Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

Нейропсихологическая диагностика детей примеры

Пример написания заключения

Стимульные материалы (скан методик, цветные и чб); приложение-методичка (скан). NB! отсутствует скан листов: № 29-33 (таблицы Шульте и Шульте-Горбова — можно сделать самим). № 40 (одна сюжетная картинка). В оригинале — 70 листов. В архиве — 64 листа+5 листов методички.

  • 46,25 МБ
  • скачан 587 раз
  • изменен 12.06 21:38
  • СПб. Стройлеспечать, 1997. — 360 с. Практическое руководство по методам нейропсихологической диагностики в такой форме издается впервые. В основе книги — материалы и многолетний опыт нейропсихологических исследований авторов под руководством профессора Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОНКОНОГОГО (в настоящее время живущего и работающегов США). Крупные ученые и.

  • 1,26 МБ
  • скачан 631 раз
  • изменен 17.10 16:06
  • М. В. Секачев, 2005. — 24 с. Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А. Р. Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объем тестов был минимальным, но вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов.

  • 244,87 КБ
  • скачан 452 раза
  • изменен 28.02 00:19
  • 2-ое изд. — СПб. Питер, 2008. — 112 с. — ISBN 978-5-388-00442-0. Книга является систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специфики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления.

    • 825,04 КБ
    • скачан 431 раз
    • изменен 08.08 15:59
    • М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

    • 73,34 МБ
    • скачан 4622 раза
    • изменен 11.08 10:02

    БГУ ГИУСТ, социальная работа. Исследование внимания. Исследование эмоциональных реакций. Исследования зрительного и зрительно-пространственного гнозиса. Исследование соматосенсорного гнозиса. Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций. Исследование движений и действий. Исследование речи. Исследование письма. Исследование чтения. Исследование памяти.

  • 462,52 КБ
  • скачан 278 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.01 00:32
  • будет удален через 14 дней
  • Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

    Книга является первым систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специфики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей. Описаны дифференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения. BR Для психологов, логопедов, дефектологов, врачей. /P

    Теоретические и методологические основы

    нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

    Глава 1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском

    Глава 2. Специфика нейропсихологической диагностики

    в дошкольном возрасте

    Глава 3. Данные апробации методики нейропсихологической

    диагностики в дошкольном возрасте

    Глава 4. Схема нейропсихологического обследования

    дошкольников и процедура анализа результатов

    4.2. Схема и количественная оценка данных

    нейропсихологического обследования ребенка

    Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической

    5.1. Общие данные о социальном статусе, перинатальном

    и постнатальном развитии ребенка

    5.2. Нейропсихологический синдром в динамике

    Приложение 1. Протокол обследования ребенка 3 лет

    Приложение 2. Протокол обследования ребенка 4 лет

    Приложение 3. Протокол обследования ребенка 5–6 лет

    Приложение 4. Опросник для родителя

    Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

    Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

    Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

    Нейропсихологическая диагностика

    Как правило, на консультацию к нейропсихологу родители приходят со следующими запросами: Мой ребенок плохо учится , Плохо усваивает программу , У ребенка плохая память, он неусидчив и не может сосредоточиться .

    Пример из практики (1).Мальчик Миша достаточно неплохо учился в начальной школе, успевал по всем предметам. Особенно ребенку нравилось заучивать стихотворения. Тем удивительнее было для родителей, что когда сын пошел в среднюю школу, начались проблемы с запоминанием материала. Миша мог часами зубрить историю, ботанику, но, когда его вызывали к доске, ничего не мог ответить. Учителя списывали это на недобросовестное выполнение домашних заданий, а в беседах с родителями требовали, чтобы они больше времени отводили дома на уроки. Когда практически все свободное время после уроков и даже выходные дни стали уходить на зубрежку, а результат не изменился, родители обратились за помощью к специалисту.

    Комментарий нейропсихолога: память – это одна из сложнейших высших психических функций. Существуют разновидности памяти: краткосрочная, долгосрочная; непосредственная, опосредованная и.т.д. Во время учебы должны развиваться разные аспекты памяти. В результате нейропсихологической диагностики мы выяснили, что у Миши была недостаточно развита именно опосредованная память. То есть он запоминал материал чисто механически, зазубривая его, тратя огромное количество сил и времени, но, в результате, разные сведения перемешивались, и ребенок оказывался не способен к воспроизведению информации. Дальнейшие нейропсихологические занятия были направлены на формирование именно опосредованной памяти, что позволило решить проблему в достаточно короткие сроки.

    На первом занятии проводится комплексная нейропсихологическая диагностика. где используются специальные чувствительные даже к незначительным нарушениям высших психических функций (память, мышление, внимание, моторика и проч.) методики, адаптированные под конкретный возраст ребенка. Такая детальная диагностика позволяет точно определить как нарушения ребенка, так и сохранные аспекты его психических функций.

    Далее разрабатывается специальная коррекционно-развивающая программа. эффективная для решения конкретной проблемы.

    Пример из практики (2).На консультации у нейропсихолога родители 8-летнего Артема. В ходе беседы выясняется, что мальчик легко отвлекается, практически ни на чем не может сосредоточиться, крайне быстро устает от занятий, даже, казалось бы интересных для него. Дела с учебной программой обстоят и того хуже: практически все предметы воспринимаются с отвращением, домашние задания выполняются часами.

    Хотя фактически Артем не занимается, а только склоняется над тетрадью, что-то в ней чертит, смотрит по сторонам, считает цветочки на обоях, перекладывает карандаши, в общем, занимается всем подряд, только не заданием – вздыхает мама. – Нам с мужем приходится постоянно следить за ним, постоянно подгонять, в общем заново проходим всю школьную программу .

    Комментарий нейропсихолога:причин подобного поведения может быть несколько: и недостаточно развитый нейродинамический компонент психической деятельности (что приводит к быстрому истощению), и нарушение первичных психических функций (двигательной, восприятия, памяти), и недостаточно саморегуляции. Причем результаты диагностики непосредственно влияют на дальнейшую коррекцию нарушения и очень часто предполагают принципиально разные стратегии.

    В данном случае, проведенное обследование выявило, что основной причиной возникших затруднений является недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности (за эти функции отвечают лобные отделы левого полушария). Все это также пересекается со слабостью регулирующей функции речи, то есть речь Артема не достигла такого уровня развития, когда она является организатором его деятельности.

    В данном случае необходимым является использование специальных методик, направленных на формирование внутреннего алгоритма функционирования. На первых этапах необходимо начинать с привлечения внешних опор , то есть организующей деятельности со стороны взрослого ( Все ли ты нарисовал? Посмотри внимательно , Давай работать по команде ), эффективным является дробление программы (задания) на последовательные подпрограммы. Также в арсенале нейропсихолога существуют специально созданные упражнения, направленные на формирование функции саморегуляции.

    Нейропсихологическая диагностика занимает, как правило, 1,5-2 часа. Психологом обследуются все основные высшие психические функции (память, вниманием, мышление, речь

    Работа с нейропсихологом эффективна при :

  • задержке речевого развития (ЗРР); общем недоразвитим речи (ОНР); задержке психического развития (ЗПР); задержка психо-речевого развития (ЗПРР); запинки в речи, логоневрозе (заикание), отказе от речевого общения; любых нарушений речевого развития на невротической основе;
  • гиперактивности, гипервозбудимости, дефицитп внимания (СДВГ)
  • минимальных мозговые дисфункциях (ММД)
  • пренатальной энцефалопатии (ПЭП)
  • синдроме раннего детского аутизма (РДА)
  • В результате правильно организованной работы с нейропсихологом ребенок становится более спокойным и усидчивым; у него улучшается память, внимание. Занятия в школе усваиваются лучше, домашние задания выполняются быстрее.

    zdorove-rebenka.ru

    Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста глозман

    Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

    Автор. Глозман Ж.М. Потанина А.Ю. Соболева А.Е.

    Качество. Распознанный текст без ошибок (OCR)

    Количество страниц. 80

    Описание. Книга является первым систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специфики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей. Описаны дифференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения. Книга предназначается для психологов, логопедов, дефектологов, врачей.

    Опубликовано группой #10;

    Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

    Глава 1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте

    Глава 2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

    Глава 3. Данные апробации методики нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

    Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов

    4.1. Общие положения

    4.2. Схема и количественная оценка данных нейропсихологического обследования ребенка

    Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики дошкольников

    5.1. Общие данные о социальном статусе, перинатальном и постнатальном развитии ребенка

    5.2. Нейропсихологический синдром в динамике коррекционно-развивающих занятий

    Приложение 1. Протокол обследования ребенка 3 лет

    Приложение 2. Протокол обследования ребенка 4 лет

    Приложение 3. Протокол обследования ребенка 5–6 лет

    Приложение 4. Опросник для родителя

    Альбом для нейропсихологического обследования

    Для скачивания .torrent файлов необходима регистрация

    Глозман Ж.М. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте»

    Жанна Марковна Глозман – профессор, доктор психологических наук, научный руководитель Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии и Психолого-педагогического центра «Норма +», ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии психологического факультета МГУ им. Ломоносова М.В.

    Автор более 300 научных трудов, в том числе 18 сборников, монографий и учебных пособий.

    Её научная деятельность получила международное признание: была избрана действительным членом Нью-Йоркской Академии Наук, почётным членом Польского общества нейропсихологов, членом Научно-консультативного Совета Американского Биографического Института и Интернационального Комитета Международной Нейропсихологической Ассоциации.

    Является членом редакционной коллегии международных изданий «Acta Neuropsychologica» и «Neuropsychology Review».

    Друзья, если Вас интересует аренда авто, то обращайтесь к ребятам на сайте time-is-success.ru. Уверен, Вы останетесь довольны взаимовыгодным сотрудничеством!

    Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

    Соавторы: Соболева А.Е. Потанина А.Ю.

    Предлагаемая книга является систематизированным изложением теоретических методик и основ нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста.

    В ней проведён анализ теоретических вопросов специфики нейропсихологической диагностики детей, рассмотрены преимущества и возможности Луриевого подхода для выявления симптомов дефицитарности, недоразвития и атипичного детского развития.

    Даются принципы, шкала и критерии для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения.

    Скачать книгу Глозмана Ж.М. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте »Вы сможете ЗДЕСЬ .

    Подборка книг по нейропсихологии в детском возрасте

    Брагина Н.Н. Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека М. Медицина, 1988. — 201 c.

    Монография от первого издания (1981) отличается расширенной характеристикой моторных, сенсорных и психических асимметрий человека, а также изложением новых направлений исследований, интенсивно развивавшихся за последние годы; представлены материалы, свидетельствующие о различиях функциональных асимметрий у мужчин и женщин, о роли асимметрии функций полушарий мозга в антропогенезе, о значении окружающей среды в происхождении и поддержании уже достигнутой степени функциональной асимметрии полушарий мозга; изложены прикладные аспекты этих исследований. Основное внимание уделено развитию гипотезы, согласно которой функциональная асимметрия полушарий выражает собой особую пространственно-временную организацию работы целого мозга. Ставится вопрос о том, что нарушение симметрии функций полушарий мозга опосредуется временем. Книга рассчитана на неврологов разного профиля, биологов.

    Глозман Ж. М.Нейропсихология детского возраста. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. Издательский центр Академия , 2009. — 272 с. ISBN 978-5-7695-4758-4

    В учебном пособии систематизируются и обобщаются отечественные и зарубежные исследования в области нейропсихологии детского возраста. Анализируются теоретические и методологические основы детской нейропсихологии, описываются различные типы и механизмы аномального (атипичного) развития ребенка, а также методы нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений психического и социального развития ребенка. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно исследователям в области детской и медицинской психологии, а также практическим работникам, занимающимся коррекционно-развивающим обучением детей.

    Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте Москва ACADEMA 2002 – 232 стр.

    Учебник является первым систематизированным изложением основ нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом замещающего онтогенеза . Предлагаемый системный подход эффективен не только в виде психологического сопровождения ОР, но и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми, так как базируется на классическом (по А. Р.Лурия) методе нейропсихологического анализа. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, врачам.

    ЦветковаЛ.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. — М. Российское педагогическое агентство , Когито-центр , 1998. — 128 с.

    Предлагаемая методика ставит своей целью помочь детям с нормальным психическим развитием, но имеющим некоторые проблемы этого развития, а также и детям с аномальным развитием в их трудностях при обучении в школе, в частности помочь научиться письму, чтению, счету и другим навыкам и умениям. Для этого нужно правильно обследовать ребенка совместно врачу и психологу, нейропсихологу и логопеду и др. найти причину трудностей, возникающих у детей при обучении в школе, дефектов в общем психологическом развитии и на научной основе, а не эмпирическим путем, разработать специальную методику преодоления нарушений психических функций и развития ребенка. Как поставить квалифицированный нейропсихологический диагноз — начало всей правильной и эффективной работы с ребенком, нуждающимся в квалифицированной помощи взрослых, провести качественный синдромный анализ дефекта, найти зону недоразвития мозга и, вместе с тем, обозначить и пути преодоления нарушений? Обо всем этом написано в предлагаемой читателю нейропсихологической методике. Она является частью общей комплексной методики диагностического обследования детей с задержкой психического развития. Предлагаемая методика предназначена широкому кругу практических работников, учителей массовой и специальной школы, студентам педагогических учебных заведений, специализирующихся в области дефектологии, логопедии, психологии, нейропсихологии, патопсихологии; студентам медицинских ВУЗов.

    Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (ОРПДР) Издательство: АЙРИС дидактика: 2007

    Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

    Микадзе Ю. В.Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.:

    Питер, 2008. — 288 с. ил. — (Серия Учебное пособие ). ISBN 978-5-318-00752-1

    В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и дифференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие резидуальных проявлений нарушений нервной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индивидуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов. нейропсихологам. представителям других психологических, а также медицинских специальностей.

    kakvospitat-rebenka.ru

    Презентация на тему Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ

    Презентацию на тему Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Экономика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 23 слайда.

    Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ

    Волокитина Татьяна Алексеевна педагог-психолог ДОУ № 419

    Специфика нейропсихологического метода диагностики

    Диагностируется на слабая психическая функция, а выявляется слабый фактор на мозговом уровне. Способна установить тонкие и парциальные варианты нарушения ВПФ у детей, недоступные для диагностики другими методами.

    Понятие нейропсихологического фактора

    Это мозговой механизм, который обеспечивает какое – либо звено в психической деятельности

    Нейродинамический фактор Передние факторы (фактор произвольной регуляции психической деятельности и кинетический фактор) Задние факторы (надмодальный фактор — пространственный; модально – специфические факторы — слуховой, кинестетический, зрительный, тактильный, слухоречевой). Межполушарные факторы (сукцессивный, симультанный, фактор межполушарного взаимодействия).

    Методика нейропсихологического обследования детей , автор Т.В.Ахутина

    Адаптирована к детям дошкольного возраста Стандартизирована (можно отследить все базовые мозговые механизмы) Используется качественная и количественная оценка результатов

    1 этап – установление эмоционального контакта с ребёнком и диагностика особенностей речевого развития (связность, логичность, последовательность, развёрнутость речи, словарный запас, переключаемость и т.д.). Метод: диалог взрослого и ребёнка

    Диалог 1. Как тебя зовут? (Ф.И.О.) 2. Сколько тебе лет? 3. Когда твой день рождения? 4. Как зовут твою маму? 5. Кем и где она работает? 6. Где ты живешь? (адрес, телефон) 7. Какое сегодня число? ( ) день недели? ( ) месяц? ( ) время года? ( ) 8. Чем ты любишь заниматься? 9. Во что ты любишь играть?

    2 этап (основной) – нейропсихологическая диагностика ребёнка с ОВЗ (включает 15 проб).

    Нейродинамический фактор – обеспечивает баланс возбуждения и торможения, это активационный фон, на котором разыгрываются все психические процессы. Метод: наблюдение за поведение, активностью, когнитивными процессами (внимание, память) на протяжении всего обследования.

    Передние факторы Фактор произвольной регуляции поведения – обеспечивает постановку цели, программирование и контроль деятельности Проба: «Реакция выбора»

    Кинетический фактор – обеспечивает возможность перехода от одного элемента (мысли, картинки, движения) к другому при выполнении действий. Проба: динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь».

    Графическая проба — «Заборчик»

    Задние факторы Кинестетический фактор — обеспечивает организацию движений (телесных и речевых). Пробы: праксис позы пальцев рук (со зрительным контролем и без него), оральный праксис.

    Зрительный фактор – обеспечивает восприятие, переработку и хранение информации в зрительной модальности.

    Пробы: зрительный гнозис (опознание реалистических, перечёркнутых, химерных изображений, наложенных друг на друга и недорисованных картинок, составление рассказа по картинке); зрительная память на предметы и/или геометрические фигуры;

    Слухоречевой фактор – обеспечивает запоминание информации в слухоречевой модальности

    Проба: повторение и запоминание двух групп слов; воспроизведение слов после интерференции счёта. Слуховой фактор – обеспечивает возможность слухомоторной координации Проба: игра в «Разведчиков» — оценка ритмических структур; выполнение ритмов по образцу.

    Пространственный фактор –обеспечивает возможность ориентировки в пространстве Проба Хэда (оценка пространства собственного тела) – зеркальное выполнение

    Проба Хэда (оценка пространства собственного тела) Перешифровка Двуручные пробы

    Проба: конструктивный праксис «Перевёртыши» (оценка в графической деятельности)

    Проба: «Рисунок стола» (самостоятельный рисунок; рисунок по памяти; копирование образца)

    Межполушарные факторы Симультанный (правополушарный) фактор – обеспечивает переработку информации целостно, одномоментно, синтетически Сукцессивный (левополушарный) фактор – обеспечивает восприятие информации по частям, последовательно, аналитически

    Фактор межполушарного взаимодействия – обеспечивает взаимодействие правой и левой стратегии обработки информации Проба: «Лягушка»

    Нейропсихологическое обследование (пример) Ф.И.ребёнка: Иванов Сергей. Возраст: 5 лет 11 месяцев. Латеральный профиль – правый. Ориентация во времени и пространстве соответствует возрасту. Сфера регуляции и контроля Развитие произвольной регуляции и контроля соответствует возрастным нормативам. Переключаемость в двигательной сфере имеет средний для данного возраста уровень развития. Произвольное внимание сохранно. Когнитивное развитие Гнозис и память Зрительный гнозис имеет высокий уровень развития. Слуховой гнозис соответствуют возрастной норме. Наблюдается нормативное развитие кинестетического гнозиса, что создает хорошую основу для развития тонкой моторики руки. Графические навыки соответствуют возрасту. Наблюдается незначительно отставание в развитии слухоречевой памяти. Обнаружено быстрое стирание следов слухоречевой памяти в условиях гомогенной интерференции. Зрительная память соответствуют возрастной норме. Наблюдается опережение в развитии зрительно-пространственных функций (как в графической деятельности, так и в сфере ориентации в схеме собственного тела).

    Речевая сфера Не обнаружено нарушений в развитии фонематического слуха. Оральный праксис сохранен, уровень развития артикуляции соответствует возрастным нормативам. Словарный запас соответствует норме. Ребенок способен к ограниченному разворачиванию речевого высказывания. Понимание логико-грамматических конструкций языка соответствует возрастным нормативам. Арифметические способности соответствуют возрастной норме. Интегративные факторы Наблюдается опережение в развитии межполушарного взаимодействия в двигательной сфере. Уровень развития аналитических и синтетических стратегий обработки информации соответствует норме. Поведенческие особенности Темп психической деятельности замедленный. Наблюдается умеренное истощение в условиях длительной психической деятельности. Заключение В целом, наблюдается нормативное развитие базовых механизмов мозговой деятельности, лежащих в основе когнитивных процессов, с умеренным отставанием в развитии слухоречевой памяти и опережающим развитием зрительно-пространственных функций и межполушарного взаимодействия. Рекомендации Рекомендуются упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти.

    Какой рукой пишет? Какой рукой рисует? Какой рукой показывает картинки? Покажи, какой рукой ты держишь ложку? Покажи, какой рукой ты чистишь зубы? Покажи, какой рукой ты причесываешься? Покажи, какой рукой ты бросаешь мяч? Попрыгай на одной ноге. Ударь ногой по мячу.

    prezentacii.org

    Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

    Рекомендовано Советом УМО университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям

    НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

    Раздел 1. Схема нейропсихологического обследования детей

    Нейропсихология детского возраста наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

    Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.К.Корсаковой и других.

    Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

    Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

    Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов, происходящих в мозге ребенка, начиная с внутриутробного развития. Покажем лишь основные векторы кортикализации психических функций (рис. 1).

    Рис. 1. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе

    Очевидно, что речь идет, по сути, о единой трехмерной модели, которая должна быть получена путем наложения приведенных плоскостных изображений друг на друга. Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед). Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным.

    Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.

    Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

    Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.

    Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчеркнем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.

    Первые главы данного раздела посвящены: 1) проблеме сбора анамнестических данных, 2) описанию наиболее валидных методов исследования латеральных предпочтений (А.Р. Лурия, 1969; Н. Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988; А.В.Семенович, 1991; Е.Д.Хомская, 1997; и др.) и 3) описанию методов нейропсихологического обследования в детской популяции. Понятно, что базируется оно на тех классических тестовых программах, которые традиционно применяются в нейропсихологии и широко известны по соответствующим публикациям, выходившим под редакцией А.Р. Лурии, Е.Д.Хомской, Л. С. Цветковой, но дополнены рядом сенсибилизированных «детских» проб. Вся совокупность предлагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субпатологического и патологического развития.

    Менее подробно представлены тесты, заимствованные из патопсихологического репертуара. Они являются необходимой дополняющей процедурой и подробно изложены в соответствующей учебно-методической литературе (Б. В. Зейгарник, В.В.Лебединский, В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская и др.).

    Последняя глава раздела посвящена краткому описанию основных, наиболее часто встречающихся нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития. Здесь намеренно отсутствует их нозологическая дифференциация («олигофрения», «минимальная мозговая дисфункция», «аутизм», «опухоль мозга», «сенсорная алалия» и т.д.), поскольку эмпирические данные убеждают, что с точки зрения формирования мозговой организации психических процессов различные клинические случаи и варианты, например, школьной дезадаптации (т.е. нижненормативного, строго говоря, типа развития) могут иметь аналогичные нейропсихологические механизмы. За этим стоят единые закономерности церебрального обеспечения психической деятельности в онтогенезе, которые актуализируются универсально. Хотя очевидно, что в каждом конкретном случае будет иметь место специфическая именно для данной нозологической единицы совокупность сопутствующих синдромообразующих черт.

    Предлагаемое в настоящем описании деление на «синдромы несформированности» и «синдромы дефицитарности» связано (методологически) с тем, что субкортикальные образования к концу первого года жизни ребенка практически завершают свое структурно-морфологическое развитие. Следовательно, строго говоря, начиная с этого возраста их состояние может обозначаться как «препатологическое», «субпатологическое», «патологическое», но никакие «несформированное». С точки зрения нейропсихологического языка описания «функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры (например, для лобных долей мозга этот период продолжается до 12 15 лет).

    Главной задачей, которой руководствовались авторы при таком изложении, было стремление установить определенные ориентиры для тех, кто применяет нейропсихологическое обследование в своей повседневной деятельности. Опора на эти ориентиры позволяет (особенно на первых этапах такого рода опыта) более точно провести дифференциально-диагностическую работу, установить базовый, первичный дефект, препятствующий полноценной адаптации ребенка, и, что самое важное, смоделировать иерархию и этапы психолого-педагогического воздействия.

    Перед тем как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности.

    1. Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

    • гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки; полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);

    • пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;

    • выраженные вегетативные реакции, аллергии, энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «преддыханий»; соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.

    Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных, всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направленной коррекции. Ведь перечисленное, по сути, является отражением базального, непроизвольного уровня саморегуляции человека. Причем уровня во многом жестко генетически запрограммированного, т.е. функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предопределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ). Это обусловлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практики чески достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.

    2. Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто отвлекается он на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции», или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора, т.е. после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.

    Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои не адекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить), свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, т.е. в максимальной степени отражает степень его социализации в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.

    Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функциональной активности префронтальных (лобных) отделов мозга, прежде всего его левого полушария. И, хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 1215 лет, к 7 8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.

    Говоря о понимании ребенком инструкций и их выполнении, необходимо подчеркнуть, что первоочередной задачей является дифференциация первичных трудностей от тех (вторичных), которые связаны у него, например, с недостаточностью памяти или фонематического слуха. Иными словами, вы должны быть абсолютно убеждены, что ребенок не только понял, но и запомнил все вами сказанное относительно предстоящего задания.

    3. Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики («коэффициентов развития») наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет. Обследование проводилось, естественно, по тестовым программам «Альбома», представленного в последней части данной книги.

    При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).

    Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 5 годам, в то время как соматогностические к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.

    В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности к 8 и 9 годам соответственно.

    Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 78 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.

    Так, в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.

    Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п.

    Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, остановимся на традиционной для нейропсихологии системе оценок продуктивности психической деятельности. В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:

    «0» выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;

    «1» если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; по сути «1» это нижняя нормативная граница;

    «2» ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;

    «3» задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.

    4. Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся: увеличение скорости и времени выполнения задания; исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.

    Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях (в том числе на следах памяти) в первую очередь свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а следовательно, помимо прочих преимуществ может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий.

    Необходимым условием является также выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно. В дальнейшем описании это оговаривается особо, но здесь хотелось бы подчеркнуть, что использование бимануальных проб приближается по информативности к ди-хотическому прослушиванию, тахистоскопическому эксперименту и т.п., а пренебрежение ими к неадекватной квалификации имеющейся феноменологии.

    5. Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки испытуемого, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.

    6. Большинство проб, представленных в «Альбоме», даны в нескольких вариантах. Это позволяет, с одной стороны, использовать ряд из них для динамического исследования, а с другой подобрать тестовый вариант, адекватный возрасту ребенка.

    Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 6 слов) не следовали одно за другим.

    7. Крайне важно как аксиому воспринимать тот факт, что ребенок всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, учителя, друзья и т.д.). Поэтому успешность вашего обследования (и последующей коррекции) однозначно будет коррелировать с тем, насколько полно будут представлены в нем соответствующие данные. В первую очередь это означает установление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Именно она способна дать вам важнейшую информацию о его проблемах, а в последующем стать одним из центральных участников коррекционного процесса.

    studfiles.net

    Смотрите так же:

    • Пособие по уходу за ребенком на двойню Пособие по уходу за ребенком на двойню Здравствуйте! у меня вопрос про выплаты отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет. я родила двойню. зарплата 45 000. получается 40 % — это около 18 000 р.-на одного. мне платят менее 17 000..аргумент — мы вам платим за двоих по 8 тыс..с хвостиком. это правомерно? ведь за двоих должны выплаты […]
    • Воспитание детей вопросы родителей Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г. На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: "Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это […]
    • Раннее развитие детей карточки Карточки Домана РАННЕЕ РАЗВИТИЕ Для того, чтобы научить читать Вашего малыша, достаточно показывать в день по 3 видеоурока, Показать полностью… состоящих из 25 слов, из которых ежедневно убирается 5 старых слов и добавляется 5 новых. Вначале Ваш малыш просто запоминает написанное, потом анализирует, затем самостоятельно выходит в […]
    • Сочинение о проблеме воспитания детей Сочинение о проблеме воспитания детей 1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же […]
    • Плод месячного ребенка Лабораторный анализ ДНК Точность анализа до 99% при обнаружении Y-хромосомы в крови матери. Самый ранний тест Анализ может быть выполнен с 8 акушерских недель .* ( С первого дня последней менструации) Узнайте пол вашего будущего ребенка с нашим тестом, за 2-4 дня. (С момента получения образцов Лабораторией) Обычный забор […]
    • Почему ребенок может отказываться от смеси Ребенку 3 месяца стал плохо кушать смесь Искусственное вскармливание позволяет обеспечивать ребенка необходимыми питательными веществами в том случае, когда кормление грудным молоком невозможно. Распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться мамам детей-искусственников – когда грудничок не ест смесь. Родители переживают, […]
    • Симптомы прорезывания зубов у детей в 2 года Последовательность прорезывания зубов у детей Любая мама с нетерпением ожидает первого зуба своего карапуза, поэтому знать, в какой последовательности будут прорезываться молочные зубки, интересно практически всем родителям. К тому же, знания о том, как лезут зубы, важны и для оценки правильности развития малютки, ведь, заметив какие-то […]
    • Гендерное воспитание детей младшего возраста Гендерное воспитание детей младшего возраста 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Трубайчук Людмила […]