Критические и сенситивные периоды развития детей

Критические и сенситивные периоды развития

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 начинается смена молочных зубов на постоянные.

Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-хлет. В возрасте 6-12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают вес тела и вес сердца.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

К общим закономерностям роста и развития относятся:

1) гетерохронность развития (опережающее развитие жизненноважных систем) и системогенез (по П.К. Анохину).

Структуры, которые составляют к моменту рождения жизненно важную функциональную систему, закладываются и созревают ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица.

Из всех нервов руки, прежде всего, развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц сгибателей пальцев, участвующих в хватательном рефлексе.

2) «энергетическое правило скелетных мышц» как ведущий фактор системогенеза (по И.А. Аршавскому).

Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры является ведущим фактором в объединении разных систем организма в единое целое.

3) надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).

Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям существования и быстрым возвратом к исходному состоянию .

Регуляция всех функций в организме осуществляется нервными и гуморальными звеньями организма. Нервная регуляция это аппарат быстродействия, что биологически очень важно, инерция его мала, а лабильность высока. Быстродействуюшая система включается в доли секунд. Гуморальные реакции медленного действия, в них происходит дополнительное переключение эфферентных импульсов на эндокринные органы и другие источники гормонов. ЦНС является «главным распорядителем» в организме: все органы и ткани подчинены ей, и через нее все части тела связаны между собой. Любое воздействие на организм, даже адресованное лишь одному рецептору, становиться полиэффекторным, то есть действующим на множество органов.

Особенности функциональных систем – несовершенство структур .

Особенности физического развития — формирование навыков (учитываем черезмерную гибкость, разболтанность суставов, закаливающие мероприятия).

Особенности психического развития – формирование и развитие функциональной активности мозга происходит под влиянием информации, поступающей из вне. Все поведенческие реакции формируются после рождения. Реакциям детей дошкольного возраста свойственна генерализация . Внимание 20 мин. Усталость не ощущают (объективно выразить не могут, не знают этого понятия).

Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими . Они жестко контролируются генетически. С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, активация определенных генов обеспечивает возникновение переходного периода у подростков). В критические периоды развития чувствительность зародыша к недостаточному снабжению его кислородом и питательными веществами, к охлаждению, ионизирующей радиации повышена.

Также серьезную опасность для развития плода представляют инфекционным заболевания. Одним из факторов, особенно сильно действующих на развивающийся организм, является ионизирующее излучение.

Сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям (оптимизируются перестроечные процессы в различных органах и системах организма, налаживается согласование деятельности различных функциональных систем, обеспечивается адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне существования организма и т. п.). С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны.При этом возникает наиболее выраженное развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Сенситивные периоды для различных физических качеств проявляются гетерохронно. Так, например, сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет). Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11 -14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Развитие гибкости особенно бурно происходит с 3-4 до 15 лет, а ловкости — с 7-10 до 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. В последующие периоды те же средства и объемы тренировочных нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают.

Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи (и соответствующих областей мозга) — до 2-3-хлет жизни.

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация (лат: акселератио — ускорение). Различают акселерацию эпохальную и индивидуальную.

Под эпохальной акселерацией понимают ускорение роста, физического развития, полового созревания и психического развития организма человека. Употребляют также термин секулярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в разных странах, в различных городах и сельской местности.

За последние 30-40 лету новорожденных детей длина тела увеличилась на 1,5-1 см и масса тела — на 100-150г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.

Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторичные половые признаки, на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи раннего деторождения (с 8-9 лет).

В настоящее время максимального роста девушки и юноши достигают в 16-19 лет, а 50 лет назад они достигали его к 20-26 годам.

Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ультрафиолетовым облучением (гелиогенная теория), влиянием на эндокринные железы магнитных волн, возросшей космической радиацией, увеличением потребления белков (алиментарная теория), повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в условиях городской жизни. Предполагают, что природные факторы могут вызывать периодические изменения в генетике человека, обуславливая эпохальные вспышки акселерации.

Индивидуальная или внутригрупповая акселерация , т. е. явления ускорения развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а представляет лишь фазу в его развитии.

Ретардация — явление, противоположное акселерации, — замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая — различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая — различные факторы социального характера.

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени — низкий материальный доход семьи и в большей — отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях.

studopedia.ru

Критические и сенситивные периоды развития ребенка

Особенности взаимодействия организма и среды отражены в понятии критические периоды. В процессе индивидуального развития выделяют критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

С критическими периодами частично совпадают так называемые сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды,в том числе педагогическим и тренерским.Т.о. сенситивные периоды это периоды высокой чувствительности детей к внешним влияниям, особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения, в которых происходит наиболее интенсивное развитие определённых систем организма и соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает особое значение.

Для человека наиболее важными является три сенситивных периода.

1. до 2-3-х лет жизни, когда формируются соответствующие области мозга, совпадающие с формированием речи.

2. В возрасте 5-7 лет у ребёнка хорошо развиты моторика и речь, он умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время ещё недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребёнка ещё не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребёнка к систематическим занятиям.

3. В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий критический период: пубертатный. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым.

На протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. Так сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет). Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11-14лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Для общей выносливости сенситивный период проявляется в 15-20 лет (максимальное значение — в 20-25 лет). Развитие гибкости особенно бурно происходит с 3-4 до 15 лет, а ловкости — с 7-10 до 13-15 лет.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности. Сенситивные периодыприспосабливают функционирование организма к этим условиям. С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии, связь с другими науками.

2. Уровни организации организма человека.

3. Строение и функции клетки.

4. Основные виды тканей.

5. Что такое орган? Перечислите основные системы органов.

6. Перечислите свойства организма человека.

7. Назовите особенности роста и развития детского организма.

8. Назовите причины и негативные стороны акселерации и ретардации.

9. Онтогенез: определение, возрастная периодизация.

10. Назовите особенности анатомо-физиологического развития организма человека в пренатальный и постнатальный периоды.

11. Что называют критическим периодом? Дайте характеристику критическим периодам в развитии человека.

12. Сенситивные периоды: определение, значение в жизни человека.

13. Что такое календарный и биологический возраст?

14. Назовите основные критерии биологического возраста.

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1998.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: учеб. Пособие – М.: «Сфера», 2001.
  3. Кураев Т.А., Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной: учеб. пособие – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  4. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для вузов – М.: Владос, 2002.
  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
  6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000.
  7. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология детей и подростков с возрастными особенностями детского организма. – М., 2005.
  8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2005.
  9. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.

Цели и задачи изучения темы:

— дать основные понятия генетики;

— изучить причины возникновения наследственной и тератогенной патологии;

— ознакомить с некоторыми видами наследственных и тератогенных заболеваний;

— сформировать принципы профилактики наследственных и тератогенных заболеваний.

Наименование разделов темы:

1. Основные понятия генетики.

2. Наследственные болезни: определение, причины, классификация, особенности клинических проявлений.

3. Основные виды хромосомных заболеваний.

4. Основные виды генных заболеваний.

5. Тератогенные заболевания.

6. Профилактика наследственных и тератогенных болезней.

Основные понятия генетики

Наследственность и изменчивость – два важнейших свойства живых организмов тесным образом связаны с понятием размножение.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Участок молекулы ДНК, определяющий развитие того или иного признака, называется геном.Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. В ядрах соматических клетках содержится 46 хромосом расположенных попарно (23 пары). Двадцать две пары хромосом (соматические) отвечают за рост и развитие организма. 23-ю пару составляют половые хромосомы. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины — одну X и одну Y-хромосому. В ядрах половых клетках содержится 23 хромосомы. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом (оплодотворении) хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Признак – любое свойство или качество, характеризующее данный организм или группу организмов. Признак, который проявляется в потомстве и подавляет проявление другого признака, называют доминантным. Признак, который внешне у потомства не проявляется, называют рецессивным.

Генотип – совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность свойств (признаков) организма, приобретенных в процессе жизни.

Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития, реализация которой, происходит в конкретных условиях внешней среды.

Изменчивость — способность организма приобретать новые признаки под воздействием различных факторов.

2.Наследственные болезни: определение, причины, классификация, особенности клинических проявлений

Наследственные болезни – это заболевания, обусловленные изменениями (мутациями) наследственного аппарата.

В основе наследственных заболеваний лежат нарушения (мутации) наследственной информации (хромосомные, генные).

Классификация наследственных болезней:

1. Хромосомные заболевания – это заболевания, обусловленные изменениями количества хромосом или их структуры:

а) количественные заболевания;

б) качественные заболевания.

2. Генные заболевания – это заболевания, обусловленные структурными изменениями гена:

а) полигенные заболевания – заболевание, при котором поражено несколько генов;

б) болезни с наследственной предрасположенностью – заболевания, для проявления которых необходимы определенные внешние факторы;

в)моногенные заболевания – заболевание, при котором поражен один ген:

— аутосомно-рецессивные – пораженный ген является рецессивным по отношению к здоровому,

— аутосомно-доминантные – пораженный ген является доминантным по отношению к здоровому,

— сцепленные с половой хромосомой – пораженный ген располагается в половой хромосоме.

Особенности клинических проявлений наследственной патологии:

1. Наследственные болезни часто носят семейный характер.

2. Болезни проявляются в любом возрасте.

3. Заболевания имеют прогрессирующее хроническое течение.

4. Наблюдаются редко встречающиеся специфические симптомы или их сочетания. Например, мышиный запах говорит о фенилкетонурии.

5. В патологический процесс вовлекаются многие органы или системы органов.

6. Устойчивость к терапии.

7. Обуславливают инвалидность с детства и сокращенную продолжительность жизни.

studopedia.org

Сенситивные и критические периоды развития

Изучение закономерностей взросления ребёнка на разных этапах онтогенеза. Сенситивные периоды развития речи и сенсорного восприятия. Соблюдение порядка и саморегуляция поведения. Выработка у детей механизмов социальной адаптации. Суть возрастных кризисов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

«Сенситивные и критические периоды развития»

1. Сенситивный период

1.1 Сенситивные периоды развития речи

1.2 Сенситивный период восприятия порядка

1.3 Сенситивный период сенсорного развития

1.4 Сенситивный период восприятия маленьких предметов

1.5 Сенситивный период развития движений и действий

1.6 Сенситивный период развития социальных навыков

2. Критический период

Выяснение закономерностей развития ребёнка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Главные вопросы, которые должны возникнуть у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребёнка дома, в детском саду и в школе, на консультативном приёме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным.

Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребёнке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях.

Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребёнка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.

Значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К. Д. Ушинский — «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом лёгким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.

Кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»

Физиология и психофизиология ребёнка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребёнком, с его целостной деятельностью» — В.В. Давыдов.

Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития.

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д. — вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития, сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. ребёнок сенситивный взросление

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Отсюда возникает принципиальная возможность функциональной диагностики развития детей, т.е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

1.1 Сенситивные периоды развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

В этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Ребёнок часто разговаривает сам с собой. Это является прекрасной и единственной возможностью услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3.5 — 4 лет, ребёнок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги.

Поэтому в возрасте 4 — 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма — это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры «в связи с переходом к рыночной экономике». Но у нас была семья, и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок, порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом — будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет. Ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

1.3 Сенситивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Но высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке.

И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

Содержание этого длительного сенситивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос, в принципе, есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических, данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети — разные.

Второй ответ заключается организации «свободной работы» детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях наблюдая за выбором ребенка, мы имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.

1.4 Сенситивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного интереса к мелким предметам. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на составные части, но и синтеза из этих частей целого).

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы, ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям.

Протекание этого сенситивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

1.6 Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и «ребята, которые в открытую курят на остановках». Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.

Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующие резким психическими изменениями и целостными изменениями личности человека возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введён Л.С Выготским и определён как целостное изменение личности человека, регулярно возникающие при смене стабильных периодов.

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависит от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Суть возрастного кризиса а преобразовании социальной сути развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на её месте строится новая; психологическое содержание состоит в том, что происходит субъективизация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъективную способность индивида.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризисы новорожденности; кризис одного года; кризис трёх лет (называется многими авторами фазой строптивости или упрямства, негативизма, капризность, своеволие; ребёнок становится трудновоспитуемым); кризис семи лет (переходный между дошкольным и отроческим периодом; негативное содержание этого возраста проявляется в нарушении психического равновесия, неустойчивости воли, настроения); пубертатный кризис (негативная фаза возраста полового созревания); кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности.

Возрастные кризисы проходят ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза — мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничений искомой взрослости; посткритическая фаза — дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: темперамента, характера, особенностей эмоционально-мотивационной сферы.

Исследования последних лет убедительно доказали, что дети обладают совершенно особой психикой. Это открытие указывает нам новый путь в процессе обучения, новую форму, которая обращена к самой природе человека. Разрешите поделиться с размышлениями и идеями великих мыслителей и современных авторов, поделиться наработками, которые апробированы и оправданы на практике.

Также изложить точку зрения на развитие детей, ибо только в единстве мы дадим нашим детям лучшие возможности, вырастим их свободной творческой личностью, способной к самосознанию, самопроявлению, самораскрытию своего внутреннего мира.

— Ребёнку нужно всё объяснить, рассказать, показать.

— Необходимо рассказать и показать только то, до чего он сам дойти не может.

— Не обучайте детей так, как обучали Вас. Они родились в другое время.

— Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям; при необходимости содействуйте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

— Обращайтесь с ребенком, как со взрослым, который ждет от Вас взаимного доверия, уважения, понимания.

— Давайте ему почувствовать, как его любят, как ждут от него успехов. — Смейтесь вместе с ним, веселитесь, играйте

— Проявляйте живой интерес к детским увлечениям, участвуйте в них. — Извинитесь перед ребенком, если по какой-либо причине допустили по отношению к нему бестактность

— Поощряйте в своем ребенке желание задавать вопросы, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.

— Учите детей уважительно высказывать и доказывать свое мнение, спорить без крика, истерики, обиды.

— Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность, учите ребенка самостоятельно думать, размышлять.

— Помогайте ребенку превзойти самого себя, не бойтесь ставить перед ним все более сложные задачи.

— Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами другого, не взращивайте дух соперничества.

Отмечайте «рост» ребенка над самим собой.

М. Монтессори говорит: «Чтобы воспитывать ребенка — надо его знать, чтобы его знать — надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать — надо дать ему свободу. Дисциплина в свободе — вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Обычно мы считаем ребёнка дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это — личность уничтоженная, а не дисциплинированная».

Д.А. Фарбер; АСАДЕМА; Москва; 2003.

2. «Возрастные кризисы»; О.О. Косякова; Феникс; Ростов-на-Дону; 2007.

revolution.allbest.ru

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции. Так, эксперименты на животных показали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора приводит к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по вертикали или горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) влияет на формирование воспринимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и качество составляющих его клеток.

Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сенситивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.

Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.

1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате "двигательного периода" представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.

2. От 0 до 5,5 летпериод сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.

3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – "великий филолог", скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).

4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.

5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок "примеряет" на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.

Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.

Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды, во время которых происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем, они характеризуются особой чувствительностью развивающейся функции, когда отсутствие адекватных средовых воздействий может необратимо нарушить становление функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-"маугли", которые выросли среди животных – овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).

Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, так как в этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В дальнейшем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких изменений социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом является и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что совпадает по времени с повышением социальных требований к подросткам и неустойчивости их самооценки. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться "трудным" поведением и отклонениями в здоровье.

Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.

studme.org

Адаптивный характер развития организма определяет необходимость учета в возрастной периодизации не только особенностей морфофункционального развития физиологических систем организма, но и их специфической чувствительности к различным внешним воздействиям. Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды.

Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма является непременным условием создания благоприятных адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. Высокая подверженность определенных функций влиянию факторов среды должна быть, с одной стороны, использована для эффективного целенаправленного воздействия на эти функции, способствующего их прогрессивному развитию, а с другой стороны, влияние негативных внешнесредовых факторов должно контролироваться, ибо может привести к нарушению развития организма.

Следует подчеркнуть, что онтогенетическое развитие сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды революционных, переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими), так и с внешними (социальными) факторами развития.

Важным и требующим специального внимания является вопрос о критических периодах развития. В эволюционной биологии принято считать критическим периодом этап раннего постнатального развития, характеризующийся интенсивностью морфофункционального созревания, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции.

В процессе дальнейшего развития критические периоды могут возникать как результат резкой смены социально-средовых факторов и их взаимодействия с процессом внутреннего морфофункционального развития. Таким периодом является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на период резкой смены социальных условий.

Пубертатный период — начало полового созревания — характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к резкому же изменению взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий, результатом чего является значительное снижение эффективности центральных регуляторных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию и саморегуляцию. Кроме того, повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка. Это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здоровье и поведенческая дезадаптация.

Таким образом, можно полагать, что критические периоды развития обусловлены как интенсивным морфофункциональным преобразованием основных физиологических систем и целостного организма, так и спецификой усложняющегося взаимодействия внутренних (биологических) и социально-психологических факторов развития.

При рассмотрении вопросов возрастной периодизации необходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Они зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. Кроме того, «актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с различиями темпов созревания и условий развития организмов разных людей. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста необходимо обращать внимание на оценку индивидуальных показателей зрелости. Только при сочетании возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка можно разработать адекватные гигиенические и педагогические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка.

Структурно-функциональный и системный подходы к изучению организма

Научная физиология родилась в один день с анатомией — это произошло в середине XVII в., когда великий английский врач Уильям Гарвей получил разрешение церкви и короля и произвел первое после тысячелетнего перерыва вскрытие трупа приговоренного к смерти преступника с целью научного изучения внутреннего строения тела человека. Разумеется, еще древнеегипетские жрецы, бальзамируя тела своих фараонов, прекрасно знали устройство человеческого тела изнутри — но это знание не было научным, оно было эмпирическим, и к тому же — тайным: разглашение любых сведений об этом считалось святотатством и каралось смертью. Великий Аристотель, учитель и наставник Александра Македонского, живший за 3 столетия до нашей эры, очень смутно представлял себе, как устроен организм и как он работает, хотя был энциклопедически образован и знал, кажется, все, что к тому времени накопила европейская цивилизация. Более осведомленными были древнеримские врачи — ученики и последователи Галена (II век н.э.), которые заложили начала описательной анатомии. Огромную славу снискали себе средневековые арабские врачи, но даже величайший из них — Али Абу ибн Сина (в европейской транскрипции — Авиценна, XI в.) — лечил скорее человеческий дух, нежели тело. И вот У. Гарвей при стечении огромного количества народа проводит первое в истории европейской науки исследование устройства тела человека. Но Гарвея более всего интересовало, КАК РАБОТАЕТ организм. С древнейших времен люди знали, что в груди каждого из нас бьется сердце. Врачи во все времена измеряли пульс и по его динамике оценивали состояние здоровья и перспективы борьбы с разнообразными болезнями. До сих пор одним из важнейших приемов диагностики в знаменитой и таинственной тибетской медицине служит длительное непрерывное наблюдение за пульсом больного: врач сидит у его постели и держит руку на пульсе часами, а потом называет диагноз и предписывает лечение. Всем было хорошо известно: остановилось сердце — прекратилась жизнь. Однако традиционная в тот период Галеновская школа не связывала движение крови по сосудам с деятельностью сердца.

Но перед глазами Гарвея — сердце с трубочками-сосудами, наполненными кровью. И Гарвей понимает: сердце — всего лишь мышечный мешок, выполняющий роль насоса, который качает кровь по всему телу, потому что по всему телу разбегаются сосуды, которые становятся все более многочисленными и все более тонкими по мере удаления от насоса. По таким же сосудам кровь возвращается к сердцу, совершая полный оборот и непрерывно притекая ко всем органам, к каждой клеточке, неся с собой питательные вещества. Еще ничего не известно о роли кислорода, не открыт гемоглобин, никак не умеют врачи различать белки, жиры и углеводы — вообще знания химии и физики еще крайне примитивны. Но уже начали развиваться разнообразные технологии, инженерная мысль человечества изобрела множество приспособлений, облегчающих производство или создающих совершенно новые, небывалые раньше технические возможности. Современникам Гарвея становится ясно: в организме работают определенные механизмы, структурную основу которых составляют отдельные органы, причем каждый орган предназначен для выполнения той или иной конкретной функции. Сердце — это насос, качающий кровь по «жилам», точно так же, как те насосы, которые подают воду из равнинных озер в усадьбу на пригорке и питают радующие глаз фонтаны. Легкие — меха, через которые прокачивается воздух, как это делают подмастерья в кузнице, чтобы сильнее раскалить железо и его было легче ковать. Мышцы — канаты, прикрепленные к костям, и их напряжение заставляет эти кости перемещаться, что и обеспечивает движение всего тела, — точно так же, как строители с помощью талей поднимают огромные камни на верхние этажи строящегося храма.

Человеку свойственно всегда сопоставлять новые открытые им явления с уже известными, вошедшими в обиход. Человек всегда строит аналогии, для того чтобы легче понять, объяснить самому себе суть происходящего. Высокий уровень развития механики в эпоху, когда Гарвей проводил свои исследования, неминуемо привел к механической интерпретации многочисленных открытий, сделанных врачами — последователями Гарвея. Так родилась структурно-функциональная физиология с ее лозунгом: один орган — одна функция.

Однако по мере накопления знаний — а это в значительной мере зависело от развития физических и химических наук, поскольку именно они поставляют основные способы для проведения научных исследований в физиологии, — стало ясно, что многие органы выполняют не одну, а несколько функций. Скажем, легкие — не только обеспечивают обмен газами между кровью и окружающей средой, но также участвуют в регуляции температуры тела. Кожа, выполняя в первую очередь функцию защиты, одновременно является и органом терморегуляции и органом выделения. Мышцы способны не только приводить в действие скелетные рычаги, но и за счет своих сокращений согревать притекающую к ним кровь, поддерживая температурный гомеостаз. Примеры такого рода можно приводить без конца. Полифункциональность органов и физиологических систем стала особенно явственной в конце XIX — начале XX в. Любопытно, что в это же время в технике появилось множество разнообразных «универсальных» машин и инструментов, обладающих широким спектром возможностей — порой, в ущерб простоте и надежности. Это — иллюстрация того факта, что техническая мысль человечества и уровень научного понимания организации процессов в живой природе развиваются в теснейшем взаимодействии между собой.

К середине 30-х годов XX в. стало ясно, что даже концепция полифункциональности органов и систем уже не способна объяснить согласованность функций организма в процессе адаптации к изменяющимся условиям или в динамике возрастного развития. Стало складываться новое понимание смысла процессов, происходящих в живом организме, из которого постепенно сформировался системный подход к исследованию физиологических процессов. У истоков этого направления физиологической мысли стояли выдающиеся российские ученые — А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин.

Наиболее принципиальное различие структурно-функционального и системного подходов состоит в понимании того, что является физиологической функцией. Для структурно-функционального подхода характерно понимание физиологической функции как некоего процесса, осуществляемого определенным (конкретным) набором органов и тканей, меняющим по ходу функционирования свою активность в соответствии с влиянием управляющих структур. В такой интерпретации физиологические механизмы — это те физические и химические процессы, которые лежат в основе физиологической функции и обеспечивают надежность ее выполнения. Физиологический процесс — вот тот объект, который находится в Центре внимания структурно-функционального подхода.

Системный подход базируется на представлении о целесообразности, т.е. под функцией в рамках системного подхода понимают процесс достижения некой цели, результата. На различных этапах этого процесса потребность в вовлечении тех или иных структур может весьма существенно меняться, поэтому констелляция (состав и характер взаимодействия элементов) функциональной системы очень подвижна и соответствует той частной задаче, которая решается в текущий момент. Наличие цели предполагает, что существует некоторая модель состояния системы до и после достижения этой цели, программа действия, а также существует механизм обратной связи, позволяющий системе контролировать свое текущее состояние (промежуточный результат) по сравнению с моделируемым и на этом основании вносить коррективы в программу действия ради достижения конечного результата.

С позиций структурно-функционального подхода окружающая среда выступает как источник стимулов для тех или иных физиологических реакций. Возник стимул — в ответ возникла реакция, которая либо угасает по мере привыкания к стимулу, либо прекращается тогда, когда перестает действовать стимул. В этом смысле структурно-функциональный подход рассматривает организм как закрытую систему, имеющую лишь определенные каналы обмена информацией с окружающей средой.

Системный подход рассматривает организм как открытую систему, целевая функция которой может быть помещена как внутри, так и вне ее. В соответствии с этим взглядом организм реагирует на воздействия внешнего мира как единое целое, перестраивая стратегию и тактику этого реагирования в зависимости от достигаемых результатов каждый раз таким образом, чтобы либо быстрее, либо надежнее достичь модельных целевых результатов. С этой точки зрения реакция на внешний раздражитель угасает тогда, когда сформированная под его воздействием целевая функция оказывается реализованной. Стимул может продолжать действовать либо, напротив, — может прекратить свое действие еще задолго до завершения функциональных перестроек, но раз начавшись, эти перестройки должны пройти весь запрограммированный путь, и реакция закончится только тогда, когда механизмы обратной связи принесут информацию о полной сбалансированности организма со средой на новом уровне функциональной активности. Простой и наглядной иллюстрацией этого положения может служить реакция на любую физическую нагрузку: для ее выполнения активируются мышечные сокращения, что вызывает необходимость соответствующей активации кровообращения и дыхания, и даже когда нагрузка уже завершена — физиологические функции все еще довольно длительное время сохраняют свою повышенную активность, поскольку они обеспечивают выравнивание метаболических состояний и нормализацию гомеостазируемых параметров. Функциональная система, обеспечивающая выполнение физического упражнения, включает в себя не только мышцы и нервные структуры, отдающие мышцам приказ сокращаться, но также и кровеносную систему, дыхательную систему, эндокринные железы и множество других тканей и органов, вовлеченных в этот процесс, связанный с серьезными изменениями внутренней среды организма.

Структурно-функциональный взгляд на сущность физиологических процессов отражал детерминистский, механистически-материалистический подход, который был характерен для всех естественных наук XIX и начала XX в. Вершиной его развития, вероятно, можно считать теорию условных рефлексов И. П. Павлова, с помощью которых великий русский физиолог пытался познать механизмы деятельности мозга теми же приемами, которыми он с успехом исследовал механизмы желудочной секреции.

Системный подход стоит на стохастических, вероятностных позициях и не отвергает телеологических (целесообразностных) подходов, характерных для развития физики и других естественных наук второй половины XX в. Уже говорилось выше, что физиологи одновременно с математиками именно в рамках этого подхода пришли к формулированию наиболее общих кибернетических закономерностей, которым подчиняется все живое. Столь же важны для понимания физиологических процессов на современном уровне представления о термодинамике открытых систем, развитие которых связано с именами выдающихся физиков XX в. Ильи Пригожина, фон Берталанфи и др.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Нормы речевого развития детей таблицы Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка. Нормы и этапы речевого развития Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках […]
  • Ларингит у ребёнка 3 лет лечение Как и чем лечить ларингит у ребенка 3 лет и старше. Подходы к терапии детей до 8-милетнего возраста Ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани, возникающее чаще всего в результате острой вирусной инфекции. Заболеванию более подвержены дети, причем чем младше заболевший, тем более тяжело протекает недуг. В статье расскажем о […]
  • Пособие по уходу за ребенком на двойню Пособие по уходу за ребенком на двойню Здравствуйте! у меня вопрос про выплаты отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет. я родила двойню. зарплата 45 000. получается 40 % — это около 18 000 р.-на одного. мне платят менее 17 000..аргумент — мы вам платим за двоих по 8 тыс..с хвостиком. это правомерно? ведь за двоих должны выплаты […]
  • Средний дошкольный возраст память Дошкольный возраст (3–7 лет). Развитие внимания, памяти и воображения В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена […]
  • Чем поить 6 месячного ребенка Меню 8-месячного ребёнка. Что и как вводить? Меню 8-месячного ребёнка уже должно быть вполне разнообразным. Рацион малыша, находящегося на искусственном вскармливании, значительно отличается от «грудничкового», так как у первых прикорм вводится на 1 месяц раньше: вместо положенных 6 месяцев — в 5. В этом возрасте ребёнок уже […]
  • Ребенок 4-5 месяцев плохо спит Ребенок в 5 месяцев плохо спит Ребенок 1,5 года плохо спит ночью Возраст: не указан Хронические заболевания: не указаны Здравствуйте! Моей доченьке 1,5 годика. Жена кормит её грудью. Ночью дочь просыпается 3-5 раз, очень часто плачет, после того как жена прикладывает к груди быстро успокаивается. Отклонений в развитии никаких нет, […]
  • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
  • Дошкольный возраст память восприятие мышление Восприятие, память и мышление в дошкольном возрасте Проблема психического развития детей, становления человеческой личности как центральная проблема психологии. Особенности восприятия в дошкольном возрасте. Развитие памяти и мышления детей. Процессы, с помощью которых человек воспринимает информацию. Отправить свою хорошую работу в базу […]