Упражнения на развития внимания для детей

Упражнения на внимание для детей 5-10 лет

Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом.

  • Объём характеризуется количеством предметов, которые ребёнок способен одновременно охватить. Объём внимания зависит от прошлого опыта, которого у ребёнка 7–9 лет немного. Поэтому он неспособен фиксировать в поле зрения одновременно несколько предметов.
  • Устойчивость означает продолжительность притягивания внимания к одному предмету. Важнейшей чертой, характеризующей устойчивость, является возможность выявления в рассматриваемом предмете новых связей и сторон. Устойчивость внимания наиболее интенсивно развивается у детей от трёх до семи лет и с возрастом увеличивается: ребёнок 7 лет играет уже больше часа, занятия длятся 30 минут, у годовалого малыша продолжительность игры составляет 10–14 минут, у трёхлетнего ребёнка – 27 минут. Устойчивость внимания ребёнка 7–9 лет проявляется слабо, имеет место неустойчивость.
  • Концентрация внимания – сила фиксирования на каком-то предмете или действии у ребёнка младшего школьного возраста большая, учителю легче привлечь внимание класса, чем длительно удерживать его.
  • Избирательность – это способность сконцентрироваться на части материала, нужной для выполнения задачи.
  • Распределение внимания у детей 7–9 лет находится на невысокой ступени развития, они не умеют с хорошим результатом одновременно делать несколько дел.
  • Переключаемость – учащемуся начальных классов сложно быстро переключиться с одного занятия на другое.
  • Произвольность – умение сосредоточить внимание по требованию.
  • Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов

    Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).

    В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.

    Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.

    Упражнения и игры для развития внимания

    Главное условие – заниматься регулярно. Начинать следует с ежедневных занятий продолжительностью 20 минут, допустимы 1 или 2 выходных дня в неделю. Длительность уроков постепенно увеличивается. Во время занятий следует применять приёмы привлечения внимания, чтобы заинтересовать малыша. Лучшие приёмы привлечения и концентрации относятся к игровым формам выполнения заданий.

    На картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением появятся трудности – можно воспользоваться карандашом. С помощью этого упражнения развивается объём внимания.

    Дети садятся в круг посреди класса и кладут руки на колено соседа. Правую руку на левое колено соседа справа, левую руку – на правое колено сидящего слева. Ладошки по команде поднимаются, но не все одновременно, а по очереди, в виде волны. Из игры удаляются ладошки, поднятые с опозданием или слишком рано. С помощью этого упражнения развивается устойчивость внимания.

    Дети становятся полукругом в середине класса и выбирают водящего, который запоминает порядок размещения игроков. После команды он поворачивается спиной к детям и называет по порядку кто из игроков за кем стоит. В роли водящего должен побывать каждый из игроков. Назвавшие порядок расположения игроков правильно поощряются. Упражнение помогает тренировке зрительного внимания и памяти.

    Дети садятся в круг посреди класса и по кругу и передают шёпотом сообщение друг другу на ушко, пока оно не дойдёт до первого игрока. Этой игрой развиваем запоминание на слух и слуховое внимание.

    Дети по очереди называют свои имена и даты рождения. Первый называет своё имя и дату рождения, второй – имя и дату первого и собственное имя и дату рождения, третий – имя и дату первого и второго игрока, добавляя своё имя и дату. Последний участник игры называет имена и даты рождения всех игроков по порядку и собственные имя и дату рождения. Упражнение помогает развитию памяти и концентрации внимания.

    Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.

    Все содержащиеся в ней задания, игры, тесты, упражнения ориентированы на развитие мышления, памяти, внимания, закрепления навыков, полученных в процессе обучения. Приведённые в книге задания, а их более тысячи, можно применять для коллективных занятий класса и индивидуальных занятий в домашних условиях.

    Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР

    Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.

    Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.

    Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.

    Запоминание и воссоздание зрительных образов.

  • Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
  • Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
  • Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.
    • Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
    • Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.
    • Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».

      Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.

      При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.

      Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.

      Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий

      Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:

      • Нестандартное начало урока.
      • Изменять привычный тон, темп и громкость голоса, давая задания детям.
      • Использовать провокации.
      • Перевоплощаться в популярного героя.
      • Проводить уроки нестандартно в форме путешествия, игры, концерта.
      • Выбирать задания с элементами соревнования (кто быстрее, кто лучше).
      • Использовать проблемные вопросы (если у куста срезать все веточки, кроме одной, он станет деревом?).
      • Применять проблемные задания. Например, найти отличия в срезах капусты и луковицы.
      • Яркие наглядные пособия.
      • Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.

        Применять упражнения на развитие внимания и памяти нужно для гармоничного развития ребёнка. При этом лучшие курсы и методы учитывают этапы развития детской психики, подбирая упражнения в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.

        yourspeech.ru

        Упражнения на развитие внимания

        Последние годы за рубежом и в России создаются и становятся популярными игры и упражнения на развитие внимания. Очень важно заниматься развитием внимания, как у детей, так и у взрослых. Чтобы легче вам было развивать внимание, мы дадим вам следующие упражнения.

        Посмотрите вокруг, какие предметы вас окружают? Вам надо выбрать один из этих предметов и внимательно изучить его.

        Например, ваза для цветов. Посмотрите внимательно на нее. Какой формы ваза? Каким она цветом? Изучите ее. Постарайтесь сделать описание этой вазы, не прикасаясь к ней. Посмотрите, какая у нее поверхность (гладкая, ребристая, с выбитым рисунком, пыльная, старая). Какое основание у вазы (круглое, необычной формы)? Посмотрите, какая она тусклая или блестящая? Дайте оценку вашей вазе, что она значит для вас и какая ее необходимость. Точно также вы можете рассмотреть и другие предметы, которые вас окружают.

        Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

        Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание хорошо тренирует память.

        Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

        Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

        Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

        Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

        Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

        Например, возьмем больше предметов, семь или десять штук. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

        С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

        Это упражнение выполняется вдвоем. Возьмите для выполнения этого задания друга или подругу. Ваш друг должен задавать вам вопросы на любые темы и разной сложности. Вы должны отвечать четко и быстро.

        Самый колючий цветок? (Кактус)

        Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и так далее)

        Сколько ушей у зайца? (Два)

        Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

        Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

        Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Изучайте новое с радостью, чтобы у вас было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте свою познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством вы быстрее чему — либо учитесь и овладеваете новыми знаниями и навыками.

        Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

        Например, у нас дома поселился кошак-кошакыч. Он любит спать на диван-диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп-храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

        Следующее упражнение надо делать с другом или подругой.

        Пример 1. Послушайте песню, потом ваш друг должен убрать одну строчку из этой песни это может быть любая строка только не первые строчки и не последняя. Ваша задача, определить, какой строчки не хватает.

        Пример 2. Послушайте стихотворение в исполнении вашего друга. Затем ваш друг убирает одну строчку из стихотворения. Ваша задача, определить, какой строчки не хватает.

        Посмотрите на следующее число и найдите число из двух последовательных цифр, которое в сумме дает 12.

        Теперь назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые дают сумму 14.

        Какие цифры одновременно делятся на 2 и на 3.

        56 74 99 66 84 75 36 42

        Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный фильм или передача. Теперь в течение двух минут смотрите на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

        Возьмите лист бумаги и два карандаша. Вам надо одновременно двумя руками нарисовать круг и квадрат. Левой рукой вы рисуете круг, а правой квадрат. Вы одновременно начинаете рисовать и одновременно заканчиваете. Круг должен получиться ровным с красивой окружностью, а квадрат с красивыми углами.

        Посмотрите, что у вас получилось.

        Теперь вам надо нарисовать как можно больше кругов и квадратов за одну минуту.

        После выполнения упражнения можете оценить себя:

        5 картинок – плохо;

        6-7 – среднее не плохо и не хорошо;

        Свыше 10 – очень хороший результат.

        Надо нарисовать круг и квадрат двумя разными пальцами одной руки.

        Потренируйтесь, как можно взять удобнее карандаши, чтобы у вас получалось нарисовать два предмета одновременно.

        Сколько вы сможете нарисовать кругов и квадратов за пять минут.

        После выполнения упражнения вы можете оценить себя.

        Если не получилось нарисовать:

        1-3 – среднее неплохо;

        Напишите цифры один и два, двумя разными пальцами одной руки. Посмотрите, что у вас получилось. Затем можете взять цифры два и три и потренироваться с ними.

        Если не получилось написать:

        Ни одного – плохо;

        Свыше 5 – очень хорошо.

        Найдите в следующей фразе имя:

        Например, принесите кофе дяде. Здесь можно найти имя Федя.

        Прочитайте следующие предложения и найдите в них имена:

        Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

        Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

        Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

        Ковал я железо ярким днем.

        Попробуйте сами составить такие предложения.

        Следующее упражнение описание предмета по памяти. Возьмите какой-нибудь предмет например, настольную лампу. Рассмотрите ее внимательно. Теперь закройте глаза и расскажите все, что вы запомнили, опишите лампу. Затем можете открыть глаза и посмотреть, что вы упустили в своем рассказе. Снова закройте глаза и попробуйте более точно описать лампу. Это упражнение надо повторять несколько раз. Вам надо научиться описывать полностью, ничего не упуская. Потом вы можете проделать это – же упражнение с другим предметом.

        В упражнении 14 вы описывали лампу. Теперь в упражнении 15 вам надо спрятать лампу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти. Сравните ваш рисунок с оригиналом лампы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

        Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день. Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

        Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

        Например, возьмите книгу с яркими картинками. Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили.

        Такое же упражнение можно провести, например с картиной. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

        В этом упражнении вам надо взять 5-7 предметов не рассматривая их и положить на стол. Закройте их темным материалом. Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы. Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 в другой раз 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

        Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся. Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

        Это упражнение поможет вам запомнить важное. Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

        Представьте себе движущийся мотоцикл. Он мчится и издает, какие-то звуки. Какие они? придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

        Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации. Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

        Придумайте себе какой–нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

        Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути. Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет.

        Выберите несколько предметов для своего внимания, чтобы они одинаково воспринимались вами. Потом постарайтесь сконцентрировать свое внимание на одном из предметов, который вы выберете главным.

        Все внимание можно разделить на три круга:

        Большой круг – это все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – весь зрительный зал, в институте – вся аудитория);

        Средний круг – это круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – весь зрительный зал);

        Малый круг – это сам человек и пространство, которое его окружает ( в театре – сам артист и ближайшее пространство там где он играет свою роль).

        Игры на развитие внимания

        Развивающие игры и упражнения — отличный вариант не просто скоротать время или развлечься, но еще и улучшить память. Рассмотрим некоторые из самых мощных упражнений.

        Развивающая игра «матрицы памяти»

        Запоминайте расположение закрашенных полей за 1-2 секунды, после чего воспроизводите закрашенные поля по памяти. Игра тренирует визуальную память и скорость запоминания.

        Попробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел.

        Развивающая игра «Запомнить и найти»

        Игра на развитие рабочей памяти, запоминания предметов. На мгновение показывается набор объектов, которые нужно успеть запомнить, и по памяти определить, какой объект поменялся.

        Анаграммы помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

        Развивающая игра «Найти монетку»

        1. Развивает объем памяти
        2. Улучшает зрительную память
        3. Совершенствует пространственную память

        Открывайте клетки на экране и находите монетки. Клетка после открытия закрывается, поэтому нужно помнить на какие клетки уже нажимали.

        Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.

        Развивающая игра «Буквенный охват»

        Игра на развитие объема памяти. На экране показываются буквы, которые нужно успевать запоминать и воспроизводить в нужном порядке.

        Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг на весь день! Это игра для развития мышления. Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.

        Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

        Развивающая игра «Запоминай и прокликай»

        Эта развивающая игра направленна в первую очередь на развитие объема внимания. Чем больше мы сможем запомнить различных элементов за раз, тем лучше.

        На несколько секунд будет показана таблица с цифрами, нужно успеть запомнить все цифры и воспроизвести их в порядке возрастания.

        Также мы разработали еще один полезный тренажер, который подходит как для развития бокового зрения, так и для развития скорочтения. При нажатии на кнопку «Случайная фраза» тренажер отображает на 1-2 секунды случайное предложение. Старайтесь охватить взглядом всю строку:

        Курсы на развитие внимания

        Эти курсы помогут развить сто процентное внимание, отличную память, быстрое чтение и устный счет.

        Супер-память за 30 дней

        Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

        Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

        Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

        Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

        Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

        Скорочтение за 30 дней

        Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

        Развивайте свое воображение, включайте логическое мышление, научитесь перераспределять свое внимание. Надо уметь организовать процесс обучения так, чтобы он был для вас интересным и увлекательным.

        cepia.ru

        Упражнения для развития внимания у детей

        Развитие внимания — это одно из важнейших задач в период развития ребенка, с помощью внимания, ребёнок может познавать все новое и неизведанное. В самом начале, детям свойственно непроизвольное внимание и они ещё не совсем способны должным образом им управлять, с лёгкостью отвлекаются на всё яркое, новое и оказываются под властью полученных впечатлений. Ни в коем случае нельзя пускать на самотёк развитие внимания у детей.

        Упражнения для развития внимания у детей

      • Упражнения для развития внимания у детей «Не собьюсь»
      • Данное упражнение развивает сосредоточенность и устраняет расстройство распределения внимания у детей. Малыш должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, ребёнок должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

        Ведущий называет любую букву, которая не должна употребляться в словах.

        Ребёнку задаётся обычный вопрос, например, как зовут твоего друга, как зовут маму, сколько тебе лет и т.д. Малышу необходимо дать незамедлительные ответ, но без буквы, которая запрещена.

        Игра должна быть очень быстрой, нельзя задумываться или мешкать, если ребёнок дал неправильный ответ, значит, он становится на место ведущего и задаёт вопросы.

        Это упражнение необходимо для того, чтобы сформировать зрительное внимание. Ребёнку нужно предложить вспомнить некоторые объекты, которые он видел уже много раз. Это может быть дорога в школу или детский сад, парк, бабушкина квартира. Но описывать всё нужно очень детально и описывать каждую мелочь. Играть можно не только одному ребёнку, но и нескольким детям, которые в процессе игры могут его дополнять и подсказывать ему.

        Развивающие внимание игры для детей

        Данная игра направлена на малышей, у которых несколько нарушена устойчивость внимания. Участие принимают несколько игроков. Все садятся в круг и кладут свои ладошки друг другу на колени. Каждый участник должен положить правую руку на левое колено соседа, а левую – на правое колено сидящего рядом участника. По команде ведущего, необходимо по очереди приподнимать ладошки, при этом образую некую волну. Те ладошки, которые поднимались не вовремя, выбывают из игры. Побеждает тот ребёнок, чья ладошка осталась в игре.

      • Игра для развития внимания. Летает — не летает
      • Эта игра помогает развивать произвольное переключение внимания ребёнка. Все участники становятся полукругом. Ведущий называет предметы, если произнесённый объект летает, детям необходимо поднять руки, если же наоборот, то руки ребят должны оставаться неподвижными. Ведущий может специально ошибаться и поднимать свою руку на «нелетающий» предмет, при этом запутывая детей. В таком случае, у некоторых участников, руки будут подниматься из-за силы подражания. Целью участвующих детей является обдуманно поднимать руки при произнесении предмета, который летает, и стараться не обращать внимания на действия ведущего.

      • Игра для развития внимания — кто где живет

      Игра, которая помогает ребёнку развить устойчивость внимания. Ребёнку нужно показать рисунок, на котором изображено 6 разных зверей, спешащих к себе в домик. Ребёнку необходимо определить, где, чей домик. Карандашом линию проводить не нужно, это разрешается только в том случае если для ребёнка это задание составляет некоторую сложность, но со временем, карандаш всё равно необходимо убирать. Игра для развития внимания «Где, чей домик?»

      Игра на развитие внимания «Кто где живет»

    • Игра для развития внимания — найди 10 отличий
    • Некоторые нарушения внимания у детей, могут стать основной причиной рассеянности. Это очень часто встречается у достаточно впечатлительных деток. Из-за сильных эмоций, такие малыши осознанно не могут переключиться на другой предмет. Родители должны знать, что в таких случаях, ребёнок не способен долго концентрировать своё внимание, и это абсолютно нормальное явление, которое сопровождается особенностями развития внимания.

      razvitiedetei.info

      2.3. Игры и упражнения на развитие внимания.

      По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что внимание у детей экспериментальной группы сформировано недостаточно и требует дальнейшего развития. Для этого разработана система игр на развитие внимания.

      1. Игра «Что изменилось?»

      (смотри приложение рис.1)

      Цель: развить наблюдательность.

      «Внимательно посмотри на обе картинки и ответь, что изменилось на второй картинке?»

      Для выполнения задания можно попросить ребенка дать описание сначала первой картинки, а затем второй. Потом пусть ребенок сравнит рисунки по описанию.

      2.Игра «Найди отличия»

      (смотри приложение рис.2)

      Цель: развитие внимания и умение сравнивать.

      «Внимательно рассмотри картинки, найди отличия и обведи их кружком»

      3. Игра «Найди одинаковые предметы»

      (смотри приложение рис.3)

      Цель: развитие способности быть внимательным и развитие умения сравнивать.

      На картинке изображены предметы, среди них надо найти одинаковые.

      4. Игра «Какой предмет лишний?»

      (смотри приложение рис.4)

      Ребенку предлагается посмотреть ряды картинок и в каждом ряду найти лишнее.

      5. Игра «Найди половинку»

      (смотри приложение рис.5)

      Цель: научить детей узнавать предметы по одному из его изображений, запоминать предмет.

      Оборудование: наборы парных изображений предмет (на картинках один и тот же предмет изображен в разных ракурсах — с лицевой и с обратной стороны, размер карточки с животными 15×18 см.

      Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (контурные, черно-белые), назвать изображенные предметы и подобрать таблички. Затем педагог предлагает картинку из второго набора, в котором предметы изображены с обратной стороны.

      6. Игра «Чего не хватает?»

      Цель: развивать зрительное внимание, учить находить недостающие детали, уточнять представления о предметах, о его частях.

      Оборудование: сборно-разборные игрушки (игрушки у которых можно снимать отдельные части), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

      Чаще всего дети замечают неполадки в объемных игрушках, указывая на эту часть и говоря или показывая жестом, что тут сломалось. Поэтому 1-й вариант игры может быть следующим: педагог ставит перед детьми игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части и просит детей сказать, целая игрушка или нет: «Чего нет? Все верно?», «Чего не хватает?» Дети указывают место, где отсутствует деталь. Педагог предлагает из коробки, в которой находятся различные части игрушек, в том числе и данной, выбрать недостающую деталь и прикрепить ее на место.

      7. Игра «Подбери слово»

      (смотри приложение рис.6)

      Оборудование: карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией (размер карточки 10×12 см). Предметы могут быть из одной тематической группы или из разных.

      Педагог предлагает ребенку поиграть. Он дает ребенку половинки двух-трех картинок и задает вопрос: «Что это?» Если ребенок знает название предмета, он может сразу подобрать вторую половинку с табличкой к изображению, опираясь только на глобальное восприятие таблички с названием данного предмета. Если ребенок не знает название предмета, он просто подбирает нужную половинку с написанным словом, опираясь на конфигурацию выреза и совмещая половинки. Каждая картинка совмещается только со своей половинкой, на которой написано ее название.

      Цель: развитие зрительного внимания и памяти, закрепление названий знакомых предметов, развитие словесной памяти.

      Для игры понадобятся небольшие предметы (например, фломастер, расческа, машинка, формочка и др.). Маленьким детям будет достаточно 4-5 предметов, детям постарше — до 10-15 штук. Эти предметы выложите на столе и накройте платком. Предложите ребенку на протяжении 30 секунд внимательно осмотреть все предметы и запомнить их расположение, затем попросите его отвернуться, а сами в это время четыре-три предмета переложите на другие места. После этого ребенку дается еще 30 секунд на осмотр расположения предметов, после которого ему необходимо ответить на вопрос: что изменилось в расположении предметов.

      Рекомендации по проведению игр и упражнений

      С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

      Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся! Хорошо слушай воспитателя!»

      Для плохо успевающих дошкольников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

      Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».

      Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

      Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

      Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

      Проблема развития внимания детей является одной из актуальных проблем педагогики и психологи. Эту проблему рассматривали ученые, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина и т.д. Каждый из ученых предлагал свой путь выхода из этой ситуации. В качестве средств, которое способствует повышенного уровня внимания детей, были взяты разные игры. Для экспериментальных работ были выделены следующие свойства внимания: устойчивость, переключаемость, распределение и объем. Все эти феномены тесным образом связаны друг с другом. Характерной особенностью внимание ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

      Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

      Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причем, как отмечает Немов Р.С., разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза.

      После проведенных исследований были получены данные о развитии внимания детей экспериментальной группы. После их обработки было выяснено, что в экспериментальную группу входят дети со средним и низким уровнем развития свойств внимания. Большое различие между уровнем развития свойств внимания является основным для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя состоит в создании условий для того, чтобы игры способствовали развитию внимания детей.

      Список использованной литературы

      Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие — изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001.

      2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65

      3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2005.

      4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

      5. Выготский Л.С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004

      6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 2006

      7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 1994.

      8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005

      9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок остается в развитии. — М., 1993.

      10. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007.

      11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1998.

      12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004.

      13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ, 1999.

      14. Немов Р.С. Кн. 3. Психология. Психодиагностика. М., 2001, 4-е изд., 640с.

      15. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – СПб.. 2002

      16. Сенсорное воспитание дошкольника, под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М, Изд. во АПН РФ, 2003.

      17. Справочник работника народного образования. М., 1999

      18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 2001 с. 105

      19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 2000.

      20. Флоренская Ю.А. Клиника и терапия речевых нарушений М, Медгиз, 1998

      21. Хватцев М.Е Логопедия М, 1999

      22. Цукер М.Б. Введение в невропатологию детского возраста. М, Медицина, 2004.

      studfiles.net

      Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

      Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

      Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

      2. Упражнение «Не собьюсь»

      Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

      Психолог предлагает следующие задания:

      считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

      Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

      3. Упражнение «Наблюдательность»

      Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

      Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

      4. Упражнение «Муха 1»

      Упражнение на развитие концентрации внимания

      Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

      После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

      5. Упражнение «Селектор»

      Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

      Для упражнения выбирается один из участников игры — "приемник". Остальная группа — "передатчики" — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

      6. Упражнение «Летает – не летает»

      Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

      Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

      7. Упражнение «Мой день Рождения»

      Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

      Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

      8. Упражнение «Ладошки»

      Упражнение на развитие устойчивости внимания.

      Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

      9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»

      Упражнение на развитие переключения внимания.

      Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

      Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

      Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

      11. Упражнение «Самый внимательный»

      Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

      Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

      12. Упражнение «Телефон»

      Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

      Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

      Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

      Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

      Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул!

      1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983.

      2. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

      3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.

      4. Столяренко Л.Д. Основы психологии — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

      azps.ru

      Смотрите так же:

      • Почему ребенок не скучает Почему ребенок еще не сидит в 7-9 месяцев На детской площадке царит оживление. Нет, это не дети бегают и резвятся, они еще лежат в колясках. Просто мамы малышей второго полугодия наперебой хвастаются достижениями своих любимых чад: «А мы уже кушаем из ложечки. », «Мой вчера попробовал сок. », «А мы сами сидим. » И тут взгляд […]
      • Мониторинг для детей дошкольного возраста Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в начале года (Н. Г.) и в конце учебного года (К. У. Г. (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной […]
      • Когда можно выносить новорожденного ребенка на улицу Первая прогулка новорожденного. Сколько нужно гулять с грудничком? На какой день после рождения, а также как долго можно малышу находиться на улице зависит от многих факторов. Мы хотим поделиться с вами несколькими полезными советами, чтобы «первый выход в свет» стал наиболее приятным. Первая прогулка – довольно волнительный […]
      • Лечение серебро детям Коллоидное серебро — рекомендации к применению Коллоидное серебро является естественным антибиотиком, который безопасен для организма, но в то же время, оно оказывает губительное действие на различных паразитов, бактерий и вирусы. Обычные синтетические антибиотики способны бороться с 5-10 видами бактерий, тогда как указанный препарат […]
      • Льготы семьи с 3 детьми Какие полагаются льготы семье с тремя детьми? Демографическая ситуация, которая в настоящее время сложилась в нашей стране, нуждается в поддержке молодых семей с целью стимулирования рождаемости. Поэтому семьи, которые получили статус многодетных, по закону имеют право на пользование рядом льгот. Льготы для семей с тремя детьми На […]
      • Технология физического развития дошкольников Организация оздоровительного процесса: Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО (группы формируются ежедневно) По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленого образца, который высылается Почтой России (доставка […]
      • Сколько должен спать двухмесячный ребенок Сколько спит ребенок в 2 5 месяца Сколько должен спать ребенок в 2 месяца? Уход за маленьким карапузом — это весьма хлопотное дело. Очень часто молодые мамочки, изучив литературу, считают, что указанные в ней нормы ночного сна: 9-10 часов, и дневного: 7-8 часов, должны безукоризненно выполняться младенцами. Но так ли это на самом деле, […]
      • Средний школьный возраст презентация Особенности развития детей среднего школьного возраста Обновлено 23.03.2012 14:36 23.03.2012 14:13 Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает […]