Речевое развитие детей от рождения до года

Этапы развития речи ребенка от 1 до 3 лет

Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово, а когда начнет говорить «как взрослый». Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами мы сегодня вас познакомим.

Подготовительный, доречевой этап развития

В 2-3 месяца младенец реагирует на маму и папу, которые подходят или обращаются к нему и активно «гулит». Этот «комплекс оживления» — начало формирования диалогической речи. Малыш прислушивается к матери, ее речи, а когда она замолкает, словно ей в ответ, начинает «гулить», потом замолкает, делая паузу, во время которой в диалог вступает мама.

К 5-6 месяцу «гуление» сменяется у детей лепетом, ребенок уже способен произносить звуки, напоминающие слоги. Такие слова состоят из сочетания гласного и согласного звуков: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, ай-яй-яй-ай-яй-яй и т. д.

В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых, но пока, в силу незрелости речевого аппарата и мозговых центров, может подражать лишь интонациям.

Примерно в этот же период младенец начинает использовать для общения жесты и мимику, например улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению.Ребенок уже может понимать отдельные слова или словосочетания.

Формирование пассивного словаря

После 8-9 месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла, значения всего, что его окружает, и событий, которые происходят вокруг, начинает более полно понимать значения речевых высказываний взрослых.

В этом возрасте пассивный словарь ребенка – слова, которые он понимает, активно пополняется и становится гораздо шире и, чем его активный словарь – слова которые он произносит. Накопление слов в пассивном словаре помогает переходу ребенка к самостоятельной речи.

Ребенок к 12-ти месяцам сознательно использует несколько слов, его словарный запас составляет в среднем 5-6 слов, он понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает на картинке знакомые слова (кошечка, собачка), знает какие звуки издают животные (коровка, лошадка).

Формирование активного словаря

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте речь развивается сразу в нескольких направлениях: ребенок учится правильно строить фразы, овладевает произношением звуков, учится связно выражать свои мысли. Формируется активный словарь малыша.

В этом возрасте как можно больше разговаривайте с карапузом, называйте предметы, с которыми вы играете, а также комментируйте происходящее: свои действия, действия самого ребенка и других людей.

Наша форумчанка Lubasha рассказывает: «Моя доченька в свои 2 с половиной года не очень то хотела разговаривать, но у нас вся семья молчунов, я и от нее не ждала особой говорливости. Но тут летом к нам в гости приехала свекровь, а уж она у нас из числа людей, которые не мыслят себя без общения. Лично я иногда от нее устаю, но для нашей Кати общение с Валентиной Сергеевной стало речевым прорывом! Свекровь не уставала ежесекундно комментировать все, что она делала и постоянно общалась с внучкой, они ходили вместе гулять и на прогулке, по словам мужа, Валентина Сергеевна также не умолкала, рассказывая Кате обо всем вокруг. Через месяц ее пребывания у нас ребенок заговорил, за что ей большое спасибо!»

Отвечайте на все детские вопросы, но старайтесь говорить так, чтобы карапуз понимал вас. Не упрощайте слишком сильно свой лексикон, потому что крохе необходимо постоянно слышать все новые и новые слова. Периодически играйте в «непонимание», как бы подталкивая малыша объяснить вам происходящее.

Читайте книжки, стихи и сказки, рассматривайте картинки и называйте то, что нарисовано, задавайте вопросы, обсуждайте, просите ребенка не только показать, но и назвать то, что он видит. Помните: речь тренируется практикой!

В 18 месяцев словарный запас ребенка может состоять из 10-15 слов, в основном существительных. Ребенок говорит достаточно быстро, иногда придумывая собственные слова, может показать 1-2 части тела. В этом возрасте много информации дети извлекают из интонации, мимики и жестикуляции взрослых.

В 20-22 месяца ребенок использует фразы из двух слов, начинает задавать простые вопросы, словарный запас ребенка составляет 15-20 слов. Малыш может назвать свое имя и сколько ему лет. В этом возрасте ребенок понимает речь еще неполно, фрагментарно, и значительно лучше ориентируется в знакомых словах, повторяющихся действиях или ситуациях.

В 24 месяца (2 года) ребенок может назвать несколько предметов из его окружения, может четко дать понять о своих намерениях словами «да» и «нет», знает несколько местоимений, например «моя», «мое», «твой», умеет использовать предлоги «в», «под», «над», может назвать свои части тела. Словарный запас ребенка составляет около 50 слов.

В 30 месяцев (2 года и 6 месяцев) малыш уже знаком с понятием количества, понимает разницу между словами «один» и «два», ребенок безошибочно может показать на рисунке «кто сидит», «кто стоит», «кто поет», «кто бежит», начинает задавать вопросы типа «что это?», «кто это?». Активный словарный запас составляет около 100-150 слов.

В 36 месяцев (3 года) речь ребенка уже понятна окружающим, малыш умеет связно рассказать о простых событиях, знает все основные части тела и может их показать, активно использует в речи глаголы и союзы. Словарь ребенка составляет 250-300 слов и больше.

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».

Помните, что все приведенные выше данные достаточно примерные, ориентировочные, поэтому если речевое развитие вашего ребенка отличается – не повод волноваться, каждый малыш развивается индивидуально. Главная задача родителей – работать над развитием речи ребенка и у нас есть несколько простых рекомендаций, как это сделать.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, проговаривайте все происходящие вокруг события и свои действия, помните, что все слова ребенок повторяет за вами, а если вы молчите – ему нечего повторить.

Не угадывайте. Дайте ребенку возможность говорить самому за себя, не догадывайтесь обо всем, чего он хочет. Малышу нет никакого смысла начинать разговаривать, если мама по движению его глаз понимает, что он хочет на качели или скушать вот это яблочко.

Изучайте собственное тело. Вместе с малышом старайтесь выучить, где находится носик, ротик и глазки, покажите это на всех родных и любимом мишке. Попробуйте вместе с ребенком рисовать фигурку человека, это отличный способ изучения частей тела, сочетающий в себе речевое развитие и работу по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика. Вы ведь помните, что от развития мелкой моторики ребенка зависит развитие его речи? Поэтому чтобы движения пальцев малыша стали свободными, лепите из пластилина, складывайте пирамидки, расстегивайте и расстегивайте пуговицы, занимайтесь со шнуровками.

Тренируемся вместе. Организовывайте совместные дела с ребенком, например, вместе вытираем пыль, поливаем цветы, лепим пельмени или разбираем ящик со старыми вещами. Во время совместной деятельности комментируйте свои действия, рассказывайте, что именно и зачем вам нужно сделать, какую пользу это принесет.

Расширяем горизонты. Не забывайте не только сами разговаривать с малышом, а и читать ему различные книжки, слушать аудиосказки, читать скороговорки, складывать пазлы и кубики, ходить на спектакли и в кино. Ребенку необходимо развивать фантазию, учиться понимать не только речь близких и родных людей, а и воспринимать информацию из других источников.

www.uaua.info

Речевое развитие ребенка от 1 до 3 лет

Не успел наш малыш прогулить свое первое «агу», как мы с нетерпением ждем его настоящее слово.

И вот почти у каждой мамы просыпается страх: а правильно говорит мой ребенок? Почему еще не говорит, если соседский на месяц младше, а уже болтает вовсю? Когда перестанет перекручивать слова и начнет выговаривать все звуки.

Вопросы развития речи интересуют и наших форумчанок. Так мама под ником Амега на нашем форуме пишет:«Нам 1,4. Говорит ТОЛЬКО "Баба". Усе. Направили на консультацию к психолгу/логопеду (поставили диагноз гиперактивность). Конечно же, пойдем. Но просто интереса ради хочу узнать — какие звуки "выдают" Ваши дети в таком возрасте?».

Такая тревога хотя бы раз посещала каждую женщину. Но для начала надо разобраться, что считается нормой для каждого возраста, а уже потом волноваться.

Кажется, что малыш родился только вчера, а уже отпраздновали первый День рождения. Многое умеет: сделал первые шаги, всем интересуется и старается повторять за взрослыми, понимает все слова и указания родных. Да только вот помалкивает, как партизан. Тут нет причин для волнения. Речь начинает развиваться активнее ближе к двум годам, тогда малыш показывает и старается называть предметы, изображения на картинке и все, что его окружает. Главное — с ребенком говорить и заниматься, чтобы его словарный запас постепенно обогащался. Самое время купить пирамидки и кубики. Очень хорошо карточки с овощами, фруктами, животными расклеить на комоде, стене или на кухне, чтобы они все время были у малыша перед глазами, и периодически называть ему.

Словом, если вашему карапузу год, а он говорит только «ба», «ма», «му» — это совершенно нормальное явление. Понаблюдайте за малышом, главное, чтобы он хорошо слышал (попробуйте позвать его шепотом, когда он чем-то увлечен), понимал все, что ему говорят; осознанно указывал на интересные предметы. Это значит, что ребенок совершенно здоров и его речевое развитие в норме. Кстати, в год у малыша плановый осмотр невролога. Врач вам точно все расскажет и успокоит. А перед визитом вспомните хорошенько, как протекала беременность, какие препараты вы принимали и как прошли роды – об этом врач спросит в первую очередь.

В этом возрасте у ребенка уже начинается активное развитие речи. Маленькие хитрюги многое повторяют, требуют, начинают спрашивать и даже строить короткие предложения. Словарный запас до 2,5 лет может составлять 20-50 слов. Сказать малышу уже есть что, но словарный запас еще маловат – он достаточно долго может подбирать слова и в некоторых повторять последние слоги или буквы, когда хочет что-то быстро сказать: «сказал-л-л», «пень-нь-нь». Главное не акцентировать на этом внимания, в скором юный оратор попрактикуется и от оговорок не останется и следа.

Перед походом в детский сад логопед — один из врачей в списке для прохождения. Игнорировать его, потому что малыш таки говорит хорошо или наоборот — очень плохо, не стоит. Врач осмотрит ротовую полость (бывает, что уздечка под языком слишком короткая и это не позволяет ребенку говорить), поиграет с ним, чтобы определить уровень развития и расспросит маму о речевых проблемах у родственников, даст все нужные рекомендации.

Наталья Васильевна Невирковец, старший учитель-логопед детского сада № 49 г. Киева: В 2 – 3 года, если ребенок не говорит вообще или звуками, говорит только слогами, переставляет слоги или не называет предметы нормально (например, машина у него «би» или «би-би»), это может свидетельствовать о задержке речевого развития или общем недоразвитии речи. Нужно обращаться к специалистам. Вообще с детками работают логопед с пары месяцев, маму учат делать специальный пальчиковый массаж, чтобы стимулировать речь, укрепить речевой аппарат. Если никаких отклонений или замечаний у родителей нету, первый раз пойти к логопеду нужно в возрасте 3 лет для профосмотра.

Будьте готовы — логопед может поинтересоваться взаимоотношениями в семье, близостью ребенка с отцом и матерью. Ведь речевое развитие малыша сильно зависит от его эмоционального состояния, внутреннего спокойствия. Если понадобится, она направит и малыша, и родителей отдельно на беседу с психологом. Для полноценного становления ребенку нужно расти в здоровой атмосфере.

В три года малыш уже болтает без умолку. Пришло время, когда мама, которая так ждала первых слов, иногда хочет от него только тишины. Любопытство зашкаливает, начинаются самые разные вопросы. Конечно, в речи еще присутствуют ошибки, оговорки, еще не получается выговаривать некоторые звуки (так «р» появляется ближе к 4, а то и 5, например), но с таким собеседником уже интересно поболтать. Дети дни напролет выдумывают свои собственные слова. Прекрасным способом внести свои коррективы в историю человечества – завести блокнот и записывать смешные слова, диалоги и вопросы вашего крохи. В будущем маме или папе, интересно будет почитать, посмеяться и даже сравнить.

Возраст 3 лет считается детсадовским – многие отправляют своих малюток в более самостоятельную жизнь. Отдают многие мамы в садик и своих молчунов, надеясь, что в детском коллективе быстро заговорит. Такая практика часто оказывается оправданной. И если даже карапуз говорит плохо, но невролог, логопед и другие специалисты не находят никаких отклонений, можно смело идти в самый обычный детский сад. Имея какие-то замечания и особенности, лучше выбрать специализированный садик, например, логопедический. В нем с детьми в обязательном порядке занимается логопед. Ведь в возрасте до 3 лет некоторые проблемы можно решить бесследно, если вовремя обратить внимание.

Когда обращаться к специалисту

Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:

  • если в год ребенок не оборачивается, когда окликают;
  • к 2 годам не может показать на картинке хорошо знакомых зверушек. Например, «где котик»?
  • в 2-3 года не выполняет простейшие команды, например: возьми мяч и подай мне;
  • после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых вопросов и не может связать 3-4 слова.
  • после 2 лет не взаимодействует с другими детьми.
  • Речевое развитие детей в большинстве случаев зависит от родителей. Чтобы заговорить, малыш должен слышать, как говорят с ним. Родителям нужно часто читать, постоянно беседовать, развивать мелкую моторику. Совершенствуйте вместе дыхательную систему – надувайте шарики, дудите, имитируйте знакомые звуки. И главное – любите ребенка и обязательно показывайте ему это!

    www.uaua.info

    1.3 Речевое развитие детей дошкольного возраста

    Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции “речевого онтогенеза” А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или “стадий”:

    1-й — подготовительный (с момента рождения до года);

    2-й — предшкольный (от года до 3 лет);

    3-й — дошкольный (т 3 до 7 лет);

    4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

    Первый этап формирования речи охватывает превые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на 3 основных этапа:

    доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяют периоды гуления и лепета,

    этап первичного освоения языка (дограмматический) — второй год жизни;

    этап усвоения грамматики (третий год жизни).

    Сначала ребенок овладевает чисто внешней (т.е. звуковой) структурой знака, которая впоследствии, в процессе оперирования знаками, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению. В целом же говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком 5-6 лет [17, с.53].

    Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

    а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;

    б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи;

    в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

    Качественный скачек в развитии речи ребенка происходит с момента появления у него возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам. К концу пред-дошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. [1, с.76].

    Дошкольный этап “речевого онтогенеза” характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачек в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи; в структуре складывающейся в этот период языковой способности постепенно формируются навыки словообразования.

    Процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после 3-х лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с помощью союзов и союзных слов.

    В это время активный словарь детей достигает 3-4-х тысяч слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями; дети овладевают навыками словоизменения и словообразования.

    К концу дошкольного периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступление от орфоэпических норм устной речи (от дельные фонетические и “грамматические” ошибки) не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей педагогической “корректировке” со стороны взрослых достаточно быстро устраняются [7].

    Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиции психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. В пред школьном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связано с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер [Гв, с.99].

    С переходом к дошкольному возрасту, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи, как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.

    В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание ( простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения. Высказывания детей 5-6 лет уже достаточно распространенные и информативные, в них присутствует определенная логика изложения. Не редко в их рассказах появляются элементы фантазий, желание придумать эпизоды которых в их жизненном опыте еще не было [12, с.218].

    Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствую их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направленна и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.

    Как подчеркивает А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды) [7, с.212].

    Итак, развитие речи ребенка — это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс.

    studfiles.net

    Речевое развитие ребенка

    Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

    Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

    Этапы развития речи ребенка

    Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев)

    На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково.

    В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребенок имеет тяжелые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

    Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

    Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

    В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

    В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

    Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет)

    На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р.

    К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – четкое различение всех звуков.

    Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

    На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

    Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

    Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

    Стимулирование речевого развития детей

    Речь маленького ребенка развивается быстрее и лучше, когда с ним много беседуют, но не просто разговаривают, а именно общаются. Слышимая речь должна быть обращена непосредственно к нему, а он должен иметь возможность в доступной форме откликаться. Просто общаясь малышом, взрослые уже целенаправленно занимаются развитием его речи. Для многих этого вполне достаточно, но есть дети, нуждающиеся в специальном стимулировании речевого развития. Без помощи взрослых они могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями.

    Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи
  • Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и пальчиковые игры

    Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи:

  • Для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. С ними ребенок должен играть в подвижные и ролевые игры, игрушки, это вызывает необходимость вступать в общение, а значит, стимулирует к речевым высказываниям;
  • Общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. Когда взрослый находится на одном уровне с ребенком, тот видит, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков;
  • Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают ребенку, сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное;
  • К телевизору, даже к просмотру мультиков, нужно приучать как можно позже. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект;
  • Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. В то время как даже специальные речевые компьютерные игры мешают формированию творческого воображения, ручной умелости, в итоге замедляя речевое развитие детей. Речь может формироваться только с настоящим, живым собеседником или с настоящими игрушками, которые благодаря воображению и фантазии могут заменить ребенку собеседника;
  • У каждого ребенка должны быть игрушки, в том числе развивающие, соответствующие его возрасту и уровню развития. Но не следует покупать их слишком много, чтобы не вызывать чувства пресыщения. Пресыщенный ребенок теряет интерес к новому, а именно наличие интереса и любознательности являются важными предпосылками полноценного речевого и общего развития;
  • После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребенка. Словарь у нормально развивающегося ребенка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.
  • Активная Мама рекомендует! Самыми передовыми на данный момент являются методики развития речи и устной грамотности от Умницы

    Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

    На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

    Отсутствие гуления, лепета, выраженной реакции на речь окружающих

    Возможная причина – нарушения слуха.

    Способ решения проблемы – обратиться к участковому педиатру, взять направление к сурдологу, проверить состояние слуха ребенка. При раннем слухопротезировании и регулярных занятиях с сурдопедагогом речь даже у глухих детей начинает активно развиваться.

    Отсутствие любых слов в возрасте 1,5 года или фразовой речи после 2-х лет

    Возможная причина – задержка речевого развития, алалия.

    Способ решения проблемы – консультация логопеда, невропатолога, выполнение их рекомендаций.

    Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

    Возможная причина – общее недоразвитие речи, алалия.

    Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

    Признаки предрасположенности к заиканию:

  • Наследственность;
  • Возможность подражания чужой нарушенной речи;
  • Леворукость, и особенно переученность ребенка на правую руку;
  • Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками;
    • Речевые особенности.
    • Заикание часто появляется в возрасте 3-х лет наряду с активным речевым развитием, иногда оно имеет наследственную предрасположенность. В этом случае ребенка нужно немедленно показать логопеду, специализирующемуся именно на этом виде дефекта речи. Заикание необходимо исправлять в самом начале появления, иначе потом сделать это будет крайне трудно, а иногда и невозможно.

      Нарушение подвижности речевых мышц

    • Выраженный носовой оттенок голоса;
    • Повышенное слюноотделение;
    • Нарушение мимики, подвижности губ, языка: вялость или повышенная напряженность;
    • Отставание в развитии всех двигательных навыков.
    • Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

      На фоне отставания в развитии речи ребенка наблюдается недостаточное ориентирование в повседневных ситуациях

      Возможная причина – задержка умственного развития.

      Способ решения проблемы – консультация дефектолога.

      Помните, что темп речевого развития каждого ребенка индивидуален, зависит от множества сопутствующих факторов. В раннем возрасте окончательные диагнозы не ставятся, за исключением случаев выраженной патологии.

      Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

      Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

      Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

      Чтобы определить, есть ли у ребенка сложный речевой дефект, нужно обследовать:

    • Соответствие речевого развития возрастным нормам;
    • Объем словарного запаса;
    • Грамотность построения предложений;
    • Понимание речи окружающих;
    • Развернутость фразовой речи;
    • Сохранность слоговой структуры слова;
    • Подвижность речевых органов.
    • Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

      Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

      active-mama.com

      "Знай-ка!" программа речевого развития, 2-3 года

      С помощью речи ребенок овладевает разными способами общения с окружающими. Речь является основой мышления. С помощью ее ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

      Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. При незрелости регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок легко отвлекается, не замечает своих ошибок.

      С помощью «внутренней речи» ребенок формулирует и программирует собственные действия и поведение. Учится строить планы и реализовывать их.

      — асфиксия или гипоксия;

      — инфекции или интоксикации матери во время беременности;

      — несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

      — недоношенные, маловесные и незрелые при рождении дети;

      — отставание психомоторного развития;

      — инфекции в первые годы жизни ребенка;

      — травмы мозга в первые годы жизни ребенка;

      — отоларингологические заболевания (аденоиды, отиты и др.);

      -соматическая ослабленность, подверженность детским и простудным заболеваниям;

      -генетическая предрасположенность, в этом случае речевые трудности могут возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

      Своевременное выявление детей группы риска, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, и проведение соответствующих профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и интеллектуального (умственного) развития.

      Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

      В активной речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок воспроизводит один слог из слова, как правило, ударный. Надолго «застревает» на уровне полисемантических слов, например: «ки» — киска, мех, волосы. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов.

      При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с ЗРР может включать до 100 – 150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.

      Характерная особенность речи детей с ЗРР – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

      Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

      Цель: стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.

      Задачи программы:

      1. Стимулирование развития речевых областей головного мозга.
      2. Стимулирование моторного развития (грубых моторных навыков и мелкой моторики).
      3. Развитие речевой мускулатуры, речевого дыхания.
      4. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти, фонематического слуха.
      5. Развитие понимания речи (цвет, форма, величина, количество и т.д.).
      6. Интенсивное стимулирование речевого подражания, расширение активного словаря.
      7. Формирование грамматического строя речи.
      8. Создание основы для регуляторных процессов.

      — гармоничное психомоторное и психическое развитие ребенка;

      — повышение уровня слухового внимания и понимания речи;

      — развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

      — повышение речевой активности;

      — повышение коммуникативных навыков общения.

      Сочетание нейропсихологического, логопедического и кинезиологического подходов делают данную программу абсолютно новой и эффективной для гармоничного речевого развития ребенка.

      Режим занятий — 2 раза в неделю, продолжительность 60 мин.

      Занятия проводятся совместно нейропсихологом и логопедом.

      www.wslon.ru

      Смотрите так же:

      • Режим для 1 месячного ребенка Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц Первый месяц жизни ребёнка – самый важный. В этот период ребёнок адаптируется к жизни в новых условиях, учится самостоятельно дышать, питаться, ощущать себя отдельно от мамы. Именно поэтому важно создать для новорождённого оптимальные условия, чтобы облегчить сложный период адаптации. […]
      • Воспитание детей вопросы родителей Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г. На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: "Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это […]
      • Раннее развитие ребёнка за и против Раннее развитие детей – «за» и «против» Идея раннего развития ребенка в последние годы стала очень популярной. Действительно ли это необходимость, или просто дань моде? Как-то раз, проходя мимо детской площадки, я заметила кое-что, заставившее меня замедлить шаг и прислушаться. Пока несколько детей играли в песочнице, на соседней […]
      • Развитие речи ребенка двух лет / Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: «мама», «папа», «гав-гав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые […]
      • Критические и сенситивные периоды развития детей Критические и сенситивные периоды развития Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и […]
      • Воспаление легких у ребенка 3 лет симптомы Симптомы пневмонии у ребенка до трёх лет Симптомы пневмонии у детей 1, 2, 3 года. Пневмонией называют воспалительный процесс в легочной ткани. Бывает бактериального или вирусного происхождения, реже грибкового. Развивается как осложнение перенесенной вирусной инфекции или как первоначальное заболевание. Чаще болеют дети первых лет […]
      • Ребенок 4-5 месяцев плохо спит Ребенок в 5 месяцев плохо спит Ребенок 1,5 года плохо спит ночью Возраст: не указан Хронические заболевания: не указаны Здравствуйте! Моей доченьке 1,5 годика. Жена кормит её грудью. Ночью дочь просыпается 3-5 раз, очень часто плачет, после того как жена прикладывает к груди быстро успокаивается. Отклонений в развитии никаких нет, […]
      • Диатез у ребенка до года симптомы Диатез у годовалого ребенка Начиная с возраста в 3 месяца, на щеках ребенка могут появиться ограниченные яркие красные пятна, которые впоследствии покрываются тонкой корочкой. В этих местах ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки или молочный струп — одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ — […]