Методы воспитания на уроках литературы

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанной на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.

Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.

Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности/

К интерактивным методам относятся:

1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников.

2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).

3. Логические задачи , когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему.

4. Составление кластера , когда определяется ключевое слово тематической группы.

6. Исследовательская деятельность.

9. Разноуровневые задания и др.

Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний .

Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку ( например; составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию и т.д.)

Так, например, на уроке литературы в 6 классе по теме: «Притча о блудном сыне» одна группа пишет эссе из 5-6 предложений; другая группа – составляет кластер к слову «ЛЮБОВЬ»; третья группа – работает по методу арт-технологии (изображение на рисунке в виде глаза, лица, ладони, сердца и т.д. любви к родному человеку); четвертая группа — работает по методу синквейна (составление стихотворений из пяти строк, где 1.-сущ.,2.-прилаг., 3.-глагол, 4.-отношение к теме, 5.- синоним к первому слову).

Таким образом, весь урок дети самостоятельно по группам и индивидуально могут проявить себя и получить заслуженные оценки за урок. После таких уроков мы педагоги как воспитатели можем многое раскрыть в своих учениках. Они раскрываются полностью, без комплексов так как чувствуют, что их выслушают не только учитель, но и одноклассники.

Следующая технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» — это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; формирование навыков написания текстов различных жанров; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование коммуникативных навыков. Цель данной технологии – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения.

Данную технологию я успешно применяю . Так, например, на уроке русского языка в 5 – ом классе при прохождении темы: «Буквы О-А в корне –лаг-,-лож-» я использовала игровой момент урок теле игра, где предусматривались: диктор, ведущие телепередач («С утра пораньше», «Счастливый случай», «Тема», «Это вы можете», «Сам себе писатель», «Итоги») . Каждая группа и ученик должны по заданным на уроке учителем карточкам работать самостоятельно в течений 5-7 минут и ответить на заданные в них вопросах. Например: в передаче «С утра пораньше» нужно составить рассказ об утренних сборах в школу, применяя следующие глаголы: положить, предлагать, переложить, уложить, сложить, полагать. Можно опросить 2-х, 3-х учеников устно, а один у доски расставляет ударение в данных словах и одно слово разбирает по составу (на данном этапе хорошо сработает культура письма, формирование навыков написания текста различного жанра). Следующая передача (соответственно объявляет диктор), «Счастливый случай» ( где работает командная группа учащихся), достает из мешочка бочонки с номерами и открывает соответствующий номер карточки у доски.

1. Слово с пропущенными буквами и дополнительное задание к нему составить с данными словами словосочетания.

2. Полный синтаксический разбор предложения и дополнительное задание к нему сказать, какой частью речи выражены данные члены предложения. (На данном этапе мы обращаем внимание на развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, основанной на уровневой дифференциации).

Передача «Тема» формирует коммуникативные навыки, повышает интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Так как в ней я предусмотрела такие задания: вопросы для повторения о типах и стилях речи, основной мысли текста и переход к выполнению упражнений по учебнику на странице 210, упр. 755. Участники передачи «Это вы можете» выполняют письменно упражнение 754 на стр. 210, где отвечают на вопросы и обозначают изученную орфограмму. (Этот этап критического мышления предусматривает самостоятельную работу каждого ученика). Участники следующей передачи «Сам себе писатель» пишут мини-сочинение о зиме (можно сочинить стихи), (здесь мы прослеживаем творческую работу учащихся). И в «Итогах» диктор и участники передач закрепляют пройденный материал по вопросам данным на слайде у учителя (Этот этап урока развивает у учащихся коммуникативные навыки и прививает интерес к творчеству, повышает самостоятельность).

Необходимо, чтобы каждый урок русского языка был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения. Добиться высокой эффективности при проведении нестандартного урока учитель может лишь при условии правильного выбора метода обучения с учетом конкретных условий и возможностей каждого класса. «От метода преподавания, — писал А.В. Луначарский, — зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю ». Как показывает мировая практика, большого успеха в работе добиваются учителя, овладевшие новейшими методами и новыми педагогическими технологиями, направленными на включение учащихся в самостоятельную поисковую работу. Нетрадиционные уроки тесно связаны с интегрированным обучением, которое предполагает слияние нескольких учебных дисциплин на одном уроке.

Технология обучения представляет собой совокупность различных способов и средств, направленных на выполнение учебно-воспитательной цели. Педагогической технологией является комплекс взаимосвязанных требований, направленных на достижение определенных психолого-педагогических целей. Таким образом, педагогическая технология – это совокупность различных методов и средств для реализаций определенных целей, которая гарантирует запланированный результат. Кроме того, педагогическая технология предполагает комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, необходимое для полного и качественного обучения предмету в соответствии с требованиями учебных программ.

К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок-конференция. После изучения любого раздела учителя могут проводить итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых — активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам.

Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией современного образования являются дебаты , которые очень актуальны для сегодняшнего дня, так как обладают такими качествами , как:

универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);

востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);

интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).

При подготовке к дебатам проводится «Мозговой штурм» , когда, исходя из знаний и опыта каждого ученика, выясняется, что они к этому времени знают по данной теме, по ее ключевым понятиям. Отсюда дифференцированный подход учителя к учащимся, так как не могут два ученика одинаково знать, уметь, мыслить. Важнейшим позитивным моментом является то, что дебаты развивают критическое мышление, которое так необходимо на уроках литературы, когда приходится абстрактные идеи соотносить с реалиями сегодняшнего дня.

Важное место в дебатах принадлежит исследовательскому умению учащихся. Чтобы аргументировано спорить, надо подготовить хорошие доказательства и отобрать лучшие. Для этого нужно не только прекрасно знать текст произведения, но и «перелопатить» горы дополнительной литературы. Технология дебатов позволяет глубже войти в тему, ознакомиться с ней в различных аспектах и вынести собственные суждения на основе огромной исследовательской работы.

Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.

Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.

И я вам желаю того же, удивляйте своих учеников на протяжении каждого урока.

infourok.ru

Лекция № 4. Методы и приемы обучения литературе в школе

1. Понятие о методах и приемах обучения литературе в школе.

2. Принципы обоснования методов: А) методы, определяемые формой приобретения знаний; Б) методы, обусловленные характером познавательной деятельности учащихся и обучающей роли учителя.

Ключевые слова: познавательная деятельность, метод, прием, вид учебной деятельности (ВУД), метод творческого чтения, эвристический или частично-поисковый, репродуктивный и исследовательский методы; наглядные, словесные и практические методы, беседа, самостоятельная работа.

В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя — обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность, Цель учащихся — выполнение заданий учителя.

Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.

Методы обучения — это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» (Педагогическая энциклопедия. — М., 1965. — Т.2. — С. 813).

Метод обучения реализуется через частные методические приемы.

Прием обучения — детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:

-слово (лекция) учителя;

-самостоятельная работа и пр.

Да, на уроке учитель говорит, дети слушают, или учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, или дети работают над книгой по заданию учителя.

Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания — в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.

Очень различна по цели и содержанию может быть и беседа с целью активизировать восприятие учащимися прочитанного произведения: беседа-анализ по вопросам учителя; беседа-обобщение.

Самостоятельная работа может быть также разнообразна — закрепление изложенного учителем материала, исследование нового и др.

Естественно, что во всех указанных случаях работа учащегося будет различна и по содержанию, и по степени самостоятельности. Поэтому термины «лекция», «беседа», «самостоятельная работа» означают формы общения учителя с учащимися, но не методы.

Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и соответствующей работы учащихся. Лекция, беседа, самостоятельная работа распространены в школьной практике, но следует четко осознавать, какие конкретные цели и содержание вкладываются в эти виды занятий, что должны ученики усвоить и чему научиться на них.

Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школе» (М., 1975) отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характера познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный;

3. Метод проблемного изложения;

4. Эвристический или частично-поисковый;

Содержание и логика познавательной деятельности учащихся под руководством учителя может стать обоснованием методов обучения литературе.

Первая ступень в логике познания литературным — восприятие художественной литературы. Процесс обогащения школьников литературными знаниями и умениями, процесс литературного, эстетического и нравственного развития их осуществляется в обучении, когда учитель применяет систему методов и приемов, соответствующих специфике литературы как учебного предмета.

Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно соответствующими этому методами, приемами и видами учебной деятельности. (М=П+ ВУД).

Кудряшев Н.И. в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981) обосновал следующие методы обучения литературе:

1. Метод творческого чтения;

2. Эвристический или частично-поисковый;

Для метода творческого чтения характерны следующие методические примы:

– выразительное (художественное) чтение учителя;

– чтение мастеров художественного слова;

– обучение выразительному чтению учащихся;

– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;

– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);

– творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности ( ВУД):

– чтение художественных произведений в классе и дома;

– пересказ, близкий к тексту;

– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

– отзывы о прочитанном;

Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности.

Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:

– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения., по критической статье…) для эвристической беседы;

– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям;

– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;

– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;

– пересказ с элементами анализа текста;

– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;

– составление плана как прием анализа;

– анализ образа героя;

– выступление на диспуте и др.

Исследовательский метод предусматривает такие приемы:

– выдвижение учителем проблемы;

– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;

– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;

– выполнение заданий творческого характера.

– самостоятельный анализ произведения;

– сопоставление двух или нескольких произведений;

– сопоставление произведения с его экранизацией;

– самостоятельная оценка спектакля, фильма;

– написание докладов, выступлений, статей.

Цель исследовательского метода — развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде) предусматривает следующие приемы:

– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

– задания по учебнику, учебным пособиям.

– запись плана или конспекта лекции учителя;

– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;

– составление синхронистических таблиц;

– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;

– подготовка докладов, сочинений.

В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются.

В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Под оптимизацией понимается, по определению Ю.К Бабанского, «наилучший для данных условий вариант обучения с точки зрения его эффекта и затрат времени школьников и учителей». (Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982)

Сами методы подразделяет автор на три группы:

– методы организации учебно-познавательной деятельности;

– методы ее стимулирования;

– методы контроля за ее эффективностью.

Выделяют три метода организации учебно-познавательной деятельности:

– словесные (рассказ, лекция, беседа);

– наглядные (показ иллюстративных таблиц);

– практические (упражнения, самостоятельные работы).

studfiles.net

Методы обучения на уроках литературы

Методы обучения — способы работы учителя и учащегося при помощи, которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

I. Обще-дидактическая классификация методов:

— по способу деятельности: наглядные(различный понятийный аппарат: портрет писателя, фотографии места проживания писателя, издательства его произведений, предметы культуры и искусства), словесные, практические (различные вопросы и задания, способствующие применению знаний уч-ся на практике);

— по источнику знания: репродуктивные (учащиеся получают знания как бы в готовом виде — в слове или лекции учителя, в учебнике, в научно-популярных книгах, в критических статьях; напр., сообщение учителя об особенностях эпохи Возрождения; об английском театре эпохи Возрождения; о жизненном пути В. Шекспира; о творческом наследии драматурга и т. д.);

— объяснительно-иллюстративные: аргументация учителя; учитель зарисовывает схему на доске, объясняет ее своеобразие;

— метод проблемного изложения материала (наибольший эффект в старших классах, напр.: «Проблема морального выбора в трагедии «Гамлет»);

— исследовательский метод (работа с одаренными детьми, с углубленным классом, кружок и факультатив). Например, «В чем суть «шекспировского вопроса»?»,самостоятельное сравнение образов главных героев в трагедии Шекспира «Гамлет», «Источники трагедии «Гамлет», «Характеристика образа Клавдия», «Сравнение образов Офелии и Джульетты», «Образ Гамлета в мировой критике».

— эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы; учитель составляет систему вопросов, которые последовательно вели бы мысль учащихся к анализу к-л явления или действия; например: при анализе сонета Шекспира учитель начинает с вопроса о восприятии уч-ся этого произведения на уровне ощущений (понравился или нет, какие возникли мысли, чувства, переживания, впечатления, настроения); выяснение темы сонета при помощи вопросов, кот. продолжают начатый разговор (какие образы позволяют сказать о том, что главная мысль выражена? Какие образы являются ведущими в произведении? — образ лирического героя; — образ-символ; работа над др. образами; Какие средства художественной выразительности использует автор для создания этих образов?; логическое завершение разговора о теме стихотворения и и ведущих образов; вопрос об идее стихотворения (способы и средства, кот. использует автор для выражения идеи)

метод выразительного чтения (выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть»)

— комментирование чтение (чтение учителем монолога Гамлета I действие, сц.2,4,5; II действие, сц.2 с комментариями, имеющими целью облегчить восприятие произведения уч-ся:

— Сравните поведение Гамлета в сценах с товарищами. Почему он такой естественный и откровенный в разговоре с Горацио и ироничный с Розенкранцем и Гильденстерном?

— Почему именно в разговоре с ними у Гамлета вырываются слова «Дания — тюрьма»? Вывод учителя: сокрушение ренессансной веры в совершенство и гармонию мира, потрясения от распада отношений между людьми, торжество лицемерия, лжи и измен — трагическое мироощущение Гамлета);

— аналитическое чтение (разъяснение: чтения отрывка из произведения Шекспира, кот. бы раскрывал суть излагаемой проблемы);

— чтение по ролям(напр., чтение учащимися одного из действий трагедии);

— инсценирование (инсценировка учениками монолога Клавдия в действии III, сцене 3; или Гамлет и королева, действие III, сцена 4; действие IV, сцена 5);

— словесное рисование (ученику дается задание нарисовать воображаемую картину, напр.: «Каким вы видите образ Офелии? Попробуйте описать его цветом», уч-ся изображают образ Офелии в цветовой гамме, при этом необходимо учитывать мужской и женский взгляд на эту проблему);

— метод диалога (высшая форма проведения урока: диалог эпох: «Как перекликается античная литература с литературой эпохи Возрождения?», д-г культур: «Изобразительное искусство и литература в эпоху Возрождения», диалог авторов: «Отцы и дети» у Тургенева и у Шекспира»)

— описание, повествование, рассуждение, ведение дискуссий (обмен мнениями) — метод развития речи

Примечательно, что, не создав еще естествознания, ни одной естественнонаучной теории, сохранившей свое значение до настоящих дней (исключая, впрочем, в определенной степени геометрию Эвклида), античные мыслители создали теорию формальной логики, основное содержание которой не утратило своего значения до нашего времени. Имея дело с относительно простыми явлениями природы и общественной жизни, античные философы открыли основные законы и формы мышления.

Первый формально-логический закон мышления — закон тождества — был сформулирован Парменидом. Закон достаточного основания в качестве эмпирического закона мысли описан Демократом.

Родоначальником логики как развернутого учения является Аристотель. В собрании трактатов по логике (названном его последователями «Органоном») Аристотель рассматривал логику по существу как вспомогательную научную дисциплину, подобно риторике, или, как можно перевести название «Органон», орудие мысли. Для Аристотеля законы мышления — естественные законы, обладающие общеобязательным характером. Аристотель подробно проанализировал лишь два из четырех основных законов логики — противоречия и исключенного третьего. Два других — тождества и достаточного основания, известные уже предшественникам, у него лишь намечены. Следует отметить, что предпочтение, отданное законам противоречия и исключенного третьего, было обусловлено возникшей в античной философии ситуацией, связанной с полемикой между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом. Если первые отстаивали закон тождества (вещь всегда тождественна себе), то второй выдвинул, несомненно, более глубокую идею противоречивости бытия, его нетождественности самому себе. В интерпретации Парменида закон тождества, справедливый сам по себе лишь в определенных пределах (определенность вещи как предмета мысли), получал чрезмерно расширительный и ошибочный смысл — абсолютного тождества вещи самой себе, абсолютной неподвижности бытия. В утверждении Гераклита «нельзя дважды войти в одну реку», так же правильном лишь до известного предела, содержался элемент релятивизма, чреватый разрушительными последствиями для мысли, что позднее и проявилось в представлениях Кратила («нельзя и одного раза войти в одну реку») и софистов.

В противостоянии этих крайних подходов Аристотель сумел обнаружить формально-логические принципы (законы) мышления, развивающие и дополняющие законы тождества и достаточного основания. Однако Аристотель не смог развить дальше логику, заложенную в диалектическом принципе «все течет», сформулированном Гераклитом. Эта логика, впрочем, представляла собой более глубокий пласт мышления, выходящий за пределы собственно формальной логики.

Логическая система Аристотеля содержала учение о категориях (философ выделил десять основных категорий), определениях понятия, суждениях, умозаключениях (главным образом учение о силлогизмах), доказательствах, анализ софизмов и т. д.

Примечательной стороной процесса логизации античного интеллекта является большой интерес к парадоксам мысли. Мысль должна была пройти школу мыслительных парадоксов. Хотя практика парадоксов нередко сводилась (например, у софистов) к не слишком серьезным мыслительным экспериментам, формулировка и поиски способов преодоления парадоксов были совершенно необходимыми для формирования рефлексирующего и объясняющего интеллекта, в конечном счете — для решения наиболее общих, мировоззренческих, вопросов — сущности мира, развития, человека.

Парадокс — это форма мысли, в которой соединены два исключающие друг друга утверждения, имеющие, однако, одинаково необходимые основания. Таковы, например, утверждения о конечности и бесконечности мира, если они рассматриваются как одинаково обоснованные (первая антиномия И. Канта). Парадокс может выступать в форме софизма, в котором взаимоисключающие утверждения могут быть представлены в скрытой, вербально не расчлененной форме. Таков, например, софизм «Я лгу». Все категории философии и частных наук возникают через разрешение соответствующих парадоксов, которые могут быть представлены в скрытом, неразвернутом виде. Решение крупнейших проблем философии опосредовано постановкой и разрешением определенных парадоксов. Разрешение соответствующих парадоксов — один из важнейших критериев научной философии, научного интеллекта вообще.

Большую роль в становлении человеческого интеллекта, возникновении диалектического способа мышления сыграли парадоксы, выраженные в апориях Зенона.

www.rlspace.com

Воспитание нравственности на уроках литературы

О роли литературы в воспитании нравственности подрастающего поколения

Содержимое разработки

«Воспитание нравственности на уроках литературы»

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории

МОУ СОШ № 1 г. Сердобска

Дубовцева Юлия Васильевна

Формирование личности, её характера, чувств, нравственных качеств, гражданской позиции, культуры поведения основывается на закономерностях и принципах и реализуется в методах и средствах воспитания. Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература — единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Данную закономерную связь обучения и воспитания в педагогической литературе называют принципом воспитывающего обучения. В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Актуальность проблемы нравственного воспитания в современной школе, острая необходимость её решения, явились основным мотивом выбора темы моей педагогической концепции. Где, как ни на уроках литературы, заниматься воспитанием юных сердец?! Современное общество насыщено множеством информации: дети часами пропадают у телевизоров, «зависают», говоря на молодёжном сленге, у компьютеров и лишь малая толика наших воспитанников предпочитает книгу достижениям современного прогресса.

Проблема нравственного воспитания на разных этапах общественного развития привлекала внимание многих великих педагогов. Так Я.А.Коменский признавал огромную воспитывающую роль обучения, не разделяя обучение и воспитание. Ж.Ж.Руссо преобладающую роль отводил воспитанию, подчиняя ему обучение. И.Г.Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Развитие общества внесло коррективы в соотношение воспитания и обучения. Так И.Ф. Гербарт, введя в педагогику термин «воспитывающее обучение», считал обучение основным средством воспитания.

К.Д.Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания. Изучая его работы, я пришла к выводу, что эта идея мне наиболее близка, и именно она легла в основу моей концепции. На мой взгляд, нравственность можно воспитывать, создавая на уроках атмосферу, способствующую «проживанию» ситуации учеником. Только тогда, когда мы разовьём воображение ребёнка до такой степени, чтобы он «поменялся местами с персонажем» и прожил ситуацию как свою собственную, возможно принятие им тех идеалов и убеждений, которые мы хотим в нем воспитать. Безусловно, тема воспитания нравственности ненова, о ней говорили, говорят, и будут говорить – нравственность на все века!

Вызвать интерес у школьников к урокам литературы – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок — это социальность, публичность, человечность" [Ильин, 1986: 35].

Ведь с мировоззренческой позиции, урок литературы – это действительная жизнь, проживание и осмысление которой совершается «здесь и сейчас». По-моему, нравственность рождается здесь, когда мы читаем «Телеграмму» К.Г.Паустовского, «совершаем преступление» с Раскольниковым, выступаем против «тёмного царства» с Островским Н.А., учимся любить с Шекспиром… Можно долго продолжать список произведений, которые формируют характер воспитуемого нами ребёнка, воспитывают нравственность его души.

А.М.Панченко говорил: «Приращение знания, приращение добра». Этим чувством должен быть наполнен каждый урок, к этому я стремлюсь в своей работе. На мой взгляд, душа, духовность, нравственность, смысл жизни, любовь – основные концепты урока литературы. Безусловно, уроки литературы должны давать знания и истории и теории литературы, ведь без них невозможно глубокое постижение нравственных и философских идей, заложенных в ней.

Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Урок как педагогическое явление имеет свой состав и структуру, т.е. форму. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.

Необходимо учитывать цель урока, которая достигается не сразу, а постепенно, через выполнение ряда последовательных заданий. Это и есть элементы структуры урока.

Структурообразующей единицей урока литературы в методической литературе принято считать учебную ситуацию, т.е. задание, которое является этапным в достижении цели урока. Учебная ситуация является эмоциональной частью урока, так как урок литературы носит творческий характер.

Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.

Чего я жду от детей: творчества, сотворчества или только воспроизведения? Этот вопрос я задала себе еще в начале своей педагогической деятельности – двенадцать лет назад. В мои руки попала статья С.Л. Штильмана «Живая вода интерпретации», в которой у автора рождаются вопросы, столь актуальные на сегодняшний день для учителей-словесников. «Для чего мы читаем классику и потом говорим о ней на уроках: для того, чтобы продемонстрировать филигранное мастерство разложения любой живой ткани на составляющие, или для того, чтобы «пропустить» литературный шедевр не только через разум, но и через сердце?!»- размышляет автор статьи. Действительно так! Мы разделяем мнение автора, ведь нам дана уникальная возможность на своих уроках через литературные шедевры «попасть» в сердца детей.

На своих уроках особое предпочтение я отдаю методу творческого чтения и эвристическому методу. Первый позволяет развить в детях наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий. Метод реализуется через приемы выразительного (художественного) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение. Важен прием беседы, где целью является выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляя их внимание на идейные и художественные особенности, постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения.

Эвристический метод обучения развивает в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.

Рождение эвристического обучения связывают с методом обучения Сократа, основным принципом которого является «знающее незнание» («Я знаю, что я ничего не знаю»), т.е. признание недостаточности знаний и развертывание на этой основе процесса незнания – припоминания. Уточняется, что я все-таки не знаю, выделяется объект незнания, и начинается процесс его освоения. Обучение идет через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины явления, предполагая проживание учеником этого явления. «Вглядываясь, прочувсвовав и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю икону или картину современного художника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни. В познании он оказывается сродни великим ученым, художникам…»

Эвристическое обучение ориентируется на достижение неизвестного заранее результата, для него важен процесс постижения знания, в результате учащийся не пассивно приобретает знание, а создает его, знание становится личным опытом учащегося.

На своих уроках я уделяю большое внимание теме Родины, потому что глубоко убеждена, что воспитание патриотизма – воспитание чести, чувства долга, любви к Отечеству и своему народу, несомненно, одна из априори нравственного воспитания. Атмосфера, в которой воспитываются ученики нашей школы особая, так как мы находимся на территории военного городка. Ежедневно, видя пример исполнения воинского долго, служения Родине, дети наполняют свои сердца патриотизмом. Неслучайно, выпускники нашей школы поступают в военные училища и не избегают службы в армии.

Много лет назад, войдя в пятый класс, я поняла, что сердца этих учеников открыты нравственному воспитанию. Добру нас учили сказки, ведь именно в них добро обязательно побеждает зло, урок добра мои ученики усвоили, подтверждением тому творческие работы, которые они выполняют. Ребята признавались, что плакали, когда читали «Муму» И.С.Тургенева. Они учились сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, в своих еще не совсем организованных речах дети размышляли о нравственном превосходстве Герасима над барыней.

Любить освещённые солнцем сосны, зеркальную гладь лесной воды, звёздное небо – легко. Они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги или деревенскую страду, как их любили Ф.Васильев, Н.Некрасов, Л.Толстой, Шолохов или Шукшин, — трудно. На своих уроках я стремлюсь этого достичь. Когда мы рассуждаем о доброте, человечности, милосердии, совести, о героизме и любви к Родине, об общечеловеческом идеале, мы побуждаем учащихся, не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Для активизации мыслительной деятельности на своих уроках я использую активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, ролевые игры, творческие задания, уроки-аукционы, уроки-путешествия. В своей работе я использую ассоциативный метод мышления – синектика. Синектика — способ стимуляции воображения, формирования проницательности (методика была предложена американским психологом Уильямом Гордоном). Этот метод позволяет мне незнакомое для детей сделать знакомым, а привычное чуждым.

Формирование умения анализировать художественные произведения является одной из задач, поставленных мною, в вопросе нравственного воспитания. На уроках ведётся большая работа по формированию этого умения через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой.

Формирование умения работать с книгой, дополнительными источниками , умение создавать письменные и устные сочинения помогают в организации уроков-семинаров, которые интересны учащимся ( «Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза»»; «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети»», «Идеал человека в поэзии Некрасова»; «Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина» и др..).

В своей работе я опираюсь на методику системного руководства чтением и формирования читательской самостоятельности, которая позволяет знаниям перерастать в убеждения и превращать их в личностные вкусы, идеалы.

Творческие работы учеников я обязательно храню, чтобы затем можно было проследить их литературное развитие. Такие работы позволяют видеть внутренний рост ребёнка: от изменения ценностных ориентаций до овладения собственным стилем. Уроки не проходят даром, этому есть подтверждения. Так, в 2011 году в районном конкурсе «Русь святая, православная», посвящённом Рождеству Христову, мои ученицы 9 и 10 классов заняли второе и третье призовые места в конкурсе литературных работ, второе место в литературном конкурсе « Страницы семейного альбома».

Воспитание нравственности не ограничивается уроками литературы, оно продолжается на уроках русского языка. Безусловно, для этого необходима подборка специальных текстов (для различных видов разбора, текстов изложений и др.), подбор предложений, чему я уделяю особое внимание при подготовке к учебному занятию. Воспитание продолжается во внеурочной деятельности по предмету: литературные гостиные , вечера памяти, работа в школьной газете. Свою работу я продолжаю в школьном музейном уголке, ведь у человека без истории, без знания своего прошлого нет будущего.

Организуя и реализуя свою деятельность в системе, продумывая каждый урок и используя эффективные методы обучения, каждый литератор обязательно «достучится» до детских сердец, научит их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь. Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.

Опираясь на взгляды Е.Н.Ильина, мы приходим к выводу, что урок литературы – человекоформирующий урок. Данный взгляд на воспитание ученика на уроках литературы очень близок мне. Это тот путь к ученику , по которому необходимо твердо идти, нисколько не сомневаясь, что каждая судьба обязательно найдёт свой отклик в литературе!

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, с которой, бесспорно, справится урок ЛИТЕРАТУРЫ.

videouroki.net

Духовно-нравственное воспитание на школьных уроках по литературе

Духовно-нравственное воспитание учеников в школе на уроках русского языка, а также на литературе – это наболевшая проблема в нашем современном обществе. На уроки литературы возлагают важную задачу: воспитание в молодёжи духовно-патриотических чувств, нравственное отношение подростков к окружающим их людям. Наше общество огрубело, оно не признаёт романтизм, бескорыстные поступки, а также доброту и милосердие к природе и людям. Необходимо возродить новое поколение детей, вызвать в них эти недостающие для общества чувства, ведь от этого зависит наше будущее, и будущее нашего государства.

Качество образования в школе можно определить не только «голой» статистикой проведённых уроков русского языка и литературы, качеством проверки экзаменов.

Роль духовно-нравственного воспитания по Белинскому

Духовно-нравственное поведение молодёжи, воспитание патриотических чувств в них приоритетная задача учителя во время проведения уроков литературы и русского языка.

Школа должна воспитывать, а не только дарить знания детям, она должна научить ребёнка анализировать, получить возможность анализировать свои поступки, приобрести новое самосознание. Педагог должен стать воспитателем в школе.

Достойным гражданин вырастет только после воспитания в нём духовно-нравственного поведения. Такое воспитание тесно связано с развитием самосознания у детей.

Духовность и нравственность — определение

Нравственное и духовно-патриотическое воспитание. Цели и роль такого воспитания в обществе

Цель педагогов на уроках русского языка и литературы – это постараться сформировать в школьниках творческой личности, волевого характера. Будущий полноправный гражданин в своей стране должен уметь отвечать за свои поступки, а также стремиться к расширению своего кругозора, он должен постоянно стремиться познать нравственное и духовное устройство мира.

  1. Уроки русского языка и литературы должны помочь в следующем:
  2. Научить детей сформировать представление о духовно-патриотическом устройстве мира;
  3. Научить анализировать и оценивать произведения искусства;
  4. Заинтересовать ученика книгами, приучить его любить художественную литературу, всемирно-известных классиков;
  5. Учащиеся должны научиться анализировать прочитанные книги;
  6. Школьники на уроках литературы должны уметь осознавать полученные знания на предмете, чтобы их личность стала полноценной.

Работа учителя русского языка и литературы

Чтобы успешно справиться с поставленными задачами на уроках русского языка и литературы в школе, дать нравственное воспитание детям, необходимо:

  • Использовать дополнительные знания, не входящие в программу школьного образования;
  • Учитель должен придать эмоциональную обстановку на уроках литературы, чтобы ученикам было интересно посещать занятия;
  • Каждому ученику необходимо уделить внимание, чтобы никто не чувствовал себя непонятым и обделённым знаниями, вниманием взрослых.
  • Педагогическая идея на уроках литературы

    Главная идея преподавателя – это обеспечение комфортных условий, чтобы создать формирование духовно-нравственного воспитания, чтобы каждый школьник смог реализовать себя в обществе после того, как он переступит порог школы. Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы должна быть непринуждённой, от этого зависит успех всей деятельности преподавателей.

    Методы обучения духовно-нравственного воспитания

    Развивающее обучение школьников заключается в одновременном обучении и развитии. Представление об обучении, развитие молодых людей, раскрывается при помощи двух видов развития. Нравственное воспитание достигается только после того, как построена технология обучения на уроках литературы. Ребёнок должен быть самостоятелен, он должен сам взаимодействовать с природой, а затем проанализировать своё поведение.

    Формы работы на уроках литературы

    Такое взаимодействие подразумевает несколько видов действий ребёнка:

  • Составление плана, организация дел школьника;
  • Определение целей для качественного обучения;
  • Решение задач и целей;
  • Анализ проведённой деятельности, оценивание результатов.
  • Такой вид обучения с контактом в контакте с обществом помогает успешно овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями у ученика, получить возможность размышлять, а также развить в подростке творческий потенциал.

    Чтобы получить максимум эффекта от обучения на уроках литературы, получить духовно-нравственное воспитание, погрузить учеников в атмосферу творчества, заставить детей самостоятельно «заняться поисками себя» в обществе. Ребёнка можно заинтересовать обучением на уроках литературы только тогда, когда он понимает, что делает полезное для общества дело. Если подростка удалось заинтересовать, то новый материал он усваивает гораздо лучше.

    Уроки развития речи и их роль

    Составление проекта обучения

    Проектная деятельность школьников на уроках литературы – это важная деталь в образовательном процессе.

    Благодаря такой деятельности можно сформировать знания и определённые навыки на каждом этапе обучения на уроках русского и литературы. Можно освоить важные элементы в технологической цепочке. Составление проекта обучения оказывается довольно эффективной, когда учащийся школьник получает свободу деятельности, и когда ему даётся возможность реализовать свои задачи. Это намного повышает интерес ребёнка к обучению, он пытается решить поставленные перед ним задачи самостоятельно. Это способствует развитию духовно-нравственного воспитания личности.

    Развитие духовности на уроках русского языка — формы и методы

    Цель составления проекта обучения заключается в том, что учащиеся:

  • Сами с большим интересом получают необходимые им знания из различных доступных источников. Они могут опробовать свои силы в различных направлениях, так как они лично участвовали в разработке проекта обучения;
  • Ребята на уроках литературы способны приобрести коммуникативные умения;
  • Такая система обучения развивает в детях системное решение, ведь они сами разрабатывают действие для реализации проекта обучения.
  • Открытый урок литературы

    Специальные приёмы для качественного обучения

    В своей работе школьный учитель должен использовать ряд методов для обучения детей:

    Организовывать обучение также можно различными методами:

    Патриотическое воспитание на уроках языка и литературы

    Чтобы урок литературы стал по-настоящему интересным, развил в детях личностных качеств, следует применить несколько приёмов:

    • Создать мотивацию у учащихся;
    • Стоит предложить детям выбрать различные направления при обучении, дать им ряд задач на выбор;
    • Помочь ученикам самостоятельно сформировать вывод проведённой учебной деятельности;
    • Необходимо составить проблемную ситуацию, чтобы ученики попробовали найти решение самостоятельно;
    • Следует использовать наглядный пример в процессе обучения;
    • Использовать взаимную самостоятельную проверку учениками друг друга.

    Деятельность учеников и учителя во внеурочное время

    Для формирования в детях духовно нравственного воспитания на уроках литературы следует организовать работу помимо уроков в школе:

  • Организация и проведение праздников в стенах школы. Это могут быть праздники, дни рождения, последний звонок;
  • Проведение традиционных мероприятий в школе. К примеру, олимпиада, ярмарки, неделя литературы.
  • Проведение акций по помощи бедным, по патриотическому воспитанию и т.д.
  • Внеурочная деятельность — литературный кружок

    Результат после обучения

    Работа над темой позволит развить молодым людям индивидуальные творческие возможности, обучение способно развить личность молодых людей, самоопределиться при выборе своего будущего. Проводимая учебная работа обязательно позволит добиться хороших результатов, и достичь обучения до 100% школьников. При получении учениками только базовых знаний на уроках литературы, хорошие результаты показывают только около 70 % детей из класса.

    detki.guru

    Смотрите так же:

    • Упражнение метод воспитания § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания — это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у […]
    • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]
    • Метод социального воспитания это Метод социального воспитания это 54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти […]
    • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
    • Насморк у ребенка можно ли купать Можно ли мыть голову ребенку при насморке Купание ребенка при насморке: можно или нельзя? Насморк, как симптом ОРЗ или ОРВИ, – одна из самых банальных хворей, одолевающих взрослых около двух раз в год, а детей, как правило, намного чаще – ввиду особенностей незрелой дыхательной системы. Вопрос, можно ли купать ребенка при насморке, […]
    • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн — Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
    • Кризис младшего школьного возраста Психологические особенности детей младшего школьного возраста С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто […]
    • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]