Формирование творческой личности самообразование

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.

В процессе самообразования воспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

Самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В самообразовании педагога должны быть следующие результаты: повышение качества преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия.

В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.

Каждый воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий.

Сегодня существуют множество форм и способов, как воспитателю повышать свою квалификацию с помощью интернет — ресурсов и технологий.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный

2 этап – обучающий

3 этап – практический

4 этап – теоретический

5 этап – итогово-контрольный

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

• списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта

• разные варианты планов работы по самообразованию

• образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности

• образцы конспектов литературных источников

• новинки психолого-педагогической литературы.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.

Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

• Ежедневная работа с информацией.

• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем!

• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы, направления и источники самообразования

• единство общей и профессиональной культуры

• взаимосвязь и преемственность

• перманентность перехода от низкой ступени к

• вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)

• интересы и хобби.

В личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

• результаты самообразования учителя на определённых этапах

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приёмов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• обобщение опыта по исследуемой проблеме

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности

педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

• программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности

педагог обладает готовностью к педагогическому

• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования, алгоритм его составления и примерные темы для самообразования

На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально- педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально- педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.

Примерные темы самообразования воспитателей

Экологическое воспитание в семье

Интеллектуальное развитие дошкольника

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей

Формирование творческой личности

Воспитание культуры межнационального общения

Научно-методические подходы к организации полового воспитания

Организация работы с одаренными детьми

Активные формы работы с воспитанниками

Воспитание дошкольников на основе традиций

Патриотическое воспитание дошкольников

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи

Игра как важное средство воспитания дошкольника

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные

www.maam.ru

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Отчет по самообразованию

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно:

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

  • Созданию уголка эстетического восприятия.
  • Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:

Приготовила для детей следующие игры:

— «Соедини по линиям и раскрась»;

— Лото «Народные промыслы»;

— Лото «Узнай элемент узора».

А так же было создано дополнительно:

— составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Радость творчества знакома каждому малышу.

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

— «Моя любимая сказка»;

— «Моя любимая мамочка»;

— «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

— «Морозные узоры», «Цветные сны»;

— «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»;

— «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы».

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Диагностика на контрольном этапе показала:

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

Автор: Ершова Марина Александровна,

воспитатель Детского сада №2

г. Нелидово Тверской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Подскажите, пожалуйста, тему по самообразованию для воспитателя детского сада!! ! Любую!!

— Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника.

— Формирование экологической культуры личности.

— Экологическое воспитание в семье.

— Нравственное воспитание дошкольников.

— Этический диалог как форма нравственного воспитания подрастающего поколения.

— Формирование нравственной самооценки дошкольников в процессе воспитания этической культуры.

— Культурологический подход к воспитанию.

— Формирование творческой личности.

— Воспитание культуры межнационального общения.

— Социально-педагогическая деятельность воспитателя.

— Деятельность воспитателя по социальной защите ребенка.

— Социально-педагогическая деятельность воспитателя с неблагополучными семьями.

— Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

— Воспитание дошкольников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

— Научно-методические подходы к организации полового воспитания подрастающего поколения.

— Воспитание дошкольников в познавательной творческой деятельности.

— Организация работы с одаренными детьми.

— Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

— Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

— Технология создания ситуации успеха для педагога.

— Организация коллективной творческой деятельности дошкольников.

— Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности.

— Активные формы работы с воспитанниками.

— Особенности групповой работы с дошкольниками в свободное время.

— Технология индивидуальной работы с дошкольниками.

— Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде.

— Формирование национального самосознания дошкольников.

— Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.

— Использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина-патриота.

— Формирование коммуникативной компетентности подрастающего поколения.

— Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

— Формы физического воспитания дошкольников в свободное время.

— Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

— Диагностический инструментарий воспитателя.

— Психолого-педагогический ключ к пониманию личности дошкольника.

— Роль воспитателя в создании и развитии детского коллектива.

— Выдающиеся педагоги современности о воспитании дошкольников.

— Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников.

— Традиции детского коллектива.

— Совместная деятельность или взаимодействие воспитателя с педагогами ДОУ.

— Пути взаимодействия воспитателя и психолога по изучению личности воспитанников.

— Изучение уровня воспитанности школьников.

— Игра как важное средство воспитания дошкольников.

— Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по трудовому воспитанию дошкольников.

— Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

— Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами фольклора.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

Дидактические игры в обучении детей основам математики.

Речевое развитие дошкольников.

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами кукольного театра.

Подготовка старших дошкольников к школьному обучению.

Вообще, выбирается наиболее актуальная тема в данное время, сейчас это спорт, патриотизм, экология, нетрадиционные формы работы с детьми, инновации.

где вы чувствуете нехватку знаний, опыта.. .

чтобы совместить приятное с полезным. .

возможно-какие-то открытые мероприятия или подготовка тех или иных сообщений..

Может конкретизируете немножко.. . По развитию речи, театрализованной деятельности, изодеятельности и т. д. И нам будет легче и вам ближе.

otvet.mail.ru

Примерные темы самообразования классных руководителей, воспитателей

Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.

Формирование экологической культуры личности.

Экологическое воспитание в семье.

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).

Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.

Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.

Нравственное воспитание школьников.

Этический диалог как форма нравственного воспитания.

Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.

Культурологический подход к воспитанию.

Формирование творческой личности.

Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.

Воспитание культуры межнационального общения:

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).

Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.

Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.

Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

Организация работы с одаренными детьми.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

Воспитательная система класса.

Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.

Активные формы работы с воспитанниками.

Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

Технология индивидуальной работы с учащимися.

Самоуправление в классе.

Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.

Формирование национального самосознания школьников.

Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.

Особенности военно-патриотического воспитания юных севастопольцев.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

Подготовка учащихся к семейной жизни.

Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

Диагностический инструментарий классного руководителя.

Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.

Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.

Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

Формирование правовой культуры старшеклассников.

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

Традиции детского коллектива.

Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).

Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.

Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.

Изучение уровня воспитанности школьников.

Игра как важное средство воспитания школьников.

Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

1.Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

Гребенкина, Л. К., Анциперова, Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М., 2000. — С. 82-87.

Евусяк, О. Учитель должен быть исследователем // Нар. образование. — 1997. — № 10.

Елканов, С. В. Профессиональное самовоспитание учителя : кн. для учителя. — М., 1986. —143 с.

Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

7. Методическая работа в общеобразовательной школе : обзорная информация. Вып. VI. — М., 1977. — С. 17-24.

Школа развития и самосовершенствования : прак­тический материал из опыта работы для руководите­лей школ, классных руководителей, воспитателей. — К., 1997. —48 с.

Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразова­ние учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образование : сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.

Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профес­сионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.

Гузеев, В. В. Планирование результатов образова­ния и образовательная технология. — М., 2001.

Левитес, Д. Г. Практика обучении: современные образовательные технологии. — Воронеж, 1998.

Полат, Е. С. Новые педагогические и информаци­онные технологии в системе образования. — М. : Ака­демия, 1999.

14. Запрудский, Н. И. Современные школьные техноло­гии. — Минск : Сэр-Вит, 2010

studfiles.net

Модель формирования творческой личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дарамаева А. А.

В современных условиях одной из основных задач, стоящих перед российским обществом, является формирование активной личности , способной на самосовершенствование под воздействием различных внешних факторов с учетом природных задатков и ценностных ориентации каждого индивида. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к процессу формирования творческой личности .

A model of creative personality

One of the main tasks the Russian society faces nowadays is a formation of an active personality who takes a responsibility for self-education under impact of various outer factors taking into account natural abilities and valuable orientaions for each individual. The author studies main requirements of creative personality formation process

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Дарамаева А.А.,

Текст научной работы на тему «Модель формирования творческой личности учащегося»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

В современных условиях одной из основных задач, стоящих перед российским обществом, является формирование активной личности, способной на самосовершенствование под воздействием различных внешних факторов с учетом природных задатков и ценностных ориентаций каждого индивида. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к процессу формирования творческой личности.

Ключевые слова: личность, творчество, среда, социум, природа, кутьтура, деятельность, образование, воспитание, духовность.

Формирование творческой личности — сложный, многоаспектный процесс, в котором очень тесно переплетаются интересы философии, педагогики и психологии. По мнению ученых-философов, творчество является высшей формой познавательной деятельности, в процессе которой создаются объективные материальные и духовные ценности. Философская энциклопедия определяет творчество следующим образом: «Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» [1, с. 185]. Близкое к этому толкование творчества дают и ученые-психологи. Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2, с. 393].

Педагогика определяет, что творчество — «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [3, с. 215].

Следовательно, согласно философии, творчеством можно считать любую деятельность, порождающую нечто новое. Согласно психологии, примерно то же самое, только это новое может быть создано при наличии у личности соответствующих способностей, мотивов, знаний и умений. Вольное толкование творчества философами говорит о том, что творцом нового может быть любой человек, а из определения творчества психологами следует, что творить могут только те, кто наделен способностями, имеет на то определенные мотивы, соответствующие знания и умения. Следовательно, любой человек творцом быть не может, для этого ему нужны природные данные, четкие целевые установки, соответствующийуровень теоретических знаний, практических умений и навыков. Педагогика под творчеством понимает высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. Здесь важно отметить, что выше и важнее творческой деятельности для

ДАРАМАЕВА Анисия Анатольевна — старший преподаватель ИТФ ЯГУ.

человека ничего нет, причем эта деятельность должна быть самостоятельной. В педагогическом определении творчества дано и ценностное восприятие данного термина, под которым понимаются социальная значимость и его оригинальность, или новизна. Из этого следует, что необходимо больше внимания уделять проблеме раннего выявления, формирования и развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, анализ философской, психологической и педагогической научной литературы позволяет сделать вывод о том, что творчество является высшей формой активности личности и выступает важнейшим фактором самостоятельной человеческой деятельности. Творчество как философская категория представляет собой особую форму развития, характерную для человека. Только творческая личность может иметь развитие, без творчества развитие немыслимо.

Исследование основ формирования творческой лич-ности показывает, что данная проблема в теории и практике образования в настоящее время изучена недостаточно. Выявленные при определении понятия «творчество» противоречия, существующие в толковании данного термина ме^ду философами, психологами и педагогами, потребовали определения исходных предпосылок создания модели, осмысления путей интеграции разных точек зрения, выявления условий, обеспечивающих эффективность решения проблем формирования творческой личности учащегося. Важной методологической предпосылкой к определению содержания моделирования явилось положение о том, что модель должна воссоздать основные направления деятельности, структуру, нормы, функции проектируемого процесса [4, 5, 6].

При построении модели формирования творческой личности использовался системный целостный подход, который позволяет, по мнению Ю.К. Бабанского, «. обеспечить возможно более целостный подход к характеристике состава и структуры изучаемых понятий путем всестороннего охвата компонентов системы; выделить характеристики, наиболее полно отражающие суть изучаемого понятия; конкретнее описать признаки основных компонентов состава изучаемого явление или понятия, а также их основные, главные целостные свойства; выявить критерии эффективности и уровни функционирования явления; описать условия функционирования системы» [7, с. 50].

Говоря о системном подходе при исследовании сложных объектов, В.Д. Шадриков также отмечает: «Целевая целостность с необходимостью предполагает раскрытие компонентного состава системы и взаимосвязей отдельных компонентов, образующих данную систему, что дает представление о структуре системы, о ее внутренней организации» [S, с. 9].

Раскрывая суть системного подхода, B.C. Леднев пишет, что «. построение теоретической модели объекта, т.е. создание теории любой системы, включает в себя две неразрывно взаимосвязанные плоскости информационного моделирования:

а) структурную плоскость моделирования:

— определение места системы-объекта, его функций и связей в метасистеме, т.е. в системе более высокого иерархического уровня;

— определение оптимальной структуры и свойств компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование системы и ее развитие;

— установление связей ме^ду этими компонентами;

б) плоскость динамики:

— взаимодействие системы с окружающим миром, частью которого она является;

— ее изменение во времени — возникновение, или авто-номизация (из среды и в среде), эволюционирование, порождение себе подобных систем и исчезновение — растворение в среде» [9, с. 9].

В результате изучения системного объекта была определена структура теоретической модели формирования творческой личности учащегося (рис. 1).

В качестве основных системообразующих элементов разработанной модели приняты три взаимосвязанные между собой сферы: Социум, Природа и Культура.

Сфера Социум включает две микросферы: образование и социальное окружение. Для учащегося эти две микросферы условно представлены как школа и семья. В основе сферы Природа изначально заложены природные задатки, которыми располагает при рождении практически любой индивид. Основой сферы Культура являются ценности, под которыми понимаются мотивы, потребности,

Рис. 1. Теоретическая модель формирования творческой личности

смысл жизни, целевые установки и другое, т.е. все то, что заставляет формирующуюся личность действовать.

Формирование личности происходит под воздействием этих трех основополагающих сфер, которые теснейшим образом взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на развитие друг друга.

Сфера образования, ограниченная для учащегося средней общеобразовательной школой, состоит из следующих основных компонентов:

1. Цели образования. Различают четыре вида целей образования:

— интенсивная — предоставление учащимся как можно большего объема теоретических знаний, практических навыков и умений;

— экстенсивная — предоставление учащимся наиболее полного объема знаний по дисциплинам учебного плана;

— продуктивная — предоставление учащимся тех знаний, которые им будут необходимы в будущем;

— творческая — предоставление учащимся не только необходимого уровня знаний, но и навыков самообразования.

Образование и воспитание должны являться неразрывными компонентами в процессе формирования личности в условиях школьной среды.

Целью воспитания личности является полное раскрытие ее потенциальных возможностей, развитие положительных свойств и качеств каждого индивида, его умственное, физическое, нравственное и эстетическое совершенствование.

2. Задачи образования и воспитания. Основными задачами образования и воспитания в процессе формирования творческой личности являются:

— обеспечение высокого уровня общих знании, умений, навыков (ЗУН) посредством раскрытия природных задатков учащихся, развития в них творческой активности, привития навыков самообразования;

— обеспечение в процессе обучения и воспитания единства социально-нравственного и общекультурного развития личности;

— формирование у обучающихся целостного представления о мире, об общечеловеческих, национальных, духовных и материальных ценностях.

3. Принципы образования. В ходе построения теоретической модели определены следующие основные психо-лого-педагогические принципы:

— демократизация — учет гармонии интересов, запросов и целевых установок учащихся с целью обеспечения мотивации в процессе обучения;

— гуманизация — создание максимально благоприятных условий обучения для раскрытия индивидуальных особенностей и развития каждого учащегося посредством реализации его интеллектуально-творческого потенциала;

— дифференциация — учет в процессе обучения различий в уровне знаний, достигнутом учащимися;

— индивидуализация — максимальный учет в процессе

обучения и воспитания способностей, возможностей и потребностей учащихся;

— самообразование — саморегулируемая самодеятельная познавательная деятельность учащихся, направленная на достижение личных или общественно значимых целей;

— практическая направленность — совершенствование теоретических знаний с одновременным развитием практических навыков и умений, а также профессиональная ориентация учащихся;

— кулътуросообразностъ — приобщение учащихся к культурному наследию, национальным традициям народов, проживающих на территории региона; воспитание толерантности, уважения к культуре, языкам, обычаям других народов.

4. Функции образования. В ходе проектирования модели с учетом того, что деятельность всех субъектов системы реализует указанные выше цели и имеет целенаправленный характер, для управления их совместными действиями и взаимодействия используется поэтапный процесс, включающий планирование, организацию, координацию, контроль, коррекцию, анализ результатов. Вследствие этого были выделены следующие основные функции:

• Обучающая: формирование теоретических знаний, практических умений и навыков.

• Воспитывающая: воспитание целостной личности, способной к анализу, логическому мышлению, проявлению инициативы, целенаправленной деятельности.

• Ориентирующая: проведение комплексной работы для развития мотивационной сферы личности, системы ценностей, профессиональной направленности, целостного самосознания.

— активизация образного и пространственного мышления;

— инициирование активности в процессе обучения и воспитания;

— самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль;

— формирование опыта творческой деятельности;

— саморазвитие и самообразование.

• Социальная: подготовка мобильных людей, способных успешно адаптироваться к любым условиям внешней среды.

— изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

— мониторинг качества применяемых содержания, форм и методов учебного процесса.

• Прогностическая: учет и обогащение образовательных потребностей, интересов и запросов личности.

— побуждение учащихся к постоянному повышению уровня своих знаний;

— поиск общей мотивации к совместной деятельности различных субъектов образовательного процесса;

— разработка психолого-педагогических подходов к обес-

печению мотивации учащегося и последующей активной творческой деятельности;

— побуждение личности к самосовершенствованию.

• Контролирующая: создание системы мониторинга качества обучения.

— предоставление учащимся информации об имеющихся образовательных услугах;

— профессиональная ориентация учащихся.

• Корректирующая: анализ результатов деятельности субъектов, оценка сформированное™ жизненного самоопределения, самооценка личностью результатов собственной деятельности, коррекция способов достижения целей.

5. Методы обучения. Для формирования творческой личности должны применяться следующие методы обучения и их различные комбинации: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский, опережающий, развивающий.

6. Формы организации обучения при формировании творческой личности не должны ограничиваться одними уроками и выполнением домашних заданий. Творческая личность может быть воспитана только при условии проведения дополнительных внеучебных занятий, активного участия в кружках, предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, т.е. посредством индивидуальной работы как под руководством учителя, так и самостоятельно.

7. Средства обучения. Максимальное использование всех возможных средств обучения, включая наглядные материалы, модели, компьютерные технологии.

Сфера ближайшего окружения, для учащегося — сфера семьи, состоит из следующих основных компонентов:

1. Цели. Различают четыре вида целей семейного воспитания:

— образовательная — предоставление детям качественного образования;

— духовная — воспитание в детях высоких моральных устоев;

— культурологическая — воспитание высокообразованной, нравственной, культурной личности;

— социальная — воспитание достойного гражданина страны.

2. Задачи семейного воспитания. Основными задачами семейного воспитания в процессе формирования творческой личности являются:

— полное раскрытие природных задатков детей, развитие в них творческой активности, привитие самостоятельности;

— обеспечение единства социально-нравственного и общекультурного развития детей;

— формирование у детей целостного представления о мире, об общечеловеческих, национальных, духовных и материальных ценностях.

3. Принципы семейного воспитания:

— демократизация — свободное развитие детей, уважение их собственного достоинства, учет их интересов;

— гуманизация — создание условий для полного раскрытия природных задатков детей, развития их способностей;

— самообразование — саморегулируемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся, направленная на достижение личных или общественно значимых целей;

— практическая направленность — приобщение детей к общественно полезному труду, привитие начальных трудовых навыков, профессиональная ориентация детей;

— культуросообразность — приобщение детей к культурному наследию, национальным традициям своего народа, воспитание толерантности, уважения к культуре, языкам, обычаям других народов.

4. Функции семьи:

Образовательная: устройство детей в классы, соответствующие их склонностям, способностям и возможностям.

Обучающая: передача образовательного, социального, культурологического и иного опыта членов семьи.

Воспитательная: воспитание высокообразованной, нравственной личности, имеющей конкретные ценности и цели в жизни.

Социальная: воспитание патриота, ответственного за будущее страны.

Психотерапевтическая: создание условий для свободного развития ребенка, исключающего возникновение стрессовых ситуаций.

Хозяйственно-экономическая: создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.

5. Методы воспитания. Для формирования творческой личности должны применяться следующие методы воспитания в семье: положительный пример родителей, беседа, разъяснение, совет, намек, поощрение, упрек, благодарность, уговор, запрет.

6. Формы воспитания. Под формами воспитания мы подразумеваем направления воспитательного процесса, которые должны культивироваться в семье. Для формирования творческой личности наибольшее внимание необходимо уделять следующим формам воспитания: духовное, нравственное, умственное, трудовое, физическое, художественное, эстетическое.

7. Средства воспитания. В качестве средств воспитания в семье могут выступать: труд, игра, общение, учение на основе собственного опыта, коллективное чтение, совместные просмотры занимательных телепередач, компьютер.

Таким образом, сфера Социум, в которую мы включили школьную и семейную среды, должна обеспечить формирование высокообразованной, нравственной, духовной личности.

Формирование творческой личности возможно только при постоянном развитии природных задатков, заложенных в каждом человеке при рождении.

Сфера Природа ответственна за развитие природных

задатков индивида. Она включает в себя 5 основных компонентов , отражающих качества или свойства каждой личности: ум (интеллект), творчество, деятельность, характер, чувства. Рассмотрим подробно каждый из данных компонентов.

1. Ум, интеллект. Для творческой личности должны быть характерны следующие свойствами ума: активность, быстрота, ясность, любознательность, критичность, открытость, глубина, гибкость, находчивость, сообразительность, независимость, оригинальность, мобильность, кругозор, выносливость, память, убежденность, креативность.

Различают следующие виды мышления: логическое, рекурсивное, репродуктивное, дивергентное (идущее в разных направлениях), аналитическое, продуктивное, образное, ассоциативное, критическое, абстрактное, интуитивное. Творческая личность должна обладать всеми перечисленными видами мышления, т.к. в совокупности они составляют творческое мышление.

2. Творчество включает в себя следующие качества личности: воображение, вдохновение, интуиция, инициатива, новаторство, необычность, увлеченность, наблюдательность.

3. Деятельность является, как мы выяснили, обязательным условием формирования личности. При этом деятельность должна иметь цель, мотив, способы достижения цели, условия и результат. Деятельность творческой личности характеризуется следующими качествами: целеустремленностью, активностью, организованностью, упорством, верой в свои возможности.

4. Характер. Творческая личность должна обладать следующимичертамихарактера: трудолюбие, любозна -тельность, обучаемость, воспитуемость, индивидуальность, восприимчивость, внимательность, настойчивость, воля, уверенность, независимость, ответственность, практичность, отзывчивость, доброта, общительность.

5. Чувства. В эмоционально-чувственной сфере творческой личности должны преобладать такие чувства, как оптимизм, удовлетворенность, жизнерадостность.

Сфера Культура состоит из 5 компонентов, включающих основные ценности, свойственные для творческой личности: образовательные, духовные, культурные, гражданские, физическое совершенство. Материальные ценности нами в данный список не включены, т.к. мы полагаем, что для творческой личности материальный достаток является следствием, плодами его активной деятельности, а не движущей силой. Рассмотрим подробно каждый из выделенных нами компонентов.

1. Образовательные ценности включают в себя качественные знания, практические умения и навыки, способность к самообразованию.

2. Духовные ценности творческой личности содержат такие формы общественного сознания, как гуманность и нравственность. Под гуманностью мы понимаем человеч-

ность, человеколюбие, уважение к людям. Нравственность включает следующие личностные качества: доброту, справедливость, искренность, порядочность, сочувствие, готовность прийти на помощь.

Главной духовной ценностью формирующейся творческой личности является свобода, под которой мы понимаем право выбора целей и способов достижения этих целей. При этом истинная свобода, основанная на принципах честности, справедливости, доступности, равенства, не должна выходить за рамки установленных нравственных ценностей.

3. Эстетические ценности. Под эстетическими ценностями мы понимаем специфическое проявление ценностного отношения индивида к миру искусства, включающего литературу, поэзию, живопись, национальную культуру и т.д.

4. Гражданские ценности включают в себя патриотизм, чувство долга, толерантность, коммуникабельность.

5. Физическое совершенство нами выделено также в качестве одного из основных компонентов, включающих здоровье, здоровый образ жизни, спорт. Критерием физического совершенства должна стать высокая работоспособность.

Разработанная нами теоретическая модель дает, на наш взгляд, общие представления о том, какими путями возможно формирование творческой личности учащегося. Все представленные выкладки, естественно, могут быть дополнены, уточнены, более детально проработаны с учетом конкретных ситуаций и целевых установок.

1. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

3. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 911 с.

4. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: (Концепция, технологии): Монография. Н. Новгород, 1999. 255 с.

5. Виленский М.Я., Петьков В.А. Моделирование процесса формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования // Науч. тр. МШУ. Сер.: Психол.-пед. науки. М.: Прометей, 2001. С. 120-129.

6. Светенко Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Автореф. дис. . докт. пед. наук / РГПУ имени А.И. Герцена. СПб., 1999. 45 с.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.

8. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.

9. ЛедневВ.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2001. 120 с.

A model of creative personality

One of the main tasks the Russian society faces nowadays is a formation of an active personality who takes a responsibility for selfeducation under impact of various outer factors taking into account natural abilities and valuable orientaions for each individual. The author studies main requirements of creative personality formation process.

Key-words: personality, creative work, environment, socity, nature, culture, activity, education, upbringing, spirituality.

УДК 373.1.82:373.1.02 (571.56)

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМНОМ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.А. НЕКРАСОВА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются приемы использования на уроках литературы современных образовательных технологий для более успешного усвоения материала в якутской школе. Поставлены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, в частности, системного изучения творческого наследия Н.А. Некрасова в 5-10 классах. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение школьников.

Ключевые слова: лирика, образовательная технология, исследовательский метод, новые подходы, системность, краеведение, сопоставление, развитие, интерес.

Современные требования общества к системе образования диктуют проблему не только сохранения существующего уровня образовательного качества, но и достижения еще более высокого уровня. Стремительное развитие системы образования как важнейшего элемента социально-экономического преобразования страны нацелено, прежде всего, на повышение его качества как фактора конкурентоспособности в целом. При этом главной задачей является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Перемены в государственнополитическом устройстве и социально-экономической жизни страны делают образование одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Образовательная политика Республики Саха (Якутия) направлена на создание условий для получения обучающимися качественного образования.

Для общества и государства качество образования определяется уровнем социального развития, ответственности и профессиональной компетентности выпускников, их

ВАСИЛЬЕВА Людмила Ивановна — аспирант ЯГУ, учитель русского языка и литературы СОШ № 14, г. Якутск.

способностью легко адаптироваться к современным социальным и экономическим реалиям, быстро включаться в практическую деятельность, а также способностью адекватно реагировать на изменения в обществе за счет продолжения образования в различных формах [1].

Ключевой фигурой обеспечения качества образования является учитель, его профессиональная компетентность. Педагогический труд имеет свои особенности, отличается характером и содержанием выполняемых работником функций и протекает в специфических условиях. От профессиональной и гражданской позиции учителя зависит воспитание и уровень образования учащихся. Учитель XXI века должен быть способен действовать в пространстве современной культуры, обладать умениями проективной деятельности, быть компетентным в оценке перспективных школьных технологий и иметь собственную авторскую позицию в педагогике.

Произошедшие за последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход к субъекту обучения потребовали новых подходов к осмыслению учебного процесса. В настоящее время на уроке и во внеклассной работе учителями активно используются современные образовательные технологии: метод проектов, исследовательские методы обучения, интерактивные методы преподавания.

cyberleninka.ru

Смотрите так же:

  • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн — Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
  • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]
  • Если у ребенка понос лечение народными средствами Как правильно лечить понос у детей народными средствами Расстройство у детей старше года возникает по ряду определенных причин. Некоторые из них не страшны, такие как переедание, непереносимость лактозы, легкая форма отравления, дисбактериоз, нервное перенапряжение, смена климата. В этом случае понос, чаще всего прекращается через […]
  • Активизация словаря детей младшей возрастной группы тема самообразования Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря […]
  • Речь дошкольника авторы Речь дошкольника авторы Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие словарного запаса». […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]
  • Бронхи лечение у детей Симптомы и комплексное лечение острого бронхита у детей Острый бронхит у детей выявляется при присутствии воспалительного процесса во внутренней части бронхов, выстланной слизистым эпителием. Болезнь в острой форме может иметь инфекционную, токсическую, аллергическую, либо физико-химическую природу, но всегда развивается вследствие […]
  • Развиваем речь детей 1-2 лет В гостях у Мэри Поппинс Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей. Раннее развитие детей: 1-2 года Продолжаем цикл статей, посвященных раннему развитию детей. В прошлый раз речь шла о раннем развитии детей 6-12 месяцев , о том, какие задачи стоят перед родителями, какие игрушки и материалы необходимы. Сегодня […]