Диагностика задержки психического развития у детей

Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это расстройство развития, при котором память, внимание, мышление, эмоции, воля и другие психические функции ребенка несколько отстают от условно-возрастной нормы. Обычно выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте.

Ранняя квалифицированная диагностика и верно подобранное лечение позволяют максимально использовать ресурсы ребенка в процессе восстановления!

При реализации адекватной программы помощи дети «догоняют» сверстников и нормально адаптируются к школе, однако для достижения оптимальных результатов лечебно-коррекционных мероприятий в каждом случае требуется учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Почему возникает задержка психического развития?

Среди причин возникновения нарушений развития можно выделить две большие группы: биологические и социальные.

К биологическим причинам относят:

  • проблемы во время беременности и в родах (токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, трудные роды и т.д.);
  • наследственная предрасположенность — скорость развития и созревания (как физического, так и психического) во многом определяется генетически; если родители малыша развивались чуть медленнее сверстников, вероятность возникновения нарушений в развитии ребенка будет выше;
  • инфекционные болезни , соматические заболевания;
  • поражения нервной системы различного генеза (в результате травм, инфекций и т.д.).
  • В числе социальных причин задержки психического развития выделяют:

  • острые и хронические психические травмы : физическое или психологическое насилие, развод родителей, семейные конфликты и т.д.;
  • проблемы воспитания , педагогическую запущенность;
  • неблагоприятные условия жизни ребенка (например, в социально неблагополучных семьях).
  • Для систематизации нарушений развития современные российские психологи обычно используют классификацию Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога, в соответствии с которой задержки психического развития подразделяются на:

  • конституциональные — обусловленные наследственностью;
  • соматогенные — возникшие в результате какой-то болезни или патологического состояния (хронической инфекции, соматического заболевания, астении, дистрофии, аллергии и т.д.);
  • церебрально-органические — обусловленные выраженными отклонениями в развитии головного мозга; чаще выявляются при осложненной беременности и трудных родах;
  • психогенные — возникшие из-за неблагоприятных социально-психологических условий (узкого круга общения, ослабления эмоциональных связей между ребенком и взрослыми, чувства отверженности и обделенности и т.д.).
  • Как проявляется задержка психического развития?

    Обычно выявляется в возрасте 5-7 лет, когда ребенок начинает готовиться к школе или идет в первый класс. Проявляется в незрелости мышления, недостатке знаний и практических навыков, недостаточности эмоционально-волевой сферы, неспособности выполнять задания, преобладании игровых стратегий поведения, более характерных для младшего возраста. Выраженность и наличие или отсутствие отдельных признаков у разных детей могут сильно различаться.

    Заподозрить задержку психического развития можно и в более раннем возрасте. Родителям стоит насторожиться, если ребенок с запозданием развивался (поздно начал держать головку, сидеть, ходить, говорить), отстает от ровесников по уровню практических навыков (в зависимости от возраста — не умеет держать ложку, самостоятельно одеваться или обуваться и т.д.), плохо сходится со сверстниками, не участвует в общих играх, проявляет тревожность, агрессивность или нерешительность.

    Диагностика и лечение

    Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр-психотерапевт, который определит необходимый объём диагностических мероприятий : нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое.

    В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия , коррекционно-развивающие (логопедические, дефектологические) занятия, БОС-терапия , групповая терапия (психологический МИМ-театр).

    При реализации адекватно составленной комплексной лечебно-коррекционной программы у детей с задержкой психического развития довольно высокий абилитационный потенциал, они «догоняют» своих сверстников и могут учиться в обычной школе, в полной мере усваивать необходимый объем знаний, получать хорошие оценки, нормально контактировать с учителями и одноклассниками. Но для гармонизации развития ребенка, повышения его когнитивного уровня, нормализации волевой и эмоционально-коммуникативной сферы необходима длительная и комплексная работа команды специалистов.

    Так же, врач-психиатр-психотерапевт определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

    Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

    medalvian.ru

    Задержка психического развития у детей: симптомы

    Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

    Что такое задержка психического развития

    Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

    Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

    Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

    Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

    Причины отставания в развитии

    Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.

    Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

    К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

    В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

    Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

    Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

    Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

    Симптомы отставания в развитии

    Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

    Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

    К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.
  • Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

    Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

    Особенности психологии детей с задержкой психического развития

    Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

    Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

    Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

    Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

    Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

    Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

    Виды задержки психического развития

    Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.
  • Осложнения и последствия задержки психического развития

    Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

    Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

    Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

    Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

    Диагностика задержки психического развития

    В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.

    Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

    Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

    Методы коррекции задержки психического развития

    В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

    С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

    Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

    К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

    Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.

    childage.ru

    Диагностика и коррекция задержки психического развития ребенка

    Задержка психического развития – это негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью ее созревания. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

    Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с ЗПР постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются.

    Особенности детей с ЗПР

    Диагностика ЗПР основывается на объективной оценке состояния эмоционально-волевой сферы, степени интеллектуального и межличностного развития.

    Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев они не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д.

    Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности они заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.

    У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так среди учителей и взрослых. Они часто очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

    Полная диагностика всегда включает беседу с ребенком, тесты на восприятие, память, способность к анализу информации, а также оценивается уровень развития эмоционально-волевой сферы и способности к межличностному общению. Диагноз «ЗПР» всегда ставится только психолого-медико-педагогической комиссией.

    Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения.

    ЗПР конституционального происхождения

    Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего.

    При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

    ЗПР соматогенного происхождения

    Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне неорганизованны, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, тем не менее они тяжело переживают неудачи и низкие оценки.

    Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

    3. ЗПР психогенного происхождения

    Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, забитые, им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

    4. ЗПР церебрально-органического происхождения

    Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

    Как помочь ребенку с ЗПР?

    Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно.

    Обязательная часть коррекции ЗПР – это медицинская помощь: прием лекарств по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Этим занимается детский невролог.

    На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арттерапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог.

    Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.
  • Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника.

    Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому не отчаиваться не нужно.

    karkusha.su

    Причины и диагностика задержки психического развития у детей

    ЗПР – это задержка психического развития, которая обычно диагностируется у детей в дошкольном или уже школьном возрасте. Как правило, это происходит в тот момент, когда у ребенка начинают наблюдаться серьезные проблемы с изучением нового материала.

    Сразу стоит отметить, что дети с ЗПР могут быть вылечены (во всяком случае, возможно преодоление большинства проблем развития), если вовремя назначить лечение, предпринять необходимые коррекционные меры и предоставить ребенку требуемую медицинскую помощь.

    Одновременно с этим, диагностировать данную патологию у детей совсем маленького возраста чрезвычайно сложно.

    При ЗПР наблюдается нарушение общепринятого темпа психического развития. При наличии этого заболевания наблюдается отсталость отдельных психических функций (мышление, память, внимание, эмоции) в развитии, если смотреть на общепринятые психологические нормы для конкретного возраста.

    В чем причина развития болезни?

    Задержка психического развития может произойти по целому ряду причин. Причем причины могут быть не только чисто биологическое, но и социальные (интересно, что в последние годы именно социальные причины являются наиболее частыми). Среди них можно выделить самые распространенные:

  • проблемы развития центральной нервной системы ребенка и/или ее поражения во время пребывания плода в утробе матери;
  • проникновение инфекции, получение травм при беременности;
  • наличие у мамы вредных привычек, недостаток кислорода у плода;
  • симптомы желтухи;
  • недоношенность;
  • наличие новообразований в головном мозге;
  • пороки развития;
  • эпилептические симптомы;
  • заболевания гормональной сферы;
  • наличие специфических наследственных патологий;
  • перенесенные сложные инфекционные болезни (сепсис, менингит);
  • сердечные и почечные болезни;
  • рахит;
  • проблемы с сенсорными функциями (зрение, слух);
  • ограничение, нарушение, ненормальность жизнедеятельность маленького ребенка;
  • плохие условия воспитания, отсутствие воспитания как такового, педагогическая запущенность;
  • получение ребенком частых и сильных психоэмоциональных травм.
  • Можно видеть, дети с задержкой психического развития могут получить данную патологию по причинам, которые от них совершенно не зависят.

    Симптомы заболевания

    Естественно, данная патология имеет достаточно характерные симптомы. Прежде всего, обращать внимание нужно на развитость психических функций малыша:

    1. Внимание. Ребенок не концентрирует свое внимание, оно имеет нестойкий, поверхностный, кратковременный характер. Различные внешние раздражители становятся причиной быстрого переключения внимания.
    2. Восприятие. Если у малыша имеются задержки развития, то ему будет сложно воспринимать информацию на слух. При этом может не быть проблем со зрительным восприятием информации. Восприятие может быть замедленным, неточным.
    3. Память. Информацию малыш запоминает мозаично, поэтому наблюдается преобладание наглядно-образной памяти. В процессе воспроизведения информации отмечается незначительная мыслительная активность.
    4. Мышление. Образное мышление полностью нарушено. Ребенку сложно логически и абстрактно мыслить. Дети с ЗПР не способны сделать вывод из того, что было сказано.
    5. Речь. Наличие психоречевого нарушения легко диагностируется, если малыш искажает артикуляцию звуков, имеет скудный словарный запас, не может нормально построить своё высказывание.

    Эти симптомы (все или некоторые) наглядно указывают на наличие задержки психического развития у ребенка.

    Как уже было отмечено, диагностировать задержку психического развития у малыша в раннем возрасте весьма проблематично. Чтобы подтвердить диагноз, требуется провести сравнительный анализ развития малыша с нормами его возраста. Разновидность задержки развития, ее выраженность, степень, сложность патологии определяет обычно психотерапевт с помощью психолога и логопеда.

    Чтобы оценить уровень психического развития, специалистами оцениваются следующие критерии:

  • предречевые навыки и речевое развитие;
  • мышление и память;
  • внимание;
  • восприятие;
  • изобразительная и игровая деятельность;
  • наличие навыков по самообслуживанию;
  • коммуникабельность;
  • самосознание;
  • школьные навыки.
  • Обследование проводится с помощью шкалы Бейли, денверовского теста, теста IQ и многих других методик. Кроме того, для подтверждения диагноза и определения причин развития патологии могут быть использованы дополнительные исследования (МРТ, КТ, ЭЭГ).

    Лечение психического и психоречевого нарушения – достаточно длительный процесс, который требует терпения. Основное лечение и медицинская помощь, которую получают дети с диагностированной патологией, заключается в достаточно продолжительной психологической и педагогической коррекции, направленной на улучшение когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы. Коррекция и лечение такого типа подразумевает под собой посещение психолога, проведение занятий у него, посещение психиатра, логопеда, дефектолога.

    Вместе с этим, лечение ЗПР практически всегда проводится с использованием различных медикаментозных препаратов:

  • гомеопатические лекарства;
  • витаминные комплексы;
  • антиоксиданты;
  • общетонизирующие средства;
  • Глицин;
  • Пирацетам, Актовегин, Фенибут, Энцефабол.
  • Лечение детей с подобной патологией – чрезвычайно сложный процесс. Задержка речевого развития у детей может произойти по тысяче причин, поэтому лечение в каждом случае индивидуально. Очень сложно рекомендовать какие-то определенные средства, упражнения, препараты. К сожалению, универсального средства, которое бы гарантировало эффективное и быстрое лечение заболевания, не существует.

    Если была диагностирована патология, то многие родители начинают впадать в крайности. Они или начинают чрезмерно опекать малыша, или относятся к нему безразлично, как будто ничего и не случилось. В обоих случаях наблюдается торможение развития личности ребенка. При чрезмерной опеке родители начинают всё делать за малыша, поэтому ни о какой самостоятельности речи не идет. Если родители безразличны к диагнозу, то у малыша вообще нет никакого стимула и стремления к развитию и получению новых знаний.

    Для детей с ЗПР есть специальные школы (также могут создаваться отдельные классы на базе обычной школы). В этом случае для детей создаются специальные условия для обучения и получения новых знаний и навыков: большая индивидуальность занятий, незначительная наполняемость и т.д. Это позволяет учитывать все психоэмоциональные особенности малыша, которые будут полезны для его последующего развития. Категорически неправильно отдавать ребенка с ЗПР в обычную школу и оставлять его учиться там. В этом случае дети просто не усваивают материал, их психологическое состояние ухудшается, что в результате приводит к деградации личности, чего допускать никак нельзя.

    Психология детей с ЗПР

    Очень часто серьезные проблемы у детей с ЗПР возникают в процессе межличностного общения. Дети, у которых нет отклонений психического и психоречевого плана, стараются не связываться и не общаться с отстающими малышами. Именно поэтому среди сверстников такой ребенок будет редко взаимодействовать с кем-либо. В связи с этим малыш играет отдельно, в одиночестве. Вместе с этим, в ряде случаев дети с ЗПР начинают активно общаться с малышами младше, которые вполне могут их понять. В некоторых ситуациях отстающие ребята и вовсе стараются ни с кем не общаться, замыкаясь в себе.

    Дети с задержкой психического развития имеют эмоциональную неустойчивость. Они несамостоятельны, внушаемы, лабильны. Очень часто у малышей с ЗПР наблюдается тревожное, беспокойное состояние, состояние аффекта. У них быстро меняется настроение, наблюдается высокая контрастность при проявлении эмоций. Причем эмоции не всегда могут быть адекватны. Кроме того, им сложно определить эмоции окружающей, в результате чего возможны проявления агрессии. С учетом того, что у малышей с ЗПР часто отмечается низкая самооценка, неуверенность в себе, они могут сильно привязаться к сверстнику.

    Важно играть в различные игры для детей с ЗПР, которые может порекомендовать психолог или дефектолог.

    Чтобы снизить до минимума вероятность возникновения задержки психического развития у своего ребенка, важно придерживаться некоторых правил:

    • Во время беременности и родов необходимо сформировать максимально комфортные условия;
    • В семье должна быть доброжелательная и дружеская атмосфера;
    • Следует следить и оценивать психоэмоциональное состояние ребенка с первых месяцев жизни;
    • Любые патологии, возникающие у малыша, даже самые незначительные, должны быть правильно и вовремя вылечены;
    • Нельзя пускать развитие малыша на самотёк, следует заниматься с ним постоянно.

    Специалисты отмечают, что особое значение в профилактике задержки психического развития имеет телесный и эмоциональный контакт матери и малыша. Объятия, касания, поцелуи – всё это помогает ребенку стать увереннее и спокойнее.

    Помимо этого, эмоциональная помощь родителей позволяет максимально адекватно воспринимать окружающий мир и с легкостью ориентироваться в новой обстановке.

    detskiebolezni.com

    Лечение задержки речевого и психического развития

    Задержка психо-речевого развития у детей ( ЗПРР ) – распространенное состояние, которое может существовать и в виде отдельного неотягощенного диагноза, так и сопровождать более серьезные заболевания с неврологической составляющей – ДЦП, эпилепсия, органическое поражение и пр. Центр стимуляции головного мозга проводит эффективное лечение задержки психоречевого развития в Украине у детей. Мы работаем со всеми возрастными группами, опираясь на базовые приемы терапии подобных состояний, дополняя их современными технологиями с доказанной эффективностью –

  • Интерактивный метроном
  • Томатис-терапия
  • транскраниальная стимуляция
  • Интайм.
  • Пациенты клиники демонстрируют отличную динамику, независимо от того, в каком состоянии и с каким диагнозом к нам попали. Некоторые дети переходили от неумелого лепета до фразовой речи за несколько занятий – происходил так называемый «языковый» взрыв. Именно профессионально составленная программа лечения таких детей, над которой трудилась команда специалистов, послужила пусковым толчком, повлекшим за собой активное темповое речевое развитие.

    Такие программы в Центре составляют для каждого ребенка, исходя из поставленного диагноза, результатов обследования в клинике, собеседования с неврологом, логопедом. Не всегда результаты лечения психического развития у детей столь стремительны, но в клинике Mind они происходят обязательно!

    Задержка речевого и психического развития – особенности

    Задержка психического и речевого развития или ЗПРР – слабовыраженные, не паталогические отклонения в психическом развитии ребенка, связанные с замедленным созреванием психики.

    Развитие речи у ребенка проходит несколько стадий:

    Дети с ЗПРР отлично слышат, умеют правильно выговаривать звуки, часто хорошо мыслят, потому что проявления отклонений сводятся преимущественно к незрелости эмоционально-волевой сферы. Они много играют, но в довольно примитивные или специфические игры, не могут заставить себя что-то сделать, постоянно отвлекаются.

    Все эти отклонения можно списать на особенности характера и воспитания – как многие и делают, в том числе специалисты. Поэтому в Центр стимуляции мозга многие пациенты с ЗПРР попадают поздно – после 7 лет, когда идут в школу и отклонения становятся очевидными. Раннее обращение – залог быстрого и успешного лечения задержки речевого и психического развития ребенка в клинике Mind. Есть разница между тем, как проходит лечение задержки речевого развития в 2,3,4 года и лечение задержки развития речи в 7-9 лет. Чем меньше ребенок, тем шире арсенал средств, которые мы используем – после окончания периода активного развития мозга для достижения видимого результата необходимо работать вдвое больше.

    Когда стоит начать волноваться?

    Если причины задержки речевого развития связаны с другими серьезными заболеваниями и состояниями ребенка, с констатацией факта задержки не бывает проблем. Иное дело – если диагноз « ЗРР » ставят типично развивающемуся ребенку: здесь ошибки случаются сплошь и рядом. Одинаково часто в Киеве находят задержку психоречевого развития у детей совершенно здоровых и упорно игнорируют признаки отклонений у детей с реальной проблемой. Если вы сомневаетесь в правильности полученного диагноза или же ребенок получил несколько противоречивых диагнозов, начните с консультации у профессионального невролога нашей клиники.

    На задержку речевого развития у ребенка указывают следующие симптомы:

  • ребенок преимущественно играет, игнорируя познавательные занятия
  • он либо чрезвычайно вспыльчив и конфликтен, либо неестественно весел и задорен
  • не контролирует свои поступки, не способен осознать последствия своего поведения
  • быстрее утомляется, отчего портится настроение (появляется слезливость, капризность) и ухудшаются когнитивные навыки
  • чувствительно реагирует на слишком яркий свет, громкую музыку
  • обучение может быть успешным, но лишь частично: интересные предметы изучаются, неинтересные – игнорируются
  • Часто ребенок с ЗПРР сносно или хорошо говорит, но словарный запас ограничен из-за сниженной познавательной потребности, проблем с памятью и вниманием. Этими признаками симптоматика не ограничивается, но они – тревожные звоночки, которые должны побудить вас обратиться в клинику Mind в Киеве, которая занимается диагностикой и лечением задержки психического и речевого развития у детей .

    В Центре стимуляции мозга к каждому пациенту с задержкой психо-речевого развития находят особенный подход, создают отдельный план терапевтических мероприятий. Здесь вам помогут поставить окончательный диагноз, оценить степень проблемы, выявить и, если возможно, устранить причины отклонений. Терапия, основанная на участии родителей и специалистов разного профиля (психолога, невролога, логопеда и др.), обязательно дает результат. Но прогноз развития психики и успешность обучения пациентов находятся в прямой зависимости от ранней диагностики.

    Поэтому при малейших тревожных симптомах, не медля приезжайте в клинику Mind – при нашем участии дети начинают хорошо говорить, учиться и общаться даже в самых запущенных случаях

    mind-stimulation.com

    Смотрите так же:

    • Ацц 100 инструкция по применению порошок детям АЦЦ 100 описание и инструкция применения АЦЦ 100 — муколитический, отхаркивающий препарат, применяемый для разжижения мокроты при заболеваниях дыхательной системы, сопровождающихся образованием густой слизи. Цифра 100 указывает на дозировку средства, преимущественно назначается детям. Состав и форма выпуска АЦЦ 100 для детей выпускается […]
    • Лечение кашля домашних условиях детей Как лечить кашель в домашних условиях? Кашель является неспецифической защитной реакцией организма. Его функция — очищение дыхательных путей от мокроты, пыли или инородного объекта. При наличии кашля человек, прежде всего, подумает о заболеваниях органов дыхательной системы. На самом деле этот симптом может возникать и при поражении […]
    • Развитие ребенка к 5 годам Развитие ребенка в 5 лет 5 лет – базовый возраст, 90% всех черт характера закладывается к пяти годам. Это возраст познания, маленькому почемучке интересно все, значит, в доме должны появляться энциклопедии. Специальные издания для детей доступным языком рассказывают об окружающих явлениях, научных знаниях. Что умеет ребенок в 5 […]
    • Воспитание и образование детей младшего возраста Воспитание и образование детей младшего возраста VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2018) МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва 16-20 мая 2018 года 16-20 мая 2018 года в Москве состоится VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE […]
    • Можно ли вписать ребенка в паспорт родителя Как вписать ребёнка в загранпаспорт родителей Для выезда ребёнка за границу необходимо собрать пакет документов. И часто, в целях экономии, родители не оформляют на детей загранпаспорта, а вписывают их в свои документы. Информацию о несовершеннолетних детях в загранпаспорт разрешено добавлять только уполномоченному органу ФМС РФ. Такая […]
    • У ребенка заложен нос а соплей нет лечение Что делать, если у ребенка заложен нос, а соплей нет Заложенность носа встречается у детей довольно часто. Данный признак обычно появляется при простудных заболеваниях. Заложенность может сопровождаться без характерных симптомов: чиханья, слизистых выделений, повышения температуры и т.д. Многих родителей тревожит такое состояние. На это […]
    • Возврат подоходного налога лечение ребенка Как оформить возврат подоходного налога за лечение зубов в 2018 году Каждому работающему гражданину, получающему заработную плату, с которой ежемесячно удерживается 13% НДФЛ, можно претендовать на возврат подоходного налога за лечение зубов. В каких случаях разрешен стоматологический вычет Согласно постановлению Правительства РФ N№ 201 […]
    • Врач рисунок детей Рисунки карандашом для детей Рисование – один из самых приятных и увлекательных способов познания окружающего мира. Поэтому дети с самого раннего возраста обожают это занятие. Кроме огромного удовольствия, оно способствует развитию ребенка. Польза от рисования неоспорима, т.к. оно: развивает мелкую моторику; учит ловкости, […]