Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность детей как разновидность художественно- речевой деятельности

1. Театрально-игровая деятельность детей как разновидность художественно- речевой деятельности

распространённый вид детского творчества. Она близка и

понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит

своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать

интересы и способности ребёнка; способствуют общему

развитию; проявлению любознательности, стремления к

познанию нового, усвоению новой информации и новых

способов действия, развитию ассоциативного мышления;

настойчивости, целеустремлённости проявлению интеллекта,

эмоций при разыгрывании ролей. Частые выступления на

сцене перед зрителями способствуют развитию речи, дети

учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их

публично; реализации творческих сил и духовных

потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их

различным действиям с предметами, способами и средствами

Театрально-игровая деятельность – одно из эффективных

средств социализации дошкольника в процессе осмысления им

нравственного подтекста литературного произведения, участия

в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства

партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия.

В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения

выразительности речи наиболее эффективно происходит

развитие связной речи

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах

литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные

Герои литературных произведений становятся действующими лицами,

а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно

отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре.

Таким образом, полноценное участие детей в игре требует особой

подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому

восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в

текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы

понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его

поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.

конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом

зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его

впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение,

чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок

должен владеть разнообразными изобразительными средствами

(мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и

интонации речью и т. п.).

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетноролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей

идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной

деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою

активность, индивидуальность, творчество.

А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной

педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной

деятельности ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие

способности и представляют собой специфический вид художественной

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много

радости от переживания его содержания и особенно от собственного

актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать

искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему.

Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения

заключается воспитательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:

художественной деятельности в процессе подготовки

театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки.

Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в

деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает

раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей,

развить их таланты.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении

детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства.

При грамотном руководстве у детей формируются представления о

работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера.

Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что

спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно

По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети

чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся

художественным оформлением, а главное – спецификой детской

В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый

ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в

режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев

которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с

объемными или плоскостными фигурками или так называемые

стендовые театрализованные игры.

В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок

(часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.

Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр

является теневой театр.

могут использоваться два рода игрушек-кукол с разным устройством и

разной техникой вождения. В современном дошкольном учреждении чаще

имеются куклы типа исконно русской театральной игрушки — петрушки

В практике такие игрушки чаще называются бибабо (театр бибабо).

У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла, полая внутри,

надевается на руку (в головку куклы ребенок помещает указательный

палец, в рукава костюма — большой и средний, остальные пальцы

прижимает к ладони).

Показывается спектакль из-за ширмы; кукловоды держат кукол над

головой, поэтому они имеют еще одно название — верховые.

Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол

(наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь

Современные педагоги, проявляя собственное творчество и вовлекая в

него своих воспитанников, активно используют разные предметы,

упаковочные материалы, чтобы изготовить игрушки-самоделки для

Организация педагогической работы может осуществляться с

использованием разнообразных видов совместной театральноигровой деятельности детей и взрослых:

— театрализованные занятия, спектакли;

— музей кукол, музей театра;

— совместная театрализованная деятельность детей и взрослых;

— самостоятельная театрально-художественная деятельность;

посещение драматических и музыкальных театров;

— мини-игры на других занятиях;

— театрализованные игры в повседневной жизни;

— музыкальные театрализации, музыкально-игровое творчество;

— театрализованные игры на праздниках, развлечениях;

— изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету

деятельности в детском саду:

— содержание и разнообразие тематики;

— постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы

педагогического процесса, что делает его таким же необходимыми для

детей, как и сюжетно-ролевая игра;

— максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;

— сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах

организации театрализованной игры;

— подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и

упражнения на занятии подобранны в сочетании с движениями, речью,

мимикой, пантомимой в различных вариациях.

В основе руководства театрально-игровой деятельности лежит работа над

текстом литературного произведения. Текст произведения необходимо

преподносить выразительно, художественно, при повторном чтении

вовлекать детей в анализ содержания, подводить к осознанию мотивов

en.ppt-online.org

Театрально-игровая деятельность в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников

студент 3 курса

очной формы обучения

направления 050100.62 «Педагогическое образование»

Профили «Дошкольное образование» и «Начальное образование»

к.и.н., доц. Бурдина Г. Ю. Подпись___________________

Курсовая работа защищена «___»__________________2014 г.

Глава 1. Теоретические основы театрально-игровой деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников…………………….5

Особенности организации театрально-игровой деятельности воспитанников в ДОУ…………………………………………………………. 5

Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях реализации Стандарта………………………………………………………. 10

Глава 2. Анализ методов и приемов театрально–игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников……………………15

Список использованной литературы………………………………………….35

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Как здорово, если дети не только посещают с родителями профессиональный театр, но и самодеятельный детский театр разнообразит жизнь ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, вовлечение его в активную деятельность, самостоятельное творчество.

В результате введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — Стандарт) кардинально изменились целевые ориентиры дошкольного образования, а, следовательно, и способы их достижения. Театрализованная деятельность играет большую роль в художественно-эстетическом развитии ребенка.

Объект исследования: театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в театрально-игровой деятельности детей.

Цель исследования: выявление и анализ педагогических путей использования театрально-игровой деятельности в процессе художественного развития дошкольников.

1. Рассмотреть теоретические основы театрально-игровой деятельности в системе дошкольного образования.

2. Определить особенности реализации художественно-эстетического воспитания детей в условиях реализации Стандарта.

3. Выявить методы и приёмы театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе театрально-игровой деятельности у ребенка развивается речь, мимика, совершенствуется навык взаимодействия с окружающими.

Методы исследования: анализ теоретической и методологической литературы по данной проблематике.

Методологическая основа: представления в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов о значимости театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников (Д. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, А. А. Мелик-Пашаев, Е. Неменский, В. А. Сухомлинский, Е. М. Торошилова, В. Н. Шацкая )

Структура работы содержит: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы театрально-игровой деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников

Особенности организации театрально-игровой деятельности воспитанников в ДОУ

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность их восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Возможности воспитательной театрализованной деятельности просторные. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через звуки, краски и образы, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Выразительностью реплик персонажей, тесно связано с умственным развитием собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Роль, которую исполняет ребёнок, произносимые реплики, ставят его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, и ее грамматический строй.

Можно твёрдо сказать, что театрализованная деятельность проявляется как источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театральная деятельность позволяет решить многие проблемы и ситуации детей от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять творчество исполнения, развивать способность свободно и уверенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий, соответствующих организации работы. Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности, потому что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках [1, с. 22].

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырoшниной, Н. Карпинcкой, Е. Труcoвой, Л. Фуpминой и др., было уcтановлено cледующее.

Самостоятельно в театрализованные игры дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фуpмина). Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные сказки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, использовать игрушки и фигурки для театра, и будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Было установлено, что дети пяти лет в процессе театрализованной деятельности стремятся вносить в исполнение своих ролей нечто своеобразное, индивидуальное (Н. Каpпинcкaя).

В этот период возможно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Выpошнинa) [2, с. 43].

Вопросы, советы, напоминания педагога приучают ребенка следить за своим поведением в игре, действовать согласованно с товарищами, ярче изображать роль, пользоваться движением рук, головы, туловища, речевые выразительные средства.[3, с. 61].

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

— с художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Также следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются умения и навыки организаторские, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Роль педагога в организации и проведении театрально-игровой деятельности очень велика. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях реализации Стандарта

Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.

Художественно-эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [26, с. 36].

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению. Б.Т Лихачев, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их чувствительную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13, c. 51].

Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.

Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Основы художественно-эстетического развития:

Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);

связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);

объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);

художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);

индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).

В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:

эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);

природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)

oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);

самостоятельная художественная деятельность детей;

Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.

Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.

Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.

Театрализованные игры делятся на:

Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).

Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные виды театра и каждый будет по-своему интерес ребенку.

studfiles.net

Презентация на тему «Театрально-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Театрально- игровая деятельность с детьми дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)

Цель Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников. Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией. Способствовать формированию эстетического вкуса. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому, я считаю, что работа по данной теме позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью.

Основные формы организации образовательного процесса В связи с тем, что театральная деятельность является частью приоритетного направления, возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении.

Методы и приемы ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАГЛЯДНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ БЕСЕДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТЮДЫ

Формы работы Беседы о театре Театрализованные игры Речевые игры Инсценировка песен, потешек, хороводов Использование различных видов театра Драматизация сказок Подвижные игры Посещение театров Взаимодействие с родителями

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

infourok.ru

«Театрально-игровая деятельность в детском саду»

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Просмотр содержимого документа

««Театрально-игровая деятельность в детском саду» »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»

«Театрально-игровая деятельность в детском саду»

Подготовила и провела:

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы: презентация, жетоны 2 цветов, разные виды театра, буклеты, бумага, фломастеры, памятки, наборы одноразовой посуды, цветная бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, столы и стулья для участников, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары для оформления, музыкальное сопровождение мероприятия.

Оформление методической выставки дидактических игр «Такой разный театр»;

Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;

Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра (заведующий ДОУ). Он объявляет об открытии театрального сезона и предоставляет слово режиссеру-постановщику (старшему воспитателю)

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Предлагаем Вам разделиться на команды по возрастным группам (2 младшие и средняя с подготовительной). Прошу команды занять свои места! Итак, определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг».

Разрешите представить Вам, уважаемые коллеги, наших жюри, которые сегодня присутствуют и будут оценивать знания наших команд. За каждый правильный ответ — команда будет получать по жетону.

— Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее. У нас две команды.

Церемония представления участников театрального ринга окончена.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Итак, сегодня на нашей игре «Театральный ринг» мы будем говорить об организации театральной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Вопросы всем командам:

Что такое театрально-игровая деятельность?

Театрально-игровая деятельность детей:

• разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

• творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

2. Какие театрально-игровые умения должны быть сформированы у дошкольников?

В дошкольном возрасте у детей в процессе театрально-игровой деятельности развиваются специальные игровые умения.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель"(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает становление позиции "артист", включающей умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.

Третья группа умений — освоение позиции "режиссер-сценарист", т.е. умение создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению в режиссерской игре, воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя-костюмера", т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений— это умение взаимодействовать с другими участниками игры, использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.

Подведем итог первого раунда. (жюри объявляет кому отдан первый жетон))

В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности театрализованной игровой деятельности. Не все время дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.

— Объясните, кто такой «Актёр».

— Объясните термин «Зритель»

Задание №1. Конкурс капитанов

В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю капитанов от каждой команды, которые представят вашему вниманию некоторые виды театров.

Задание №2. Перечислите соответствующие виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.

kopilkaurokov.ru

Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

В статье изложен опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста. Предпринята попытка осветить вопросы раннего формирования творческой активности воспитанников в условиях театрализованной деятельности, определяющей социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, театрализованная деятельность, коммуникативные способности.

Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, в т. ч. для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников. У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой

Сегодня, с введением ФГОС в ДОУ задача развития творческой деятельности детей с самого раннего возраста остается одной из приоритетных. Одним из распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность. Театрализация близка ребенку, потому что тесно связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью вызывают у детей большой интерес и море положительных эмоций при проигрывании ролей. Именно театр помогает ребенку раскрыться, познать и усвоить что-то новое, а также способствует общему развитию, проявлению любознательности, целеустремленности. «Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию» [1].

Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия: оборудована зона театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театра, ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно.

Театрально-игровую деятельность с детьми мы организуем во всех видах образовательной деятельности: в НОД (занятиях, режимных моментах, самостоятельной деятельности и при взаимодействии с родителями. В нашей группе часто реализуем образовательные проекты, итоговым мероприятием которых является театральная постановка. Одним из наиболее эффективных и интересных был проект «Сказочный мир». Дети отгадывали загадки о сказочных персонажах, играли в сюжетно-ролевые игры, знакомились с писателями, рассматривали их портреты, отправлялись в путешествие с героями сказок, которые, в свою очередь, предлагали детям различного рода задания. За выполнение каждого задания ребята получали волшебный ключик. Только собрав все ключики в определенной последовательности, дети могли узнать сказочного героя, которого они спасали. В итоге дети настолько погрузились в удивительный мир сказок, что в самостоятельной деятельности они придумывали новые сказки с уже знакомыми героями, даже пригласили своих родителей для участия в театрализации сказки «Колобок».

В своей работе используем различные виды театрализованных игр, в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в режиссерских театрализованных играх, к которым относится настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, магнитный и теневой театры. Развивается в играх и творческая сторона детей. Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений: у них складываются представления о хороших и плохих качествах человека.

Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр, куклы бибабо, театр на ложках (деревянные ложки, лопатки, одноразовые ложки, театр на дисках, прищепках, театр из губок, варежковый, кукольный театр, различные шапочки, маски. Особенный интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и педагогами. На открытых занятиях мы используем разнообразные поролоновые шапочки. Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и из жизни. Играя, ребенок получает яркое эмоциональное впечатление.

В этом году мы с детьми освоили два новых вида театра: магнитный и теневой. Магнитный театр – это, прежде всего, игра, которая непроизвольным образом способствует развитию мелкой моторики. Кроме того, у ребенка улучшается память, развивается логика. Он начинает лучше ориентироваться в пространстве, становится внимательнее к деталям и в целом — организованнее. Дети очень любят играть с магнитами. Тем более, их увлекает процесс, в котором фигурки и сказочные персонажи движутся «сами собой». Все это способствует развитию фантазии и воображения, и поэтому дети начинают придумывать собственные сказки.

Одной из увлекательных игр является теневой театр. Прежде, чем начать в него играть, проводим необходимую подготовку: делаем вместе с детьми фигурки сказочных героев, готовим белый экран из листа ватмана, прикрепляем его на стену, настраиваем освещение. После этого предлагаем детям поиграть в теневой театр самостоятельно. Как правило, становится очень шумно. Дети наперебой рассказывают свои сказочные сюжеты. Когда фантазия малышей исчерпана, предлагаем сказочный сюжет, более развернутый и интересный. Теневой театр используем как сюрпризный момент на занятиях, как развлечение или как часть развлечения. Зима – лучшее время для игры в теневой театр, ведь в это время года дни становится короче и темнеет рано.

Театрализованные игры формируют мировоззрение детей, расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.

Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности, у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра. Например, лампочка (знакомство с теневым театром) и зайка, магнитик (магнитный театр) и лиса, прищепка (театр на прищепках) и мышка и т. п. У детей возникает непроизвольный интерес к предмету, активизируется внутренняя мотивация к дальнейшему действию, они начинают активно мыслить и придумывать, для чего тот или иной предмет может использоваться в театральном уголке. Иногда выставляем героя и несколько предметов, указывающих на разные виды театра, и воспитанники сами выбирают, в какой театр они отправятся.

Именно такое введение детей в театрально — игровую деятельность повышает активность малышей и создает творческое поле для дальнейшей театрализованной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников. У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства.

1. А. В. Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 — 5 лет /под редакцией О. Ф. Горбуновой. — М., МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2007. – 128с.

Механизм ознакомления детей 5–6 лет с миром семьи посредством игровой деятельности. Актуальность проектируемого процессаознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром семьи посредством игровой деятельности обусловлена.

Становление эмоционального фона посредством театрализованной деятельности Содержание любой программы включает в педагогический процесс развлечения, игры – драматизации, театрализованные постановки, кукольные спектакли,.

www.maam.ru

Смотрите так же:

  • Ребенку 2 года можно ли давать мед С какого возраста можно давать ребёнку мёд С давних времён пчелиный нектар считается очень полезным натуральным продуктом. Это высококачественный легкоусвояемый углевод, которым лечат многие заболевания. Этот продукт содержит фруктозу, глюкозу, и очень низкое количество сахарозы. Мёд — природное лекарство от многих болезней. Однако […]
  • Пенсии семьям с детьми Правила и сроки перерасчета пенсии после увольнения работающего пенсионера С 2016 года работающим пенсионерам не полагается индексация пенсии на процент ежегодной инфляции. Для увеличения размера выплаты требуется подать на расчет, чтобы перейти в статус неработающих. Прирост произойдет и в результате изменения величины страхового […]
  • Как прописать новорожденного ребенка заявление Как прописать новорожденного ребенка: необходимые документы и нюансы Каждый человек, который проживает в правовом государстве, имеет права, которые должны соблюдаться всеми неукоснительно. Одно из прав — прописка по месту временного нахождения или же постоянного пребывания.Прописать новорожденного ребенка необходимо, заявив тем […]
  • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
  • Диоксидин для лечения насморка у детей Диоксидин от насморка детям: дозировка и правила применения Ринит в детском возрасте считается одним из распространенных явлений и, особенно, в то время, когда малыш начинает посещать детский сад. Лечение насморка осуществляется с использованием различных препаратов и средств, в том числе традиционных сосудосуживающих капель. Нередко […]
  • Новорожденный ребенок и уход за ним по месяцам Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года С самого момента зачатия родители несут ответственность за здоровье и благополучие своего малыша. Поэтому столь важно с появлением ребенка в семье научиться правильно ухаживать за ним. Естественно, чтобы осуществлять уход за новорожденным грамотно, нужно не только многое […]
  • Средства развития творческих способностей у детей Сюжетно-игровой танец — как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное […]
  • Развитие долговременной памяти у ребенка Развитие долговременной памяти у детей Долговременная память Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач. В любом возрасте […]