Нарушение слуха у детей лечение

Нарушение слуха у детей лечение

Cтатья рассматривает вопросы, связанные с проведением профилактики нарушений слуха детей-дошкольников. А именно, выявление причин нарушений слуха и способов их предупреждения в антенатальный, интранатальный и неонатальные периоды развития ребёнка. Результатом работы становится рекомендуемый план действий, необходимый для снижения риска возникновения патологии слуха детей данной категории.

Профилактика нарушения слуха у детей

На современном этапе развития общества и мегаполиса появляется большое количество детей с нарушениями слуха, что ставит необходимым вопрос определения профилактических мер, соблюдение которых снизит риск появления данной патологии.

Изучение теоретических и практических методов диагностики и профилактики нарушений слуха у детей дошкольного возраста занимались такие научные деятели, как Л.В.Нейман (1977), Боскис Р. М. (1988),Власова Т. А., Певзнер М. С. (1973) и др.

Также, рассматривая профилактику нарушений слуха необходимо обратиться к причинам вызывающим нарушения слуха. Одним из наиболее вероятных факторов возникновения врождённой глухоты является наследственная предрасположенность. Неблагоприятное течение беременности и различные отрицательные, такие как прием противопоказанных лекарств, курение, алкоголь, болезни и другие факторы, воздействующие на будущую мать, также могут привести к глухоте или тугоухости. Поэтому, предотвращая развитие слуховой патологии у ребёнка, необходимо ответственно относиться к периоду вынашивания ребенка.

Нарушения слуха могут возникнуть вследствие родовых травм, например, деформации головы ребенка при использовании щипцов, по этому, выбирая родильное учреждение необходимо убедиться в компетентности медицинских работников.

Нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В.Неймана (1959) свидетельствуют о том, что в 70 % случаев потеря слуха возникает в возрасте двух-трех лет . В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается. С рождением ребёнка следует внимательно следить за ним, так как механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.) могут привести к нарушениям слуха могут. Это говорит о том, что нарушения слуха могут появиться и у здорового малыша вследствие черепно-мозговых травм, приема антибиотиков, а также таких заболеваний как корь, свинка и менингит. Острые воспалительные процессы среднего уха, заболевание носа и носоглотки (аденоидит, хронический насморк и др.) часто являются причинами стойкого снижения слуховой функции. При механических воздействиях на орган слуха, таких как попадание в уши инородных тел, травмы барабанной перепонки и наружного уха, так же возникает риск появления приобретенной тугоухости.

Зная о причинах, можно говорить о способах предупреждения приобретённых патологий слуха. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в уши ребёнка не попадали меткие предметы и своевременно бережно удалять ушную серу из наружного уха, во избежание возникновения серной пробки, которая так же является причиной снижения слуха вследствие неверного проведения процедур гигиены или отсутствия таковых. Гигиенические процедуры не стоит проводить слишком часто, так как ушная сера защищает ухо от неблагоприятных воздействий внешней среды. При купании необходимо следить, чтобы вода не попала в ухо, чтобы исключить риск возникновения воспалительного процесса. Так же важно не переостужать органы слуха в холодную погоду и беречь от сильного ветра.

Одной из самых важных мер профилактики нарушений слуха дошкольников является ограждение уха от излишнего шума. Резкий, слишком громкий звук может вызвать как боль, так и кровоизлияние в ухо, что так же может привести к глухоте.

Врачи-отоларингологи также рекомендуют избегать переутомлений слуха ребёнка. Жители мегаполисов, практически постоянно окружённые шумом ( шум голосов, звуки автотранспорта, громкая музыки, резке сигналы и др.) находятся в зоне риска патологии слуха, по этому следует соблюдать нормы допустимого уровня шума в жилых комнатах — 59 дБ днем, 30 дБ ночью. Постоянный громкий звуковой жизненный фон повреждает еще не вполне развитые сенсорные рецепторы, расположенные во внутреннем ухе ребенка, и они уже не смогут передавать в мозг звуковую информацию. Ситуация усугубляется еще и тем, что ухудшение слуха в детском возрасте практически всегда носит необратимый характер. Именно поэтому во избежание возникновения у ребенка проблем со слухом, а следовательно, и умственным развитием позаботьтесь о том, чтобы сила ежедневного шумового воздействия на вашего малыша не превышала 85 децибел.

Прогулки с ребёнком должны совершаться в парковых зонах, вдали автострад, а дом оснащён современными звукоизоляционными приспособлениями, такие как пластиковые окна, напольные покрытия и специальная конструкция стен. Время игры с громкими игрушками следует ограничить, так как многие из них издают звук силой больше 125 децибел. Прослушивание музыки с помощью наушников, присутствие ребёнка на слишком шумных мероприятиях, вблизи хлопушек, петард и фейерверков, а также рядом с работающими приборами для ремонтно-строительных работ (электро-дрель издаёт звук больше 140 децибел), без специальных слухозащитных приспособлений, таких как ушные вкладыши, пагубно влияют на слуховую функцию, и, как правило, запрещены детям врачами — отоларингологами.

Один из путей профилактики кондуктивной тугоухости — своевременная и рациональная антибиотикотерапия острого среднего отита , а если выпот в среднем ухе сохраняется 6 недель и более — дренаж. Чтобы предотвратить вестибулярные расстройства и глухоту, вызванные аминогликозидами , в ходе лечения надо контролировать максимальную и минимальную сывороточные концентрации препарата.

Важнейший путь профилактики приобретенной глухоты — вакцинация детей первого года жизни против Haemophilus influenzae типа В (вызывающего менингит ), кори , эпидемического паротита и краснухи .

Слух необходим для правильного развития малыша, поэтому специалисты рекомендуют во время лечения заболевания использовать слуховой аппарат, который усилит воспринимаемые ребенком звуки. Не стоит самостоятельно осуществлять подбор слухового аппарата, поскольку это сделать грамотно может только квалифицированный специалист.

Как и при других заболеваниях, профилактика глухоты, поможет избежать многих проблем. Для того чтоб сохранить здоровый слух у ребенка, требуется соблюдение некоторых правил. Во-первых, требуется полностью и своевременно лечить отиты, а также прочие заболевания носоглотки. Причем лечение должен назначать опытный врач. Во-вторых, необходима профилактика простудных заболеваний. А именно, закаливание, прием витаминов и средств, повышающих иммунитет и так далее.

В-третьих, необходимо своевременно делать прививки от таких заболеваний как корь, краснуха, свинки, а также гемофильной палочки, которая чаще всего возбуждает бактериальные отиты и менингиты у детей. И наконец, важно приучать малыша избегать, слишком громких звуков. Одной из вредных привычек является регулярное использование плеера, прослушивание громкой музыки при посещении детских мероприятий.

В целях предупреждения нарушений слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать детей. Это помогает своевременно устранять малейшие патологические изменения, которые могут привести к снижению слуха.

Если у ребенка уже имеется врожденное или приобретенное поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.

www.nezhnova.nl

Что нужно знать о детях с нарушением слуха?

Слух для человека – это средство восприятия окружающего мира, наполненного различными звуками: голоса и смех людей, пение птиц, весенняя капель или осенний шорох опавшей листвы. Казалось бы такие простые и знаковые вещи, однако, к сожалению, они доступны далеко не всем.

Дети с нарушением слуха – особенная группа общества, так как они не могут полноценно общаться с внешней средой. Нарушение слуха в детском возрасте – единственное в своем роде физическое отклонение, которое ведет к понижению интеллектуальных и умственных возможностей малыша.

Нарушение слуха у детей

Нарушение слуха – утрата организма человека определять весь диапазон частот и разбирать звуки низких уровней. На основании этого определяют врожденную и приобретенную, а также частичную и полную потерю слуха.

Если верить статистике, то из 1000 малышей появившихся на свет у 15 отмечаются определенные патологии в этой области. В мировом обществе на сегодняшний день больше 500 млн человек, страдающих полной либо частичной дисфункцией слуховой системы.

Справка. Для детей такое нарушение весьма опасно, поскольку глухота чревата слабым развитием речи. Это связано с тем, что плохослышащие дети не воспринимают в полной мере, как собственную речь, так и речь посторонних людей, именно поэтому им трудно научиться разговаривать.

Ведущие специалиста мира в этой области полагают, что патологии первой сигнальной системы (слух и зрение, в данном случае нас интересует первый момент) оказывают значительное влияние не только на речевые способности. Также они могут существенно затормаживать развитие физиологии, анатомии и психологии крохи.

Потому как тугоухость не представляет собой явное отклонение, выявить ее возможно только при помощи современных разработок, широко применяющихся за рубежом, одна из них получила название универсальный неонатальный скрининг.

Без такой разработки, узнать как плохо слышит малыш, представляется возможным лишь тогда, когда он достигнет 2-3 летнего возраста.

Также наряду с этим известно, что первый год жизни маленького человечка является самым главным для развития речи. Если в данный временной отрезок провести необходимую коррекцию слуха при помощи слухового аппарата, то появляется возможность того, что речь у малыша разовьется нормально.

Благодаря уместному корректированию, дети с нарушением слуха имеют все шансы развиваться нормально.

Дети с нарушением слуха – кто они

Глухота вне зависимости от уровня забирает у крохи важнейший информационный источник, тем самым сводя развитие интеллекта на минимальный уровень.

Такая патология имеет прямое воздействие на развитие аппарата речи, и как следствие нарушается развитие способности мыслить и запоминать.

Так как нет биологической обусловленности особенностей поведения таких детей, то при обеспечении необходимых условий на максимальном уровне его возможно подкорректировать.

В данной ситуации главную роль в знакомстве с окружением играет зрительные и двигательные способности, а также осязание.

Согласно статистическим данным, подобные отклонения у детей сопровождаются следующими особенностями во время развития:

Объективные характеристики детей дошкольного возраста в этом случае являются следующими:

  • Торможение развития (психического и физического) по сравнению со слышащими сверстниками на пару лет.
  • Низкая двигательная активность.
  • Расстройство координации и ориентации в пространстве.
  • Медлительность при выполнении определенных движений.
  • Затрудненность переключения внимания.
  • Повышенная чувствительность к смене климата.
  • Запоминание основывается исключительно при помощи зрения.
  • У маленьких людей с подобным отклонением замедлен процесс обработки информации и появляются трудности в общении с внешним миром, что определенным образом отображается и на формировании его личностных качеств.

    Сложности в отношениях с другими детьми могут спровоцировать к формированию отрицательных качеств характера слабослышащего малыша, который вполне может превратиться в агрессивного и замкнутого человек.

    Любые отклонения в личностном развитии возможно устранить, если оказать своевременную коррекционную помощь и создать необходимые условия.

    Причины нарушений слуха у детей

    Факторы, способствующие возникновению потери слуха в детском возрасте, могут быть самые разнообразные.

    К основным причинам развития подобного явления относятся:

  • врожденные отклонения, которые передаются на генетическом уровне;
  • нарушения в период беременности и родов (инфекции, которым подвержена будущая мать, применение неразрешенных медикаментов, родовые травмы, появление на свет новорожденного весом менее 1,5 кг);
  • инфекционные болезни (краснуха, паротит, грипп);
  • частые воспалительные процессы в ушах (отиты и прочие ушные заболевания);
  • травмы головы и ушей;
  • продолжительное воздействие аномального шума и вибраций;
  • неправильное лечение препаратами.
  • Данные причины способствуют появлению рассматриваемой патологии у детей, поэтому для того чтобы не волноваться за своего малыша можно и в домашних условиях проверить слух крохи в первый год жизни.

    Родителям для этого необходимо выполнить такие действия:

  • В ответ на громкие звуки малыш начинает кричать либо широко открывает глаза.
  • Кроха может обращать внимание на голоса папы и мамы.
  • В 1,5 месяца ребенок начинает произносить различные звуки, в дальнейшем переходящие в речь.
  • В 4 месяца начинает вертеть головкой, реагируя на голоса и музыкальные игрушки.
  • Такие несложные действия помогут убедиться родителям, что с их чадом все в порядке или же наоборот, вовремя забить тревогу, тем самым обеспечив нормальное развитие малышу.

    Классификация детей с нарушением слуха

    Многие ученые в свое время создали определенные классификации детей с отклонениями слуха, основываясь для выполнения работы на различных факторах.

    Рассмотрим каждую подобную классификацию подробно.

    Итак, начнем с Рахиль Марковны Боскис — советского сурдопедагога, которая создала основу для классификации патологии в детском возрасте, состоящая из:

  • уровня утраты слуха;
  • времени лишения слуха;
  • уровня речевого развития.
  • Сообразно с вышеперечисленными факторами определяют такие группы детей, у которых отмечается патология слуховой системы:

  • глухие дети – утрата слуха забирает возможность нормально воспринимать речь и изучать ее самостоятельно;
  • Ранооглохшие — уже родившиеся с проблемами слуха или утратившие его до начала периода развития речи. Как правило, некоторая вероятность слышать все же остается, которая позволяет воспринимать громкие и сильные звуки.

    Позднооглохшие – утратившие слух, когда речь уже сформировалась. Причем речь в какой-то мере сохраняется.

  • слабослышащие дети — наблюдается частичная утрата слуха, которая затрудняет развитие речи. Однако сохраняется способность самостоятельного накопления словарного запаса.
  • Группа слабослышащих детей в свою очередь делится на детей с сохраненным интеллектом и детей с умственной отсталостью.

    Преображенский Б.С. – советский отоларинголог и ученый, исследовав детскую глухоту, в свою очередь определил 4 категории слабослышащих детей:

  • легкая тугоухость – малыш может различать речь с 7-8 метров;
  • умеренный уровень тугоухости — возможность слышать разговор с 4-7 метров;
  • значительный уровень тугоухости – восприятие речи происходит с 2-4 метров;
  • тяжелый уровень тугоухости – звуки воспринимаются с 1-2 метров.
  • Французский ученый Жан Марк Гаспар Итар – врач Парижского заведения глухонемых и изобретатель устройства для определения тонкости слуха (акуметр) вывел свою классификацию слабослышащих детей:

  • Слышащие громкие слова только возле уха.
  • Определяющие гласные и согласные звуки.
  • Различающие определенные гласные и согласные звуки.
  • Не различают слова, но слышат различные звуки (гром, сигнал машина).
  • Глухие полностью.
  • Справка. Зарубежные специалисты определяют 3 уровня тугоухости: легкая, средняя и тяжелая, а также 3 степени глухоты: частичная, полная, почти полная.

    Профилактика нарушения слуха у детей и подростков

    Чтобы избежать таких отклонений, следует неукоснительно соблюдать правила профилактических правил тугоухости и глухоты. Они состоит из таких рекомендаций:

  • закаливание, которое повышает устойчивость организма малыша к инфекциям;
  • правильное питание, которое должно включать необходимые витамины, жиры, белки и углеводы в необходимых количествах;
  • соблюдение нормальных отметок температуры и влажности в помещении;
  • своевременное лечение болезней и специальные профилактические меры инфекционных заболеваний.
  • А для того, чтобы верно развивались слуховые органы, нужно выполнять необходимую гигиену слуха:

  • Очищать уши ребенку от чрезмерного скопления серы.
  • Одевать малыша по погоде – всегда защищать ушки, особенно в сезон холодов.
  • Громкость звука должна быть в пределах 60-80 Дб.
  • Следить за тем, чтобы малыш дышал носом.
  • Помимо этого очень важное значение в профилактике такого явления имеет своевременное определение воспалений верхних дыхательных путей, которые довольно часто вызывают поражение слуховых органов. К доктору следует обратиться немедленно, если возникли малейшие подозрения на подобные проблемы.

    В современном мире детская глухота – это не приговор. Такая патология не помешает малышу стать полноценным членом социума, если ему будет оказано достаточное внимание родителей и медиков. Будущее таких детей в руках любящих родителей.

    gorlonos.com

    Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

    Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

    Фонематический слух — это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы — это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

    Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем — говорит первое слово.

    Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р — Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии — фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

    Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш — крыса вместо крыша, сук вместо жук.
  • Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки — это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

    За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением
  • Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

    Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

    Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример
  • У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

    Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

    Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

    Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)
  • Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

    • Различение фонематически схожих слов
    • Упражнение «Внимательные ушки».

      Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

      Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

      Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

      Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов — это «Покажи сам». Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

      Проверяется способность отличить мягкие — твердые, глухие — звонкие согласные, путем повторения услышанного.

      Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

      Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

      Например, найди в звуковом ряду М.

      Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

      Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет — из 4-5.

    • Представление фонемы и подбор слова
    • Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

      По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

    • составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
    • направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.
    • С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

      Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

      Медикаментозное лечение

      С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

      Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

      Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

      Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

      Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

      Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

      Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

      Коррекционная работа

      Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

      Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

      Узнавание неречевых звуков

    • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
    • Различение набора похожих фонем.
    • Дифференциация отдельных слогов.
    • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.
    • Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

      Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

      Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

      Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

      orechi.ru

      Каждый знает, насколько слух исключительно важен для людей. Наверное, по степени важности и тому, как с его помощью мы познаем мир, он стоит на втором месте после зрения среди пяти чувств, которыми мы наделены. А теперь оцените важность слуха для новорожденного ребенка, который еще не умеет говорить и не адаптирован к незнакомой ему окружающей среде. Новый для него мир он познает в первую очередь, благодаря слуху, если эта функция маленького организма не нарушена. А если ребенок не слышит? Очень важно выявить те или иные нарушения этой функции как можно раньше, чтобы начать лечение и быть готовому в случае чего помочь ребенку познать этот мир другими путями.

      Какие причины нарушения слуха у детей

      Ребенок может не слышать по множеству причин. К такому нарушению могут привести:

    • наследственные заболевания;
    • инфекционные заболевания будущей мамы: краснуха, герпес, токсоплазмоз и даже элементарный грипп, токсикозы беременности, особенно в первые 3 месяца беременности;
    • детские вирусно-инфекционные заболевания (энцефалит, менингит, скарлатина, осложнения гриппа, тяжелые формы паротита, кори);
    • применение таких лекарств, как антибиотики, канамицин, стрептомицин, гентамицин, фуросимид, хинин, других. Они могут назначаться матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте;
    • родовая травма, асфиксия новорожденного;
    • черепно-мозговые травмы ребенка (поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок нигде не ударился головкой, ведь даже маленький ушиб может навредить его еще несформировавшемуся организму);
    • недоношенность;
    • хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата малыша.
    • Как определить нарушение слуха

      До того, как ребенку исполнится год, родители должны провести собственное маленькое расследование и определить, есть ли у их ребенка нарушения слуха. Для этого нужно внимательно наблюдать за ребенком и дать ответы на некоторые вопросы:

      1. вздрагивает ли малыш в первые недели жизни от громких звуков?
      2. замирает ли при звуке вашего голоса в том же возрасте?
      3. реагирует ли он поворотом головы на голос матери в возрасте 1-3 месяца?
      4. поворачивает ли он головку на звук игрушки или голоса в возрасте 4 месяцев?
      5. реагирует ли криком или широко открытыми глазами на резкие звуки в возрасте 1,5-6 месяцев?
      6. «гулит» ли ребенок, как должен начать в возрасте 2-4 месяцев?
      7. переходит ли его «гуленье» в детский лепет в следующие месяцы?
      8. появляется ли у ребенка более эмоциональный лепет при появлении родителей?
      9. в возрасте 8-10 месяцев замечаете ли вы у ребенка какие-либо новые звуки (к этому времени некоторые дети уже умеют говорить склады и даже легкие слова)?
      10. Если вас настораживает хоть что-то после такого самостоятельного обследования, стоит немедленно обратится к специалистам за консультацией. Современная медицина развита настолько, что есть множество технологий и оборудования, которые диагностируют отклонения слуха у новорожденных. Напомним, что чем раньше выявить нарушения, тем больше шансов их вылечить.

        Какие есть нарушения

        Слух ребенка может быть поврежден под воздействием различных факторов в разные периоды его развития: до рождения, в возрасте младенца, в детстве. Различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.

        При кондуктивных нарушениях слуха внутреннее ухо функционирует нормально, а нарушение касается внешнего или среднего уха и заключается в передаче звуков. Если это проблема среднего уха, она чаще всего временна и, что главное, излечима. Кондуктивные нарушения похожи на то, как если бы мы заткнули уши пальцами. Звуки извне будут тише, а собственный голос будет звучать громче.

        Типичные причины кондуктивных нарушений слуха у детей

        1. Сера. У детей ушки маленькие и достаточно узкий наружный слуховой проход. В результате повышенного серообразования в ухе может возникнуть серная пробка и блокировать путь звука к барабанной перепонке. Специальные капли размягчат излишки серы, а врач-отоларинголог вымоет их из уха. В этих случаях лучше не использовать ватные тампоны. особенно когда сера находится в глубине наружного ушного прохода ребенка, иначе вы рискуете протолкнуть серу повредить ей барабанную перепонку.
        2. Инородные тела. У детей есть привычка запихнуть бусинку или остаток еды себе в нос или в ухо. Эти предметы могут повредить барабанную перепонку или блокировать передачу звуковых волн. Не извлекайте сами эти предметы из уха, обратитесь за этим к профессионалу — врачу-отоларингологу.
        3. Воспаление после купания. Если после купания в ушке ребенка остается водичка, это может привести к воспалению, что в свою очередь вызывает припухлость слухового прохода и даже временную потерю слуха.
        4. Воспаление среднего уха. Это заболевание носит название отит, и дети болеют им достаточно часто, особенно в возрасте до 3-х лет. Отит приводит к нарушению слуха, вызывает боль в ушах, высокую температуру, резкое беспокойство. Если инфекция очень агрессивна или же неправильно и неэффективно лечится, у ребенка вследствие разрыва барабанной перепонки возникает гноетечение из больного уха. Этот процесс можно остановить и заболевание вылечить, если применять антибиотики, которые должен назначить врач.

        В отличие от кондуктивных нарушений слуха, сенсоневральные связаны со слуховыми нервами, передающими сигналы в мозг, и центральными отделами слухового анализатора. Такие нарушения слуха могут проявиться с самого рождения ребенка и развиться от слабых до глубоких. Нарушения слуха данного типа, к большому сожалению, носят необратимый характер. В этом случае могут помочь слуховые аппараты.

        Если процесс заболевания органов слуха у ребенка обратимый, чем его вылечить, подскажет врач. Если необратимый, тоже нужно обратится к специалисту. Главное – помнить, что ваш ребенок не нуждается в ваших слезах, ему нужны ваши понимание, помощь, поддержка и терпение. Ребенок с проблемой слуха нуждается в реабилитации, когда используются хоровая декламация с музыкальным сопровождением, индивидуальные и групповые занятия. Также для таких детей проводят речевые занятия с помощью слуховых аппаратов и усилителей. Прохождение реабилитации доступно в специальных детсадах, куда слабослышащих детей принимают с 2-3-летнего возраста. В дальнейшем ребенка направляют учиться в специализированные школы. Работа по реабилитации должна выполняться обязательно с помощью родителей в естественных условиях речевого общения. Конечно, это требует много труда и времени, но часто дает хорошие результаты.

        malutka.net

        Нарушение слуха у детей

        Дети с нарушением слуха встречаются не так редко, как может показаться на первый взгляд: согласно статистике, на каждую тысячу детей рождается два ребенка с тугоухостью или глухотой. Наука на месте не стоит, а потому при вовремя обнаруженной патологии в большинстве случаев есть возможность принять меры, способные остановить снижение слуха, а в некоторых ситуациях – даже восстановить его.

        Если нет такой возможности, современные программы реабилитации помогают ребенку адаптироваться в обществе.

        Почему малыш не слышит?

        Нарушение слуха у детей, а именно так называют патологию, когда слуховой аппарат человека полностью или частично неспособен различать звуки и частоты, может быть врожденным или приобретенным недугом.

        Причины нарушения слуха могут быть разными, среди них выделяют:

      11. наследственность (особенно риск возрастает, если мать и отец имеют нарушения слуха);
      12. инфекционное заболевание при беременности;
      13. прием во время беременности запрещенных препаратов;
      14. неправильный образ жизни матери (алкоголизм, курение);
      15. родовые травмы черепа, врожденные анатомические дефекты;
      16. преждевременные роды, при которых вес малыша не превышает полутора килограмм (из-за слишком раннего появления на свет слуховой аппарат, как и многие органы, не успели полностью сформироваться);
      17. В более взрослом возрасте, когда ребенок пошел в детский сад, или у школьника, причиной снижения слуха являются инфекционные недуги (грипп, менингит), болезни внутреннего уха, воспаление слухового нерва. Снизить остроту слуха способны травмы черепа, особенно в области уха. Иногда нарушение слуха может быть реакцией на некоторые лекарственные препараты.

        Частой проблемой, с которой сталкиваются родители школьника, является его желание постоянно включать громкую музыку. Это также может привести к стойкому снижению слуха: продолжительное влияние сильных звуков негативно влияет на неокрепший слуховой аппарат ребенка.

        Как обнаружить тугоухость у детей

        Фонетическое нарушение слуха, то есть способность слышать и анализировать речь, явно заметно лишь после двухлетнего возраста, когда речь малыша становится осознанной и хорошо различимой. До этого времени проблему можно определить лишь после специального обследования.

        Причем сделать это надо своевременно: тугоухие дети, и тем более – страдающие глухотой, из-за отсутствия возможности получать слуховую информацию не только оказываются неспособны говорить и выражать свои мысли, но также могут иметь проблемы в умственном развитии.

        Поэтому родители должны наблюдать за реакцией малыша на звуки разной громкости уже с первых дней появления на свет. Некоторые ученые считают, что ребенок слышит уже в утробе матери, а голос матери его убаюкивает почти с первых дней.

        Поэтому необходимо обратить внимание, выполняет ли малыш действия, которые говорят о том, что он хорошо распознает звуки. Это можно определить по следующим действиям:

      18. на громкие звуки малыш реагирует криком или широко раскрытыми глазами;
      19. малыш реагирует на материнский голос;
      20. в четыре месяца поворачивает голову, когда слышит голоса, а также звуки, что издают игрушки;
      21. после полутора месяцев начинает производить звуки, к году хорошо произносит гласные.
      22. Если к шести месяцам становится очевидно, что малыш на звуки не реагирует – это повод насторожиться и пройти обследование. Вероятность, что у него проблемы со слышимостью велика.

        Обнаружить нарушение фонематического слуха у старших детей также непросто: школьники, которые нормально слышали, по мере утраты слуха научились читать по губам, поэтому особого дискомфорта не ощущают.

        Взрослых обязательно должно насторожить, если ребенок слушает музыку или телевизор на все более увеличивающейся громкости, и не отвечает на вопросы, если повернулся к собеседнику спиной или пребывает в другом помещении. Обнаружив эти симптомы, нужно обратиться к лору, который осмотрит школьника, проведет обследование и назначит лечение.

        Установив нарушение слуха, очень важно точно определить степень заболевания, для чего нужно сделать диагностику. Такая классификация необходима не только, чтобы назначить наиболее эффективный метод лечения, но и определить, как наиболее эффективно помочь ребенку адаптироваться в обществе. Когда малыш достигнет школьного возраста, правильная диагностика поможет правильно подобрать школу, класс, программу обучения.

        Формы и способы воспитания при обучении слабослышащего ребенка во многом зависят от степени восприятия звуков. Способен ли он их слышать, на какой громкости, насколько глубоко поражение органов слуха: плохой слух лишь затрудняет речевое общение, или нарушение фонематического слуха настолько глубоко, что полностью исключает возможность воспринимать речь.

        Ученые классифицируют две группы детей с заболеванием орган слуха: тугоухие и глухие. Тугоухие или слабослышащие дети звуки улавливать способны. У детей младшего возраста затруднено речевое развитие, но самостоятельно осваивать слова они способны. Насколько именно, зависит от степени недуга, которая устанавливается после специальной диагностики. Классификация предусматривает четыре вида тугоухости:

      23. Первая стадия – порог слышимости (так называют минимальную величину звукового давления, когда человек улавливает звуки) составляет от 20 до 40 дБ. На этой стадии ребенок способен различить речь на расстоянии шести-восьми шагов. На этой стадии лечение успешно, слух в девяноста процентах случаев удается восстановить полностью.
      24. Вторая стадия – порог слышимости составляет от 50 до 55 дБ. Школьник способен различить речь на расстоянии от четырех до шести метров. Эта стадия тугоухости лечению также поддается, но слух полностью не восстанавливается.
      25. Третья стадия – порог слышимости составляет от 55 до 60 дБ. Характеризуется тем, что ребенок способен различить речь на расстоянии, не превышающем метра. Детям на этой стадии дают инвалидность.
      26. Четвертая стадия – порог слышимости превышает 60 дБ. Речь различается лишь на расстоянии двадцати сантиметров от уха. Имеет тенденцию прогрессировать и приводит к глухоте.
      27. Глухими называют детей, которые неспособны слышать, анализировать речь и самостоятельно её осваивать. В свою очередь, глухих малышей и школьников классифицируют по двум типам.

        К первому относят рано оглохших детей, которые потеряли способность воспринимать звуки до того, как начали говорить (иногда такие дети способны услышать очень громкий и резкий звук). Второй тип – дети, которые утратили способность слышать после того, как научились говорить (обычно в результате болезни или травмы). В этом случае есть шанс сохранить речь ребёнка, если родители будут с ним постоянно заниматься, закрепляя выученные слова и обучая чтению по губам.

        Некоторые врачи, говоря о глухоте, выделяют случаи, когда малыши способны различать согласные и гласные звуки, при этом есть дети, которые способны слышать лишь некоторые гласные и некоторые согласные. Иногда бывает так, что дети не в состоянии разбирать речь, но резкие звуки слышат (гром, звонок в двери). Также есть дети полностью глухие, неспособные различать ни речь, ни другие звуки.

        Глухие и тугоухие дети отстают от своих ровесников в развитии на два-три года, поэтому обучение детей с нарушением слуха проходит в специализированных школах. Причем воспитание предусматривает пребывание в них также после уроков, поскольку очень важно, чтобы имеющие проблемы со слухом дети проводили время с ровесниками. В противном случае ребенок, ощущая свою неполноценность, может закрыться в себе, проявлять постоянную раздражительность, агрессию, и его необходимо будет показать психологу.

        Нередко бывает так, что тугоухие дети, оказавшись в подобном заведении, через некоторое время адаптируются, они начинают говорить, появляется словесная память, улучшается мышление. В результате они возвращаются к нормальной жизни и даже переходят в обычную школу. Это происходит благодаря специальным методикам, когда школьников учат чтению по губам, что в сочетании со слуховым аппаратом (рекомендуется уже на второй стадии) дает возможность детям не ощущать своей неполноценности.

        Способность усвоить речь во многом зависит от стадии тугоухости: чем меньше ребёнок слышит, тем хуже говорит. Если малыш глухой от рождения, или утратил слух до двух лет, он будет глухонемым. Такие дети проходят специальное обучение у сурдопедагога. Частичная утрата слуха в возрасте трех лет вызывает задержку и недоразвитие речи.

        Если потеря слуха произошла после трех лет, речь ребенка можно полностью сохранить, если с ним сразу начнет заниматься специалист. Тугоухость в шестилетнем возрасте сильно испортит речь школьника, но в срочной помощи он не нуждается, хоть без помощи врача не обойтись.

        Дети, утратившие слух в школьном возрасте, значительно отличаются от тех, у кого глухота наступила в младенчестве. Несмотря на нарушение слуха, школьники хорошо владеют речью, умеют общаться, и поступают в специальные школы, чтобы их научили читать по губам.

        Если проблемы со слухом обнаружены на начальном этапе заболевания, прежде всего, лечат причину, которая вызывала недуг. Например, если причина в среднем отите (воспаление среднего уха), врач выписывает антибактериальные препараты, антибиотики для профилактики гнойного воспаления, которое при осложнении может спровоцировать воспаление внутреннего уха (лабиринтит).

        Этот недуг опасен тем, что гной, попавший во внутреннюю часть уха, разрушает его клетки. В том числе и те, что отвечают за распознавание звуков и их преобразование в нервные импульсы. Восстановлению эти клетки не подлежат, поэтому очень важно не допустить осложнений после отита.

        Если недуг остановить не удалось, тугоухость развивается, лечению не поддается, чтобы упростить ребенку жизнь, нужно приобрести слуховой аппарат. Выбирать устройство нужно тщательно, внимательно изучив его свойства и характеристики. Не стоит гнаться за дешевыми моделями: они не способны передать звуки в той полноте, что более дорогие устройства. Хороший специалист поможет подобрать оптимальный вариант, который поможет ребенку хорошо слышать и эффективно общаться.

        В крайнем случае, если ребенок вовсе не слышит, врач может предложить кохлеарную имплантацию, которая предусматривает установку слухового протеза, часть которого вживляют во внутреннее ухо. Операция эта дорогая, не все родители могут потянуть, кроме того, после операции и периода реабилитации устройство нужно раз в полгода настраивать, периодически менять, поскольку со временем аппарат выходит из строя.

        Поэтому специалисты советуют родителям, если диагностика показала, что дети имеют остатки слуха, от кохлеарной имплантации отказаться в пользу слухового аппарата.

        Должная профилактика

        Чтобы свести к минимуму риск развития тугоухости у ребенка, родителям нужно тщательно следить за его здоровьем. Если малыш переболел инфекционным недугом (гриппом, гайморитом, фронтитом), которые дали осложнение на уши, в дальнейшем нужно максимально обезопасить его от повторных заболеваний. При рецидиве недуга, во избежание осложнений, сразу же обращаться к врачу.

        Обязательно надо следить за тем, чтобы в уши ребенка не попала вода. Это может вызывать нагноение в слуховом канале и привести к наружному отиту. Также нужно иметь в виду, что вода может попасть и в среднее ухо, если малыш зачерпнет воду носом или во время лечения при промывании носа специальным раствором.

        Дело в том, что маленькие дети имеют очень короткую и более широкую евстахиеву трубу, что объединяет среднее ухо с носоглоткой и по которой в среднюю часть уха поступает воздух.

        Если вода проникнет в среднее ухо, она станет причиной воспалительных процессов, которые могут привести к развитию гнойного отита. При осложнении гной может прорваться наружу и разорвать барабанную перепонку. Хоть со временем она заживает, шрам на мембране сказывается на остроте слуха.

        Может быть и другой вариант, когда гной прорвется во внутреннее ухо и разрушит его структуру, результатом чего будет необратимая тугоухость. Стоит заметить, что вода – лишь одна из причин гнойного среднего отита: осложнения в результате инфекционных заболевания также могут повлиять на нарушение слуха.

        Очень важно с ранних лет научить малыша правильно ухаживать за ушами. Обязательно нужно объяснить, что ватные палочки, а также другие предметы нельзя засовывать в слуховой канал, в противном случае можно травмировать ухо и барабанную перепонку. Дергать за ушные раковины, а также совершать другие механические воздействия на уши, нельзя, чтобы избежать их травмирования.

        Уши малыша от шумовых нагрузок необходимо защищать с раннего возраста. Если квартира расположена возле трассы, шумных предприятий, аэропорта, в квартире необходимо сделать хорошую звукоизоляцию. В подростковом возрасте многие школьники увлекаются прослушиванием громкой музыки.

        Это надо иметь в виду, и постараться объяснить ребенку, к чему это может привести. Также опасны наушники, прослушивание громкой музыки в которых может спровоцировать акустическую травму и разрыв барабанной перепонки.

        prosluh.com

        Смотрите так же:

        • Леушина а м развитие связной речи у дошкольника Леушина а м развитие связной речи у дошкольника 22 марта в рамках XVII Петербургского образовательного форума была организованна дисскуссионая площадка. Закрытие раздела «Загрузки » На официальном сайте программы «Детство» и кафедры дошкольной педагоги. Научно-методический семинар для педагогов-практиков 20 мая состоялся семинар на […]
        • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]
        • Паспорт на новорожденного ребенка Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Как получить полис ОМС для новорожденного — необходимые документы и порядок […]
        • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
        • Почему все дети злые Почему дети бывают жестоки? Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама […]
        • Задания по математике для дошкольного возраста Задания по математике для детей 5-6 лет Требования современной школьной программы таковы, что к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. К ним относятся знание цифр и основных знаков, умение считать в пределах десяти и справляться с простыми задачами по математике, […]
        • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
        • Зубы у 6 месячного ребенка Зубы 6 месячного ребенка У грудничка не растут зубы – нормально ли это? Появление первых зубов означает, что ребенок достигнул очередного этапа своей жизни. Но иногда этот самый этап почему-то запаздывает, и малыш остается беззубым, пока его сверстники уже вовсю щеголяют улыбками, хотя бы и весьма скромными. В чем же причина такой […]