Нарушение речи у детей 3 года

Нарушение речи ребенка 3 лет

Виды нарушений речи у детей

Нарушения речи у детей тем сложнее скорректировать, чем старше ребенок. Соответственно чем раньше удастся их выявить, тем меньше придется прилагать усилий или реже посещать логопеда для их устранения. Но для этого нужно знать, какие бывают виды нарушений речи. Специалисты выделяют несколько категорий проблем с речью, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Логопедические диагнозы

Задержка речевого развития

Первый симптом, который должен насторожить родителей – если двухлетний ребенок молчит или его речь не соответствует тем критериям, которые мы обсуждали в статье «во сколько дети начинают говорить ». Данное нарушение речи называют задержкой речевого развития, которое достаточно легко исправить, при соблюдении всех рекомендаций логопеда и психотерапевта. При регулярном посещении логопеда кроха уже к трем годам не только догонит, но и перегонит своих сверстников.

Более серьезное нарушение речи у детей – алалия – это полное отсутствие речи или грубое ее недоразвитие. Причина данного нарушения заключается в поражении определенных центров мозга, включая тот, который отвечает за речь. Самостоятельно диагностировать его не удастся, для этого необходимо пройти обследование у невролога.

Данное нарушение речи у детей возникает в результате разлада в работе центральной нервной системы. Проявляется в виде нечеткой речи и сложностей у ребенка с ориентацией положения губ и языка при произношении того или иного звука. И все это проявляется в сочетании с недоразвитой мелкой моторикой.

Заболевание в тяжелой форме встречается у детей с ДЦП, в остальных случаях – это смазанная форма, которую на первый взгляд и не определишь. Диагноз дизартрия логопеды обычно ставят после того, как поработают с ребенком определенное время.

Этим термином называется нарушение произношения звуков. Самый распространенный вариант – когда ребенок не выговаривает какой-то один звук (например, букву «р») или группу звуков (к примеру, свистящие). Встречается и более сложная форма, когда у малыша проблемы с произношением сразу нескольких групп звуков. Родителей должно обеспокоить невыговаривание ребенком звуком, их пропуск или замена другими. Исправить дислалию можно путем занятий с логопедом с 4-4.5 лет. Дополнительно можете прочесть, как происходит развитие речи у ребенка 2-3 лет.

Наверное, один из самых известных видов нарушений речи у детей. Проявляется в виде нарушения ритма и темпа произношения. Наиболее часто возникает в возрасте 2-4 лет, что совпадает с наиболее активным психическим развитием ребенка. Кстати, именно этим объясняется, почему заикание возникает в результате испуга или семейных проблем (когда малыш становится свидетелем скандала между взрослыми).

Специалисты говорят, что с данным видом нарушений речи можно весьма эффективно бороться, но нужно заниматься не только с логопедом, но и с неврологом. А чтобы предупредить заикание нужно с пеленок приучать малютку к правильному произношению. Коверкание слов действительно может выглядеть забавно, но приводит к нарушениям речи. Оно того не стоит.

Нарушения речи у детей от рождения до 4 лет: что должно насторожить родителей?

Детская речь (фото: Thinkstockphotos/fotobank.ua)

Есть несколько важных призна­ков, которые позволят родителям заподозрить нарушение речевого развития у своего ребенка.

Что должно насторожить родителей?

1 месяц — младенец не кричит, ког­да чувствует голод.

4месяца — у крохи отсутствует гуление, он не реагирует улыбкой на эмоциональное общение с мамой и папой.

6 месяцев — ребенок не прислу­шивается к музыке, не пытается взглядом найти предметы и людей, о которых ему говорят.

7 месяцев — малыш не реагирует на музыкальные игрушки, не разли­чает интонации и голоса близких.

9 месяцев — не формируется ле­пет, ребенок не пытается повторять слоги и сочетания звуков следом за взрослыми.

10месяцев — не может жестами поприветствовать и попрощаться.

12 месяцев — не понимает простые просьбы, не произносит ни одного слова, не реагирует на похвалу.

1 годи4 месяца— не употребляет упрощенные слова, не связывает слова с определенными предметами и действиями.

1 год и 9 месяцев — отсутствует ле­пет, ребенок не пытается подражать интонациям взрослого или повторять звукосочетания и слоги.

2 года — не способен выполнять двух этапные просьбы, показать ос­новные части тела, узнавать на фото­графии близких.

2года и 6 месяцев — не понимает разницу между противоположными по смыслу прилагательными.

3года — не может ответить на воп­росы о себе (возраст, имя, пол), не воспринимает короткие рассказы, не может их пересказать, не видит различия размера у нарисованных предметов.

4года — не может выучить короткое стихотворение, не воспринимает длинные рассказы, не умеет считать, не знает названия основных цветов.

Автор: Наталья Боришкевич

Развитие речи трехлетнего ребенка

После трех лет в развитии малышей происходит быстрый скачок за счет стремительного речевого развития. Иногда до этого возраста дети разговаривают мало, лишь отдельными словами. Но в возрасте трех лет все дети обычно становятся очень словоохотливыми. Кроме того, они уже хорошо понимают обращенную к ним речь взрослых.

информация В этот период наступает время «почемучек». Дети просто изводят взрослых разными вопросами, которые нельзя оставлять без ответов. Постарайтесь найти доступное объяснение всему, что интересует малыша.

  • В 3 года способы выражения мыслей малыша становятся гораздо разнообразнее. Он уже лучше выговаривает звуки, но все еще может оставаться проблема с произношением шипящих.
  • К концу четвертого года жизни словарный запас крохи увеличивается до 2000 слов. Речь ребенка все чаще украшена наречиями (холодно, красиво), он начинает употреблять разные местоимения, правильно сопоставляя их с предметами (твой, мое, его).
  • У малыша еще не сформирована грамотность, поэтому пока вы можете слышать из его уст ошибочное согласование слов в предложении или другие ошибки («Дай красную карандаш!»). Также крохе пока сложно разобраться с ударениями в словах.
  • К четырем годам малыш уже хорошо овладевает речью. Он без стеснения разговаривает с посторонними людьми. Его слова внятны и разборчивы, кроха хорошо произносит звуки. Также он научился пользоваться своим голосом – говорить громче или тише, изменять тембр.

    Задержка речевого развития – это состояние, которое характеризуется отставанием речи от возрастных норм. Чаще это может встречаться у недоношенных. часто болеющих детей. Так у детей с задержкой речевого развития позже появляются первые слова, словарный запас растет очень медленно, позднее начинают использовать фразы.

    информация Родителей должно насторожить, что малыш не может отвечать на легкие вопросы, такие как: «Что?», «Где?», «Кто?». Для выражения своих мыслей кроха должен употреблять отдельные слова или короткие фразы из 2-4 слов.

    Возможными причинами, которые провоцируют отставание в развитии речи, могут быть:

  • отсутствие стимула со стороны взрослых;
  • общение с карапузом на его детском языке;
  • отсутствие должного внимания постановке речи крохи;
  • нарушение слуха ;
  • органические заболевания головного мозга;
  • перенесенная гипоксия во время беременности или родов.
  • В зависимости от характера нарушений может потребоваться вмешательство логопеда или невропатолога. Также стоит помнить о том, что нарушение речевого развития может отразиться и на общем развитии крохи, задерживая его или искажая.

    Рекомендации родителям

    важно Родителям стоит знать о том, что возникнувшие нарушения не исчезнут самостоятельно. Если им не уделять внимания, то с течением времени они только еще больше укоренятся.

  • Почти все знают, что главным объектом для подражания являются взрослые. Не стоит разговаривать с малышом, подражая его языку. Когда кроха только начинает говорить, его речь очень скудна от того, что у него слабо развита артикуляция. Наблюдая за взрослыми, человечек постоянно пытается копировать их, и если вы будете с ним «сюсюкать», крохе просто неоткуда будет взять пример для формирования правильной артикуляции.
  • Поощряйте стремление задавать вопросы, старайтесь максимально доходчиво объяснять вашему чаду все, что его интересует. Хвалите его за любознательность.
  • Постоянно общайтесь с малышом — разговаривайте с ним, рассказывайте ему обо всем, и, конечно, внимательно слушайте его, давайте ему возможность высказывать свои мысли, не перебивайте его. Каждый день читайте книги, стихи.
  • Обеспечьте крохе возможность регулярно получать новые впечатления, общаться и играть с другими детьми. Расспрашивайте малыша о том, что он делал, когда вас не было рядом.
  • Регулярно включайте карапузу записи с песенками, стихами, сказками и классической музыкой.
  • vyrastitrebenka.ru

    Речевые нарушения у детей

    Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

    Причины речевых нарушений у детей

    Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

    К группе органических факторов относятся:

    1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.
  • 2. Наследственность, генетические аномалии.

    3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.
  • 4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

    Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

    1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
    2. Соматическую ослабленность;
    3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
    4. Подражание речи окружающих людей.
    5. Виды речевых нарушений у детей и их симптомы

      К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

    6. Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
    7. Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
    8. Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
    9. Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.
    10. Коррекция речевых нарушений у детей

      Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

      Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

    11. Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
    12. Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
    13. Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
    14. Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
    15. При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.
    16. lady7.net

      Нарушение речи у детей 3 года

      Урок 2. Нарушения речи. Вас беспокоит нарушение развития речи у вашего малыша, которому уже 3 или 4 года? Вы обращались к нескольким логопедам в вашем городе, но они не берутся заниматься с детьми младше 5 лет, советуя подождать с логопедическими занятиями до этого возраста. Невропатолог, к которому вы также ходили на прием вместе с ребенком, прописал лекарства для стимуляции мозговой деятельности, но от них не было эффекта. Грамотного дефектолога, работающего с нарушениями развития речи у маленьких детей в вашем городе не найти. Что же делать в этом случае родителям? Остается только одно – заниматься развитием речи у ребенка самим. Понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но обязательно регулярно. Преодолеть нарушения речи вам помогут наши логопедические упражнения и игры.

      Самое популярное в разделе чтение

      Звукарь — Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали . перейти к Звукарю

      Букварь — первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные. перейти к Букварю

      Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. . перейти к пособию

      Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом . перейти к статье

      Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и . перейти к играм с буквами

      Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не . перейти к урокам по чтению слогов

      Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов «Игры с буквами», «Уроки чтения слогов». Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих. Перейти к урокам по чтению слов

      Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным. Перейти к описанию книжки-игрушки

      Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают. Перейти к урокам чтения

      games-for-kids.ru

      Нарушение речи у ребенка — причины, симптомы, лечение

      Нарушение речи – достаточно серьезное расстройство речевых функций, спровоцированное самыми разными первопричинами. Какие существуют причины нарушения речи у взрослых, какие симптомы характерны для данной патологии, их классификация – рассмотрим эти вопросы далее.

      В практике медиков принято применять следующую классификацию нарушений по следующим причинам.

      1. Органические первопричины. Сюда можно отнести травмы, полученные при родах головы, врожденная аномалия речевого аппарата, наследственная предрасположенность и так далее.

      2. Функциональные первопричины. Работа речевого аппарата может нарушиться в последствии стресса, нервного напряжения, а также после перенесенной инфекции, травмы головы. У некоторых проблемы указываются на психические заболевания.

      Расстройство речевых функций — почему это происходит? В этом случае врачи рекомендуют отталкиваться от принятой в узких кругах классификации патологических процессов, нарушений – каждая имеет свои причины и признаки. Врачи с учетом речевого у взрослого дефекта выделяют ряд групп, со своими признаками и первопричинами появления. Среди форм отклонений выделяют следующие.

      1. Заикание. Чаще всего первопричинами данной патологии специалисты выделяют в ряде причин возникновения заикания испуг или же стрессовая ситуация, неврологической природы заболевание и сильнейшее эмоциональное переживание, как и генетическая предрасположенность. Характерна сбоем в ритме речи – их провоцирует спазм или же судорога речевого аппарата. Человек сложно произносить даже простые слова и звуки, необходимость повторять несколько раз одинаковые слоги и слова. Некоторые специалисты к заиканию относят гнусавость, при которой изменяется тембр голоса. Это происходит впоследствии нарушений в строении перегородки носа.

      2. Дислалия – нарушение устного произношения слов, где причиной патологического процесса выступает неправильно сформированный прикус, повреждение отдельных участков коры и серого вещества головного мозга, которые ответственны за данную функцию. Главная симптоматика патологии – пациент неспособен произносить ряд звуков и слов, их «проглатывание».

      3. Брадилалия – ребенок медленно говорит, плохо выговаривает слова. Впоследствии нарушается работа центральной нервной системы, наблюдаются отклонения в психике.

      4. Афазия – сбой ритма произношения. Заболевание чаще всего развивается из-за разных сбоев в работе головного мозга. Человек не понимает, что ему говорят другие, при этом не выражается и свои мысли. Это не последствие психического заболевания, а патологического процесса – травмы головы или внутренние гематомы и кровоизлияниями, образовавшимся в сосуде, пронизывающим серое вещество тромбом.

      5. Брадифразия – это медленная речь, обусловленная заторможенностью процесса мышления особы, спровоцированного психической у последнего патологией, поражающей мозг. Ее характеризует неестественное растягивание при выговоре ряда звуков и слов, не четко произносимая артикуляция, долгая и аномально искаженная формулировка мысли. Характерна для психически больных пациентов или же пациентов с диагнозом олигофрения.

      6. Полное или же частичное отсутствие у особы речевого типа позывов – врачи говорят о развитии алалии. Врачи условно делят ее на сенсорную и моторную. Признаки алалии сенсорной – пациент слышит самцу речь и при этом не понимает, либо не различает слоги и слова, звуки, со своей стороны – выражает эмоции и мысли непонятными для окружающих звуками и слогами. Причинами врачи называют нарушение и отставание в процессе развития или же текущую олигофрению. Если говорить о моторном типа алалии – пациент понимает все, что ему говорят, слышит. Но речь появляется только в определенном возрасте. Характерна скудным словарным запасом и проблемами с письмом, уровень развития – начальные классы.

      7. Тахилалия – ребенок стремительно быстро произносит нечленораздельные слова, проглатывает звуки, буквы. Причины такого патологического состояния врачи называют наследственность и чрезмерную активность, патологии и заболевания головного мозга, психосоматические отклонения.

      Проблемы с устной речью, дизартрия возникают у тех людей, которые имеют проблемы с речевым аппаратом. Из-за того, что поражены участки мозга, у пациентов наблюдается мышечная дисфункция, ограничивается подвижность неба, языка. В данном случае сложно произносить определенные звуки, словосочетания.

      Чтоб правильно диагностировать патологию речевого рефлекса у пациента, речи – важно знать первопричину, которая спровоцировала патологию. В большинстве своем к развитию дисфункции в речи приводят такие первопричины:

      1. Тяжелые формы патологических процессов, поражающих головной мозг – это и внутричерепное высокое давление, инсульт и онкология, внутренние кровоизлияния, которые и провоцируют нарушение работы его отделов, отвечающих за речь.

      2. При нарушении координации у пациента движений, спровоцированной поражением мозжечка – чаще всего это происходит после перенесенного инсульта либо ишемии, а организм ответной реакцией проявляет полную или же частичную потерю способности воспроизводить речи.

      3. Механические по своей природе происхождения травмы голова, повреждения и лицевой части черепа, а также патологии, спровоцированные развивающимся тромбозом.

      4. Генетическая у пациента предрасположенность и алкогольная/наркотическая зависимость, как и паралич лица.

      5. Диагностированный у пациента атеросклероз и патологии, поражающие мышечный двигательный и артикулярный речевой аппарат – недостаточная подвижность губ и мышц языка, лицевой мускулатуры.

      6. Неправильно закрепленный протез либо же сильный пережитый стресс, нервное перенапряжение – также входят в список причин, которые способны спровоцировать нарушение речи.

      7. Ряд инфекционных болезней и отставание в психическом, а также умственном уровне развития, диагностирование у пациента слабоумия.

      8. Сбой в нормальном кровотоке и диагностированный ДЦП, как и олигофрения, патологическая форма глухоты – также пополняют список причин, провоцирующих нарушение у пациента речи.

      В данный список врачи относят и синдром Дауна и текущая болезнь Лайма, как и длительный прием ряда медикаментов, чаще всего антидепрессанты, антибактериальные препараты.

      Итак, нарушение речи у ребенка нельзя оставлять без внимания, обязательно следите за его развитием, своевременно обращайтесь к специалистам.

      medportal.su

      Характеристика уровней общего недоразвития речи у детей: симпотмы и коррекция ОНР

      Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

      Недоразвитие речи может быть разной степени. Выделяются:

      • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
      • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
      • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
      • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.
      • Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди. Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

        Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

        Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

      • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
      • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
      • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
      • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
      • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.
      • Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

        При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

        На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

      • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
      • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
      • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.
      • Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.

        На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

        Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

      • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
      • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
      • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
      • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
      • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

      Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь. Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

      4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

    17. Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
    18. Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
    19. Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.
    20. 4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

      В чем заключается обследование?

      Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

      Следующий этап обследования – диагностика устной речи. Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

      1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
      2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

      Далее изучается звуковая сторона речи: какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).

      Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

      По данным обследования логопед делает окончательное заключение об уровне развития речи у ребенка и других психических процессов, тесно с ним связанных. Важно точно поставить диагноз, поскольку недоразвитие речи по признакам очень схоже с другим отклонением – задержкой речевого развития, когда недостаточно развит лишь темп, а формирование языковых средств протекает в пределах нормы.

      Профилактические мероприятия

      Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет. Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

      Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

      vseprorebenka.ru

      Смотрите так же:

      • Пособие по уходу за детьми в рб Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком После рождения ребенка его семье, безусловно, требуется дополнительная государственная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные семейные затраты и снижение (или полную потерю) возможности заработка от трудовой деятельности для одного […]
      • Психическое развитие ребёнка в 3 года Развитие ребенка 3 лет. Психическое развитие трехлетнего ребенка Что должен уметь ребенок в 3 года? Каковы нормы психического развития детей 3 лет? В том случае, если родители постоянно и систематически занимаются со своим малышом так, как и должно с ним заниматься, он в психическом отношении обнаруживает к трем годам жизни значительный […]
      • Мотивация к воспитанию детей Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности. — презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемСвятослав Ружинский Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным […]
      • Каких врачей проходят в 1 месяц дети Каких врачей проходят новорожденные в 1 и 2 месяц: список специалистов и обследований в рамках планового медосмотра Регулярное посещение поликлиники – это обязательные мероприятия для мамы и новорожденного. Развитие ребенка в первые месяцы жизни продвигается такими темпами, что без постоянного наблюдения не обойтись. Осмотр педиатра […]
      • Зачатие ребенка перед месячными Зачатие за 3 дня до месячных Какая вероятность забеременеть перед месячными за 5 дней? Практически всегда нужно предохраняться, если беременность нежелательна. Большинство женщин на 100 процентов уверены, что зачатия ребёнка не произойдёт, если незащищённый половой акт происходит перед наступлением критических дней. Такое поведение […]
      • Выплаты по уходом за ребенком до 3 лет Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет. Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его необходимо оформить? Каким законодательством регулируется и так далее. Рассмотрим эти вопросы […]
      • Производственная практика по психологии в детском саду Отчет по практике Работа психолога в детском дошкольном учреждении Содержание 1. Общие сведения об учебном учреждении 2. Работа психолога в ДОУ 3. Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям») 4. Анкета для родителей 5. […]
      • Бесплатное лечение детей Бесплатное лечение детей Бесплатное санаторное лечение детейДорогие мамочки и папочки! Если Ваш ребенок часто болеет заболеваниями дыхательных путей. Детский санаторий Кратово дает возможность провести БЕСПЛАТНО санаторное лечение сочетая лечебные мероприятия с играми и прогулками. Для школьников проводятся занятия по основным […]