, приготовлен материал для обследования: кружки диаметром 3см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25х10см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеены кружки основных цветов, на второй — дополнительных, на третьей — оттенки цветов, четвертая карта — пустая.

      В нашей работе критериями оценки сформированности восприятия цвета является знание детьми эталонов цветов, которое проявляется по следующим показателям:

      — умение соотносить цвета с образцом;

      — умение располагать цвета в соответствии с образцом;

      — умение находить цвета и оттенки по названию;

      — называние детьми эталонов цвета: основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого). Знание данных цветов детьми 3 лет выбрано согласно программе М.А. Васильевой, в которой указано, что дети в дошкольном возрасте должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый) [23,с. 561].

      Эксперимент проводился индивидуально с детьми 3 лет и состоял из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включала 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

      Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу. Перед ребенком ставят коробочки, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки, дают набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) и просят разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют [21,с. 129].

      Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец, и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце [28,с. 83].

      Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета [32,с. 203].

      Четвертая серия: самостоятельное называние цвета. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету [12,с. 102]. Результаты занесены в таблицу №1 «Результаты констатирующего эксперимента по сформированности восприятия цвета». Данные обработаны и отображены в диаграмме, из которой видно, что из детей, участвовавших в эксперименте, 50% имеют низкий уровень, средний — 40%, высокий — 10%. Уровни сформированности восприятия цвета определены в соответствии с критериями.

      1 уровень: группируют предметы по цвету, размещают цвета по наглядному образцу, находит цвет по называнию его взрослым. Самостоятельно называет цвет. Задания выполняются самостоятельно и правильно.

      2 уровень: начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога. Испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым. Затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняются с незначительной помощью педагога.

      3 уровень: начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога. Испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым. Не называет цвета. Задания выполняются с помощью педагога.

      Проведенная диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета, справляются с задачей группировки по цвету: кладут синего цвета кружочки в синие коробочки, красные — в красные и т.д.

      Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми. 2 детей не сразу начали группировать кружки по цвету. Затрудняются дети в основном в размещении цветов по образцу. После указания педагога: «Размести кружки в пустой карточке, так же как в этой (заполненной)». Дети выкладывали кружки в пустые клетки, не соотнося по цвету с образцом. Также при раскладывании по предъявленному образцу дети даже не обращали на количество пустых клеток внимания, стремились заполнить все клетки, в некоторых случаях цвет случайно совпадал. Некоторые дети не замечали сами клеточки, старались разместить на карточке все имеющиеся кружки. После предложения педагога сравнить свою карточку с образцом: «Посмотри у тебя так же как здесь?», дети не знали, что именно надо сравнить. В этом случае им предлагалось начать все сначала, но при помощи педагога: «Посмотри, какой кружок здесь, сюда положи такой же». Дети, выполняя задание, допускали ошибки, не все цвета соответствовали образцу. Из таблицы №1(Приложение) видно, что четверо детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.

      В третьей части констатирующего эксперимента по нахождению цвета при назывании большинство детей находили и показывали круг нужного цвета. Все участники эксперимента правильно показали монохромные цвета: черный и белый, из основных цветов «любимым» оказался красный. 4 человека показали все, выбранные для эксперимента одиннадцать цветов, правильно, 2 — затруднились только при определении оттенков, 1 — не правильно нашел и показал дополнительные цвета и дважды показал голубой вместо серого цвета, 3 — затруднились в выборе основных цветов, дополнительных и их оттенков.

      В четвертой части эксперимента при самостоятельном назывании цвета задания выполнил 1 человек, 4 человека назвали не все дополнительные цвета и оттенки, 5 — испытывали большие затруднения при назывании, как основных цветов, так и дополнительных. При назывании дети перечисляли цвета, которые им нравятся, как правило, это красный и черный цвет. Некоторые дети называли все кружочки одними и теми же цветами, называя красный, показывали красный кружок, зеленый, и др., то же самое с другими цветами. Из этой серии эксперимента было видно, что названия цветов они не знают, а стараются их угадать. 1 ребенок на вопрос: «Какой это цвет?», отвечал: «Не знаю». В результате беседы, назвал только 1 черный цвет.

      В ходе констатирующего эксперимента данные показывают о низком уровне развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста.

      Мы решили разработать систему дидактических игр, которые позволят повысить уровень развития восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста.

      2.2 Система дидактических игр, направленных на развитие восприятия цвета у детей раннего дошкольного возраста

      Эффективным методом у детей раннего дошкольного возраста является дидактическая игра. Мы предлагаем дидактические игры следующих авторов: 1. Е. Волосовой игра «Назови какого цвета».

      Цель: выявить уровень овладения называнием четырёх основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).

      Материал: набор игрушек с соответствующей окраской.

      Ход: педагог показывает игрушку и спрашивает: «Скажи, какого она цвета?». Задание выявляет правильность называния ребёнком четырёх основных цветов.

      2. Е. Волосовой игра «Найди такой же».

      Цель: выявление степени ориентировки ребёнка в семи цветах спектра, нахождения по образцу, по просьбе взрослого.

      Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.

      Ход: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков. Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.

      В процессе игры выявляется понимание и ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.

      3. Е. Волосовой игра «Подбери кораблику парус».

      Цель: учить находить предмет соответствующего цвета, закреплять различение цвета.

      Материал: карточка с изображением корабликов 4 основных цветов и паруса таких же цветовых оттенков.

      Ход: воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.

      4. А.Н. Новоселовой игра «Цветные варежки»

      Цель: учить подбирать предмет, соответствующий по цвету.

      Материал: цветная варежка из картона с отверстиями по середине, вкладыши, соответствующие отверстию.

      Ход: воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку и зашить варежку.

      5. А.Н. Новоселовой игра: «Сухой аквариум».

      Сухой аквариум — набор цветных крышек в пластмассовой коробке.

      Цель: Развивать восприятие, внимание, память, знакомство с понятием «цвет».

      Рассыпьте с малышами по полу, по столу и т.д. И рассмотрите игру вместе с малышом. Показывайте и называйте ребенку цвета крышек. Спросите у малыша, какого цвета та или иная крышка (если он плохо говорит, предложите просто показать, где крышка такого же цвета или другого). Крышки можно сравнивать с интересными игрушками-машинками, жучками и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

      6. Г.С. Швайко игра «Курочка и цыплята»

      Материал: сухой аквариум, куда помещены крышки, элементы желтого и белого цвета.

      Ход игры: взрослый начинает занятие с чтения:

      — Курочка — рябушка. Куда пошла?

      — Курочка — рябушка, зачем ты пошла?

      — Курочка — рябушка, зачем тебе водичка?

      — Курочка — рябушка, как твои детишки просят пить?

      — Пи — пи — пи — пи — пи !

      Взрослый показывает белый элемент крышки и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя крышку желтого цвета, поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». На столе взрослый ставит белую крышку, еще раз напоминает, что курочка будет белого цвета, и помещает следом за белой крышкой одну желтую, напоминая, что такого цвета цыплята. Затем просит детей найти курочку белого цвета. Если дети затрудняются, то взрослый просит, кто правильно нашел курочку, показать как мама — курочка зовет своих цыплят. Дети находят крышки желтого цвета и размещают «гуськом» за курочкой.

      7. А.Н. Аванесовой игра «Модель — жук».

      Детям предлагают игровую модель жука. Сверху, на спине жука, пришиты пуговицы разного цвета, к ним притягиваются цветки такого же цвета как и пуговицы. Вместо крыльев в отверстия вставлены горлышки от пластиковых бутылок, сверху они пришиты разными по цвету нитками, чтобы ребенок мог свободно закрутить и открутить крышку нужного цвета. Жук смотрит большими глазами — пуговицами. Рот жука — змейка. Она может открываться и закрываться. У жука много зубов — мелкие пуговицы.

      Цель: развивать восприятие, внимание, память, мышление, знакомство с понятием «цвет».

      Ход игры: Рассмотрите модель жука вместе с детьми. Показывайте и называйте ребенку цвета пуговиц. Спросите у малыша какого цвета та или иная пуговица (если плохо разговаривает, попросите просто показать, где пуговица того или иного цвета). Поинтересуйтесь, какие цвета находятся на столе, такого же цвета как и пуговицы, пусть ребенок найдет и пристегнет их. Покажите ребенку какие красивые «крылышки» у жука (справа, слева). Жук у нас не полетит, если мы не поможем ему «нарядить» крылышки разного цвета.

      Разложить крылышки по цветам можно самому ребенку. Покажите ребенку как можно свободно закрутить (открутить) крышку. Крышка должна быть такого же цвета, как и рисунок на спине жука. Когда все крылышки будут правильно прикручены, жук в руках воспитателя полетит. Ребенок может полежать на жуке, рядом с ним, справа, слева, посидеть, перелезть через жука, придумать жуку прозвище и т.д.

      8. А.Н. Аванесовой игра «Елочка».

      Цель: научить отгадывать загадку: «Зимой и летом одним цветом», знакомства с понятием «цвет», развивать: восприятие, память, мышление, воображение.

      Материал: Картонная елочка зеленого цвета украшается разноцветными гирляндами. Гирлянды представляют собой цепочку кругов (красного, синего, желтого цветов) и цепочку из кругов с чередованием цветов крышек в «аквариуме» белого, синего, красного, желтого цветов.

      Ход игры: Рассмотрите елочку вместе с детьми. Загадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом». Спросите у ребенка: «Какого цвета елочка? Есть ли в нашем аквариуме такого же цвета крышечки?». Обратите внимание ребенка, что елка наряжена красивыми бусами. Можно спеть песенку вместе с детьми: «Висят на елке бусы, хлопушки и звезда,

      Мы любим нашу елку. Да — да — да !»

      Взрослый показывает элементы красного, белого, желтого, синего цветов. Дети берут крышки и накладывают соответствующий цвет гирлянды. Таким способом дети наряжают елку. Взрослый называет «цвет» гирлянды, обращая внимание на красивую елку. Если ребенок затрудняется, то другие дети помогают ему.

      9. Т.В. Башаевой игра « Веселые кружочки».

      Цель: познакомить детей с такими цветами, как красный, синий, зеленый, развивать логическое мышление, речь ребят.

      Материал: 3 больших бумажных кружочка красного, синего и зеленого цвета, три средних кружочка тех же цветов и столько же маленьких для каждой группы ребят.

      Ход игры: воспитатель распределяет детей на группы по 3-4 человека и раздает подготовленный материал, предлагая детям в одну сторону отложить большие кружочки, в другую сторону — маленькие, и спрашивает, какие же остались (остались разноцветные кружочки среднего размера).

      Далее воспитатель просит ребят найти детали красного цвета (обычно дети к 3 годам не только правильно определяют цвета, но и называют их) и отложить их в сторону. Необходимо несколько раз спросить ребят, кружки какого цвета они отложили в сторону. После этого подобная работа проводится с подготовленными деталями синего и зеленого цвета. Когда воспитатель будет уверен, что ребята хорошо усвоили данные цвета, он может провести небольшую викторину, по очереди показывая кружочки разного цвета и размера, спрашивая детей, что они сейчас видят.

      В конце игры можно попросить воспитанников собрать снеговика, который должен состоять из кружочков большого, среднего и маленького размеров. Особое внимание следует уделять тому, чтобы полученный снеговик был одного цвета.

      10. Т.В. Башаевой игра «Волшебное ведерко»

      Цель: научить ребят различать основные цвета (красный, синий, оранжевый, зеленый и желтый) и правильно их называть, формировать положительное отношение к занятиям, обучать играть вместе со сверстниками, развивать речь детей.

      Материал: небольшое ведерко с крышкой, наполненное разнообразными предметами разного цвета (красного, синего, оранжевого, желтого, зеленого).

      Ход игры: воспитатель распределяет детей на группы по 5-6 человек, каждой из которых раздает подготовленный материал (небольшие ведерки с разноцветными деталями), и просит отгадать, что находится внутри (при этом можно ведерки потрясти, определяя, тяжелые они или легкие). Затем дети снимают крышки и рассматривают предметы, находящиеся внутри.

      Следующим этапом руководитель просит разложить игрушки на столе таким образом, чтобы все они были на виду. Затем следует разложить детали таким образом, чтобы они располагались по порядку цветов от светлого к темному. Воспитатель просит детей назвать те цвета, в которые окрашены предметы, выделить те из них, которые наиболее понравились.

      11. Е.В. Аванесова игра «Веселая аппликация».

      Цель: закрепить знания детей об основных цветах, развивать логическое мышление, речь.

      Материал: 3 картонных треугольника зеленого цвета большого, среднего и маленького размера (для сбора елочки), 5 картонных лепестков для цветка красного цвета и 1 небольшая зеленая полоска (для сбора ромашки), картонные детали для сбора грузового автомобиля.

      Ход игры: ребята рассматривают подготовленные детали и говорят, что можно собрать из данных частей. Воспитатель внимательно выслушивает каждого ребенка и затем объясняет всем, что они сегодня будут делать елочку, цветок и грузовик, показывая при этом подготовленные образцы.

      Но сначала руководитель просит детей в одну сторону отложить треугольники зеленого цвета, в другую — детали для сбора цветка и отдельно — то, что осталось.

      Первым этапом игры ребята должны правильно сложить треугольники, чтобы из них получилась новогодняя елочка. Сделать это нужно так: первым ляжет на стол самый большой треугольник, на него сверху — средний и только на самый верх — маленький.

      Сделать цветок из подготовленного материала ребята должны самостоятельно, но для этого следует сначала показать образец. Когда дети закончат выполнение, воспитателю необходимо проверить работу и похвалить каждого ребенка.

      Затем малыши самостоятельно собирают грузовик, используя для этого приготовленные заранее детали, которых немного больше, чем это необходимо. Такой подход к занятию помогает ребятам проявить фантазию и собрать машину таким способом, как они этого хотят.

      12. Е.В. Аванесова игра «Собери пирамидку»

      Цель игры: научить детей различать основные цвета, показать, что они играют большую роль и являются основными отличительными признаками некоторых предметов, уделить особое внимание правилам сбора пирамидки.

      Материал: 3-4 пирамидки с разноцветными кольцами.

      Ход игры: воспитатель говорит детям, что сегодня они научатся собирать пирамидку, и делит ребят на группы, каждой из которых дает по одному комплекту игрушек. Затем руководитель предлагает ребятам самостоятельно разобрать, а потом собрать пирамидку. При этом следует обратить внимание на то, что делать это нужно всем вместе, не ссорясь.

      Когда работа будет завершена, воспитателю следует проверить собранные пирамидки и отметить, что не все ребята собрали игрушку правильно, поэтому сейчас они будут делать это вместе. Для этого руководитель дает следующие задания:

      1) возьмите самый большой круг пирамидки, скажите, какого он цвета;

      2) далее найдите деталь поменьше, она должна быть красной;

      3) теперь наденьте на нашу основу третий круг, какого он будет цвета.

      После того как пирамидка будет собрана, можно попросить детей назвать по очереди цвета от первого колечка до последнего.

      Игру можно немного разнообразить, если попросить ребят собрать игрушку на время, причем здесь не должно быть проигравших, так как побеждает всегда дружба.

      13. Е.В. Аванесова игра «Разноцветные колечки»

      Цель игры: научить ребят правильно называть основные цвета , показать, что предметы можно различать не только по форме и размеру, но и по цвету, развивать память, мышление, умение самостоятельно принимать верные решения.

      Материал: колечки диаметром 4-5 см разного цвета, 5-6 небольших коробочек, окрашенных в те же цвета, что и колечки.

      Ход игры: воспитатель высыпает на стол подготовленные колечки и просит ребят сказать, какого они цвета. Если дети при этом делают ошибки, то названия цветов следует выучить следующим образом: это колечко синее, как небо или река; этот предмет желтого цвета, как солнышко; а это кольцо красное, как спелая вишня или малина; это — зеленое, как травка летом.

      Подобные ассоциации помогают детям не только запомнить цвета, в которые окрашены колечки, но и хорошо выучить сами названия.

      Когда воспитатель уверен, что ребята хорошо усвоили данный материал, то можно немного усложнить задачу, разложив колечки в подготовленные коробочки в зависимости от их цвета, т. е. в красную поместить все кольца красного цвета, в синюю — синего и т. д.

      Вместо коробочек можно использовать и небольшие разноцветные палочки, на которые следует надевать подготовленные колечки в зависимости от их цвета (например, на желтую палочку поместить колечки желтого цвета и т. п.). При этом развиваются не только мышление, но и мелкие мышцы руки ребенка.

      14. Е.В.Волосовой игра «Собери цветик-семицветик».

      Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

      Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.

      Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и предложить на рисунок наложить лепесточки разного цвета вокруг серединки цветка.

      15. Е.В.Волосовой игра «Собери капельки в стакан».

      Материал: Цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета.

      Ход игры: Играют 2 — 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик.

      На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:

      — определена сущность понятия «восприятия», под которой понимается целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов восприятия, наглядных представлений через ознакомление;

      — определено содержание, на какие процессы опирается воспитание, выделены структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным опытом, освоение наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с эталонами;

      — проанализировано современное состояние проблемы по формированию эталонов цвета у детей раннего дошкольного возраста. И установлено, что традиционное усвоение эталонов цвета включено в общую систему образования детей;

      — рассмотрены методы формирования эталонов цвета у детей раннего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры;

      — выделены особенности обеспечивающие эффективность проведение дидактических игр и формирования представлений об эталонах цвета. Этими особенностями являются: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному ; индивидуальный подход.

      Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

      — в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что большинство детей раннего дошкольного возраста не достаточно знают цвета слабонасыщенные, не видят сходство и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, что подтвердило необходимость разработки методов формирующих представления об эталонах цвета.

      — в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы педагогические методы, способствующие формированию представлений об эталонах цвета у детей раннего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что если: будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

      1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. — М.: Просвещение, 1994. — 230 с.

      2. Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков: Фолио, 1999. — 165 с.

      3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 237 с.

      4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983.- 147 с.

      5. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1996.- 360 с.

      6. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. — М.: Просвщение, 1996. — 158 с.

      7. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др.: Под ред. Л.Н. Павловой. — М.: Просвещение, 1996. — 176 с.

      8. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с.

      9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1999. — 383 с.

      10. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.

      11. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. — 32 с.

      12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.

      13. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста :/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. — 2003. — №6 (15) — 53 с.

      14. Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание — 1995. — №1 — 68 с.

      15. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия: / Н. Ефремова// Журнал Дошкольное воспитание. — 2002. — №12 — 48 с.

      16. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика /В.П. Зинченко. Ч.1. Живое знание. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.

      17. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. — СПб.: Дельта, 2001. — 159 с.

      18. Каменская, Е.Н. Основы психологии /Е.Н. Каменская. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2003. — с.154.

      19. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — 153 с.

      20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.

      21. Котлевская В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. — 247 с.

      22. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.

      23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

      24. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 590 с.

      25. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова. — М.: Академия, 1995. — 498 с.

      26. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. — М.: Владос, 2002. — 269 с.

      27. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1996. — 302 с.

      28. Ранний возраст (от года до трёх) // Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет. — М.: Школа-пресс, 1997. — 237 с.

      29. Рогов Е.И. Общая психология. — Москва.: Владос, 2002. — 342 с.

      30. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002. — 310 с.

      31. Словарь практического психолога: /Сост. С.Ю.Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 800с.

      32. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т.В., Игры и игрушки для детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей) / Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. — М.: Изд-во МГППУ, 2004. — 265 с.

      33. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2007. — 239 с.

      34. Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. — М.: изд. центр «Академия», 1997 — 335 с.

      Таблица №1«Результаты констатирующего эксперимента по сформированности восприятия цвета»

      revolution.allbest.ru

      Смотрите так же:

      • Развитие грамматического строя речи дошкольников с онр Развитие грамматического строя дошкольников Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, […]
      • Амиран георгадзе семья дети Бизнес-активы Амирана Георгадзе: досье 19 октября 2015 года предприниматель, по версии следствия, убил в Красногорске четырех человек, среди которых первый замглавы района ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 19 октября 2015 года предприниматель Амиран Георгадзе, по версии следствия, застрелил в здании городской администрации Красногорска […]
      • Воспитание детей в православных традициях Воспитание детей в христианских традициях Воспитание в христианстве Главная социальная функция семьи в христианской культуре — это духовно-нравственное воспитание детей в традициях христианства. Рождение детей в христианской семье воспринимается не как случайное события, а как дар Божий. И такой дар мать и отец обязаны "беречь и […]
      • Выготский л с вопросы детской психологии спб Психология. Выготский Л.С. М.: 2000 — 1008 с. (Серия "Мир психологии") Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии. РАЗДЕЛ I. […]
      • Эстетическое воспитание и художественное развитие дошкольников Эстетическое воспитание и художественное развитие дошкольников Эстетическое воспитание — многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения […]
      • Значение памяти в развитии ребенка Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" 1-4 класс "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 п.Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна Без памяти человек не может ничего изобрести, 2. Показать родителям […]
      • Дошкольный центр развития ребенка 58 Домашнее задание по теме "Животные Севера" На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр: Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что. Шерсть северного волка белого цвета,для того,что бы . В наших лесах не встретишь белого […]
      • Прибавка к пенсии по уходу за детьми Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году В июле 2017 года региональные отделения Пенсионного фонда России (ПФР) начали предоставлять в открытых источниках (имеются в виду многочисленные публикации в СМИ и на официальном сайте ПФР) долгожданные пояснения касательно ажиотажа, сложившегося с начала текущего года во многих регионах […]