Конфликты семьи и ребенка

/ Конфликты родителей и детей (психология)

Конфликты родителей и детей.

В каждой семье бывают конфликты между родителями и детьми. В одних семьях, не смотря на трудности, поддерживается довольно мирная жизнь. А в других семьях дети и родители постоянно сорятся по разным пустякам. Почему происходят конфликты с детьми?

Виды семейных конфликтов

С ними родители сталкиваются, воспитывая детей. И не нужно полагать, что чем ребенок будет старше, тем чаще будут возникать ссоры. Конфликты родителей с детьми могут начаться с любого возраста.

Такой конфликт встречается в семьях, где родители очень опекают ребенка. Родители с малого возраста очень переживают, чтобы ребенок не ходил гулять один, там же хулиганы, не простудился на улице, чтобы ребенок съел свою кашу. И таких ситуаций может быть много. Конечно, опека родителей, это хорошо. Но такая опека приводит к тому, что из ребенка вырастает безвольное существо, оно не будет иметь своего мнения, ведь за него все делают родители.

2.В школе возникают свои проблемы

Ребенок не станет проявлять инициативу. Еще будучи подростком, он осознает, что родительская опека его угнетает, ребенок будет страдать в кругу семьи. Для него хуже нет, чем жить с родителями под одной крышей. Но и жить самостоятельно он не сможет, так как он получился абсолютно не подготовленным к самостоятельной жизни. Такие конфликты происходят в тех семьях, где родители стараются сохранить эмоциональную близость с дочерью или с сыном.

Конфликты с детьми могут быть в семьях, где родители дают своему ребенку делать все, что он хочет. Они не влезают в его проблемы и стараются ограждать себя от личной жизни ребенка. Такое отношение к ребенку тоже приводит к конфликту. Современные родители пытаются таким образом привить детям свободу и самостоятельность к выбору. В результате получается, что, когда в семье возникает проблема и нужно участие каждого члена семьи, ребенок не примет в этом участие. Родители ведь никогда не интересовались жизнью ребенка, его переживаниями, проблемами, жизнью.

Конфликты с детьми еще тогда возникают, когда старший ребенок чувствует себя обделенным родительской заботой и вниманием, ему кажется, что большая часть любви достается младшей сестре и брату. Проблемы детей и родителей могут быть серьезнее.

Младший ребенок будет недовольным, что ему придется донашивать одежду за старшими братьями. Такие ситуации часто наблюдают в больших семьях, где финансы не позволяют иметь все новое и лучшее. Конфликты в семье будут очень долго длиться. Они закончатся тогда, когда самый младший ребенок станет подростком. В таких семьях нужно прислушиваться к обидам и жалобам всех детей и набраться терпения.

В этих семьях родители считают, что самый лучший способ контролировать своих детей, это диктатура. Можно добиться над всеми членами семьи полного контроля. В этих семьях родители запрещают детям что-нибудь делать без спроса. Уже в подростковом возрасте ваш ребенок превратится в циника, хама и деспота. Чтобы этого не случилось, нужно дать ребенку право выбрать музыку, такую, какую он любит, выбирать друзей, с которыми ему хочется общаться и носить вещи, которые ему нравятся.

К чему нужно стремиться?

Семейные конфликты тогда могут разрешиться, если родители поймут, что они ошибались. Пересмотрите методы вашего воспитания, не оставайтесь в стороне, не будьте диктатором, не подвергайте детей лишней опеке. Лучшим воспитанием будет партнерство. Переживайте с детьми их печали и радости. Делитесь с ними всем, что наболело. И тогда вы увидите, что конфликты с детьми уйдут в далекое прошлое.

studfiles.net

Конфликты в семье и их влияние на поведение ребенка

Конфликты в семье и их влияние на поведение ребенка

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, — ошибочно, потому что семья — это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и, если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений. К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справиться с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга и если дело дойдет до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.

К сожалению, статистика отражает все возрастающую тенденцию разводов и увеличивающееся число затронутых разводами детей. Сюда же относятся дети, живущие в негармоничных семейных условиях, даже если дело не доходит до развода. Дети ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы: если они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Для маленьких детей внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

Дети очень быстро чувствуют, что что-то изменилось в отношениях родителей, и стараются справиться с противоречиями на свой лад. Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям. Часто бывает, что дети раз выступают за папу, а раз за маму, потому что они хотят дружить и с тем и другим. А такой способ поведения – толчок к эгоизму и лицемерию, потому что ребенок быстро учится получать выгоду из конфликта. Подобное случается очень часто, когда один из родителей или оба жалуются ребенку и стараются снискать его расположение подарками или другими вещами.

У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннее действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. Реакция детей на семейный конфликт зависит от их возраста. Но, бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения ребенка со сверстниками в коллективе.

Родители сами часто виноваты в том, что падает их авторитет (они замечают это с удивлением и неодобрением). Ребенок, который перед конфликтом между родителями, как правило, общался с ними, внезапно оказывается вне их интересов, потому что они теперь заняты собственными проблемами. Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты. Семья – это начальный этап для отработки социального поведения ребенка. Плохой или хороший пример семьи показывает ребенку, как он должен вести себя в детском саду, в школе, с друзьями и т. д. Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую ребенок образует в будущем. Дети, пережившие ссору между родителями, получают неблагоприятный старт в жизни. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Ссоры и конфликты между родителями отрицательно влияют на детей и их воспитание. Пребывая в конфликтном состоянии, родители готовят самим себе трудности в воспитании детей. Ссора между родителями может привести и к тому, что ребенок встанет на сторону того, кто покажется ему правым. Сильная неприязнь к отцу или к матери – вот каковы последствия семейных ссор, и эти последствия могут быть преодолены только тогда, когда ребенок вырастет. Но часто это оставляет глубокие следы на всю жизнь.

Одним из главных поводов для семейного конфликта является и сам ребенок. Родители, не умея решать собственные конфликты, сводят их решение к ребенку, поощряя или наказывая его за поведение, доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью. Решая конфликт за счет ребенка, многие родители рвут его на части требованиями, расспросами, кого он любит больше, или привлекают его встать на сторону одного из родителей во время конфликта. Но ребенок любит обоих родителей, поэтому он начинает лицемерить, оказывая содействие обоим родителям, при этом извлекая выгоду из своего положения. Родители верят, что подросший ребенок все верно поймет и рассудит их. Но в большинстве случаев такие дети теряют истинные ориентиры, так как у них складывается представление о том, что можно всегда извлекать личную выгоду из любой ситуации.

Для того, чтобы семейный конфликт не зашел слишком далеко, родители должны думать о том, что они не смогут переложить ни на кого свою ответственность за ребенка. Поэтому личные интересы должны быть приведены в соответствие с семейными. Многое решается в семье проще, если между родителями существует товарищеский тон, который выражает соответствующее отношение к партнеру.

Слушая разговоры родителей, в которых сталкиваются различные точки зрения, дети учатся вести разговоры. В таком разговоре не должно быть ничего, что могло бы задеть личность партнера. Если разговор тем не менее грозит перейти в ссору, один из супругов должен попробовать прекратить его и замолчать. И это не проявление слабости. Наоборот, такая позиция достойна всяческого уважения, поскольку она направлена на сохранение гармонии в семье. А это самое важное. Разговор можно продолжить, но не в присутствии детей. Если же дети дома, то выяснение отношений следует перенести на нейтральную почву. Например, решить свои проблемы во время совместной прогулки. Если между поводом для конфликта и выяснением отношений проходит некоторое время, это смягчает остроту ситуации, способствует продуманному и деловому ее обсуждению. Супруги ведут себя более сдержанно и в том случае, если они вынуждены выяснять отношения в присутствии третьего лица.

Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно. Дети должны видеть, что родители помирились. В зависимости от семейных традиций и темперамента следует выразить примирение и чисто внешне. Для детей родители представляют собой некое единство, и разрушение этого единства может иметь печальные последствия для ребенка. Поэтому всегда лучше как можно скорее объяснить детям, что между родителями возникло недоразумение, но они уже помирились. Благодарность ребенка с лихвой вознаградит вас за умение преодолеть себя.

Если же ссору не удалось закончить миром, всегда помните: ребенок должен быть как можно дальше от семейного конфликта! Помните, что у ребенка велика потребность в защищенности, что в подобных ситуациях он становится особенно чувствительным или резким и упрямым, как уже было сказано. Реагируя неодобрительно на такое поведение ребенка, вы часто преувеличиваете упрямство ребенка и вымещаете на нем раздражение от неудачного брака! Вам следует больше, чем обычно, интересоваться ребенком и вникать в его заботы. Вашему ребенку необходима опора. Думайте о его проблемах по крайней мере столько же, сколько о своих собственных.

«Мама, папа, я — дружная семья». Тематическая неделя в детском саду «Мама, папа, я — дружная семья». В нашем детском саду завершилась тематическая неделя «Моя семья». А для ребенка семья – это среда, в которой.

15 мая — День семьи 15 мая — международный день семьи. На свете, пожалуй, нет более важного и замечательного союза между людьми, чем семейный. Этот праздник.

www.maam.ru

2.5. Кризисы семьи. Семейные конфликты.

В настоящее время в развитии семьи принято выделять пять этапов (фаз). При этом часть исследователей предлагают «дробить» (дифференцировать) некоторые из приведенных этапов и в их прочтении насчитывается от 6 (Браун и Кристенсен) до 8 (Дюваль) фаз. В дальнейшем предлагаем использовать именно нижеприведенную периодизацию семейной жизни, как отражающую достаточно полно все этапы развития семьи, с одной стороны, а с другой — достаточно компактную и удобную для работы.

Времена семейных кризисов:

1. Супружеская пара без детей (молодая семья). С момента заключения брака до рождения ребенка.

2. Рождение ребенка (детей).

4. Семья, выполнившая свою родительскую функцию.

5. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

На каждом из этих этапов межличностные отношения супругов могут проходить пять стадий. При этом четыре уровня совместимости супругов на каждом из этих этапов имеют свои собственные особенности. Но и это еще не все: семью нельзя рассматривать вне социума, общества, т.е. внешнего на не воздействия. И к этому воздействию нужно приспосабливаться.

Таким образом, критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи — это кризисы семейной жизни. На сегодняшний день выделяют четыре кризиса в развитии семьи (Шнейдер Л.Б., Дружнини В.Н. и др.), каждый из которых знаменует собой, как правило, наступление определенного этапа жизни. При этом интересно отметить, что брачные отношения одной пары служат причинной для беспокойства представителей трех поколений, т.е. на кризисы данной конкретной пары накладываются кризисы родительских пар, и возрастные кризисы детей (и в последствии их семей).

Первый из кризисов, переживаемых молодой семьей — (1) кризис первого года супружеской жизни. В этот период происходит эмоциональная, сексуальная и психологическая адаптация супругов друг к другу (внутренне воздействие) и налаживание отношений с семьей другого супруга (внешнее воздействие). Эта проблема существует только у людей. Наличие родственников со стороны мужа/жены — это то, что отличает человеческий род от остальных обитателей царства животных]. Помимо прочего молодой паре самостоятельно приходится решать: какие традиции родительских семей сохранить, а какие создать заново.

Адаптация друг к другу усложняется и тем, что многие супруги ожидают изменения поведения партнера.

Наиболее характерные конфликты данного периода: конфликт ролей, позиционные, сексуальные, финансовые, бытовые и ценностные. Конфликт ролей в это время связывается с необходимостью освоения молодыми ролей жена/муж с соответствующими обязанностями по отношению друг к другу, что усугубляется кризисом родительских семей, вызванных уходом детей из них (ослабление, уход на второй план отношений мать-сын/отец-дочь и установление новых отношений зять-теща/невестка-свекровь).

Залогом успешной адаптации супругов как друг к другу, так и к новым родственникам является в первую очередь принадлежность супругов к одному кругу (общность социального статуса и ценностей), а также общность индивидуальных интересов и ценностей самих супругов. Однако период жизни семьи, предшествующий рассматриваемому кризису, характеризуется в основном влюбленностью супругов. Наличие же влюбленности не позволяет рассчитывать на объективную оценку молодыми как ситуации в целом, так и друг друга, что только усугубляет последующий кризис. На данный период приходится и большинство разводов (30 % от их общего числа).

Многие молодые супруги считают, что появление детей будет способствовать стабилизации их отношений. И не успев пройти первый кризисный период, они вступают во второй.

(2) Рождение ребенка — это серьезное испытание. Семейная пара превращается в семью. С этого момента система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника. У супругов появляются новые обязанности. Ограничиваются возможности для профессионального роста (особенно матери), реализации своих интересов. Иметь детей означает жертвовать личной жизнью, а воспитание ребенка может оставить паре мало сил и времени для себя. Забота о новорожденном это круглосуточная работа, помимо доставления большой радости, родительские обязанности требуют и ответственности. Усталость и апатия — обычное состояние в это полное стрессов время. Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

Наиболее распространенные конфликты для данного кризиса: сексуальные, эмоциональные и хозяйственно-бытовые. Также отдельно следует отметить такие характерные для второго кризиса семьи конфликты как столкновение по поводу воспитания ребенка (детей) и конфликт ролей, что зачастую вызывается неготовностью супругов принять на себя новые роли родителей.

(3) Десять — пятнадцать лет совместной жизни совпадает со средним возрастом супругов. Этот период характеризуется пресыщенностью супругов друг другом. Появляется дефицит чувств. Гейл Шиихи ввела словосочетание «кризис середины жизни». Появляются первые чувства утраты молодости. Осознание того, что скоро будет угасание физических сил. Возникает подсознательное стремление к чему-то новому. По мнению Г. Шиихи это возраст супружеских измен.

Более того, у детей в семье в это же время начинается замечательный период подростничества. Подросток начинает стремиться к независимости, к социальному миру вне семьи. Своим поведением подростки бросают вызов семьям. Возникает ситуация разобщения и поляризации поколений.

Типичные конфликты описываемого периода: позиционные, сексуальные, эмоциональные и ценностные. Кризис ролей здесь проявляется в необходимости предоставления ребенку самостоятельности. Ребенок из объекта отношений становится субъектом.

(4) После восемнадцати — двадцати четырех лет совместной жизни одна из основных функций семьи — воспитательная — выполнена, дети уходят из семьи. Примерно в это же время многим родителям приходится также столкнуться с недееспособностью или смертью своих собственных родителей. Снова проблема одного поколения будет будоражить всю семью. Когда умирают бабушки и дедушки, родители становятся старшим поколением.

Помимо прочего родителям приходится подвергать переоценке свои физические возможности и ресурсы; переоценке подвергаются и собственно супружеские отношения. Происходит угасание физических сил, изменяется социальный статус (уход на пенсию), и как следствие этого — ухудшение материального положения семьи. Уход на пенсию часто связан с глубокими переживаниями, действующими разрушительно; человек внезапно теряет дело всей своей жизни, ощущает собственную непричастность к событиям социальной жизни.

Уход на пенсию влияет и на супружеские отношения — мужу и жене теперь приходится проводить большую часть времени вместе. И хотя многие пары приветствуют возможность больше времени проводить друг с другом, слишком большая близость способна создать напряжение во взаимоотношениях.

Конфликты данного периода: эмоциональные и экономические. Конфликт ролей проявляется в необходимости освоения нового типа отношений с супругами своих детей, а также принятие на себя роли бабушек и дедушек (старшего поколения в семье).

В. Сатир отмечает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности к мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

Десятый кризис: смерть одного из супруга, а потом и второго.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

1. Конфликты и размолвки, возникающие на основе неудовлетворенных потребностей в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение. Обиды, оскорбления, постоянная критика. (В дальнейшей работе такого рода конфликты будут именоваться позиционными).

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильная хроническая переутомленность одного из супругов и т.д. (Сексуальный конфликт).

3. Психические напряжения и депрессии, конфликты и ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов. (Психологический или эмоциональный конфликт).

4. Конфликты, ссоры и размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи. (Экономический конфликт).

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. (Финансовый конфликт).

6. Конфликты, ссоры и размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов. (Бытовой конфликт).

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведении домашнего хозяйства, уходом за детьми. (Хозяйственно-бытовой конфликт).

8. Конфликты и размолвки на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных «хобби» и увлечений. (Конфликт интересов или ценностный конфликт).

Данную классификацию конфликтов дополняет еще одна большая группа конфликтов, возникающих на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье (конфликт ролей). В основе этой группы конфликтов лежит теория ролей, разрабатываемая в современной социальной психологии. Правда, эта группа конфликтов без особого труда может быть объединена с вышеприведенной. Следовательно, конфликт ролей можно рассматривать как конфликт особой специфической потребности.

Таким образом, кризисы семейной жизни это неизбежный факт, часто сопровождающийся семейными конфликтами. Кризисы семьи совпадают с важными, значительными, яркими событиями происходящими в жизни семьи, не зависимо от того позитивное оно или нет. Для позитивного события, которое ведет к внешним и внутренним изменениям семьи и её членов, необходимо адаптироваться. Для негативного, важен поиск путей выхода из кризиса и наличие поддержки, участия каждого члена семьи. Успешное преодоление кризиса семьи зависит от: уровня развития каждого члена семьи (психологического, интеллектуального и др.), от психологической готовности к его преодолению, от содержания и объема участия в решении элементов кризиса всех членов семьи, от заинтересованности каждого члена семьи в безболезненном прохождении кризиса и готовности помочь другому в его прохождении, а также от того как преодолевались кризисы в родительских семьях, родителями (бабушками, дедушками).

studfiles.net

Презентация «Конфликты родителей и ребёнка»

Направления работы по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций между родителями и ребёнком

Содержимое разработки

Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»»

«Направления работы по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций»

«Конфликты родителей и ребёнка»

Притча о следах после конфликта

Жил-был юноша с злобным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:

— Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.

В первый день сын забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и поведал ему эту новость.

Отец сказал юноше:

— Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам:

— Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Конфликт ( лат. conflictus — столкнувшийся ) — столкновение, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают негативные чувства и переживания .

Семейный конфликт это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

В семьях, где нарушены

между родителями и детьми,

часто возникает Конфликт.

  • Возрастные особенности (кризис: 3-х, 7 лет, подростковый период);
  • Собственные проблемы родителей ( как правило родители повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших );
  • Отсутствие у детей и многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции, приводящие к тому, что собственное недовольство жизнью выплескивается на ближних;
  • Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку . Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство. Это и неосознанный детский протест, и наивный способ привлечения к себе внимания.
  • Что может спровоцировать конфликт взрослого и ребёнка

    Влияние конфликта на ребёнка

    Возможные последствия конфликтов :

    Среди негативных последствий конфликтных ситуаций:

  • трудности эмоционального и поведенческого характера, трудности взаимодействия с другими, в том числе ровесниками, братьями и сестрами, учителями, членами семьи, а в перспективе – возлюбленными;
  • проблемы в школе из-за негативного воздействия нахождения в конфликтной обстановке на когнитивные способности и способности к сосредоточению;
    • проблемы со здоровьем, в том числе проблемы сна, пищеварения, головные боли, усталость, задержка роста.
    • Профилактика конфликтов между родителями и детьми

      Работа над преодолением конфликтов с детьми начинается с работы над собой и над своими отношениями с супругом или супругой.

      Меры профилактики конфликтов между родителями и детьми:

      1) проведение как можно большего количества времени вместе с ребенком;

      2) умение делить с ребенком и смех, и радость, и горе, и разочарования;

      3) наличие взаимопонимания, дружбы и любви между

      родителями и ребенком;

      4) сбалансированный подход к воспитанию: сначала

      Основные направления коррекционной работы

      Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

      Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии

      Обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении

      Коррекция агрессивного поведения детей

      Обучение ребёнка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

      Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

      Схема № 1. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

      1. Высокий уровень тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

      Снижение уровня личностной тревожности

      2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

      Формирование осознания эмоций, чувств других, развитие эмпатии

      глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, движение под музыку;

      Реализация программы «Мир эмоций»

      2) Работа со страхами (реализация программы «Не бойся я с тобой»);

      Направления коррекционной работы

      3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

      Развитие позитивной самооценки

      4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит. Неумение предвидеть последствия своих действий

    • Упражнения, направ-ленные на позитивное восприятие образа«Я»
    • Коррекционная работа, направлен-ная на обучение ребёнка отреагиро-ванию своего гнева преемлемым спосо-бом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

      2) Разработка системы поощрений и наград за достижения «Альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.

      • Выражение гнева безопасным способом;
      • Отреагирование гнева через движения;
      • Использование приёмов арт-терапии
      • Методы и техники коррекционной работы

        Характерологические особенности ребёнка

        5. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

        Методы и техники терапевтического воздействия

        Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации

        6. Работа с родителями и воспитателями

      • Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;
      • Консультативная и коррекционная работа, направлен-ная на снятие провоцирующих факторов конфликта

        2) Разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

      • Информирование родителей и воспитателей о возрастных особенностях;
      • Обучение распознавать своих собственных негативных эмоциональных состояний;
      • Обучение навыкам позитивного взаимодействия с детьми через ролевую игру и т.д.
      • 3) Использование игр, направ-ленных на сотрудничество;

        4) Ведение ребёнком вместе с родителями карты поведения

        Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону).

        Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

        Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.

        Распознание и определение конфликта

        Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

        Выработка возможных альтернативных решений

        Собрать как можно больше вариантов решения

        Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо

        Оценка альтернативных решений

        Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

        Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

        Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и узнать, что не устраивает (или устраивает) ребенка в выборе

        Выбор наиболее приемлемого решения

        Принять окончательное решение

        Выработка способов выполнения решения

        Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

        Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

        Контроль и оценка его результатов

        Способствовать реализации решения.

        Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

        Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения. Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменятся) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

        И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка написанное и спросил:

        — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

        videouroki.net

        Конфликты ребенка-подростка и родителей

        Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех…

        Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

        Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

        Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

        В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

        В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

        1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях чтолько подозревают.

        В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

        2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

        3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

        4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.

        У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

        5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков.

        Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

        Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

        Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

        Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.

        Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

        В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает непод силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

        Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

        • Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.

        • Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.

        • Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

        • Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

        Типы конфликтов и способы их преодоления

        1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

        По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

        В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.

        Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

        Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

        2. Диктатура родителей

        Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

        Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

        Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

        • не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

        • не трогать личные вещи,

        • не подслушивать телефонные разговоры.

        Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

        Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

        3. Мирное сосуществованиескрытый конфликт

        Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

        Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

        Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

        4. Конфликт опеки

        По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

        Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

        Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

        Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.

        Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

        Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

        Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

        5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”

        Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте…”. Это приводит к двум типам конфликтов:

        Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”).

        Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

        Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

        И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

        К чему мне необходимо стремиться?

        Оптимальный тип семьи: партнерство

        Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

        Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте

        их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

        Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

        www.vospitaj.com

        Смотрите так же:

        • Ребенку 2 года можно ли давать мед С какого возраста можно давать ребёнку мёд С давних времён пчелиный нектар считается очень полезным натуральным продуктом. Это высококачественный легкоусвояемый углевод, которым лечат многие заболевания. Этот продукт содержит фруктозу, глюкозу, и очень низкое количество сахарозы. Мёд — природное лекарство от многих болезней. Однако […]
        • Пенсии семьям с детьми Правила и сроки перерасчета пенсии после увольнения работающего пенсионера С 2016 года работающим пенсионерам не полагается индексация пенсии на процент ежегодной инфляции. Для увеличения размера выплаты требуется подать на расчет, чтобы перейти в статус неработающих. Прирост произойдет и в результате изменения величины страхового […]
        • Как прописать новорожденного ребенка заявление Как прописать новорожденного ребенка: необходимые документы и нюансы Каждый человек, который проживает в правовом государстве, имеет права, которые должны соблюдаться всеми неукоснительно. Одно из прав — прописка по месту временного нахождения или же постоянного пребывания.Прописать новорожденного ребенка необходимо, заявив тем […]
        • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
        • Диоксидин для лечения насморка у детей Диоксидин от насморка детям: дозировка и правила применения Ринит в детском возрасте считается одним из распространенных явлений и, особенно, в то время, когда малыш начинает посещать детский сад. Лечение насморка осуществляется с использованием различных препаратов и средств, в том числе традиционных сосудосуживающих капель. Нередко […]
        • Новорожденный ребенок и уход за ним по месяцам Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года С самого момента зачатия родители несут ответственность за здоровье и благополучие своего малыша. Поэтому столь важно с появлением ребенка в семье научиться правильно ухаживать за ним. Естественно, чтобы осуществлять уход за новорожденным грамотно, нужно не только многое […]
        • Средства развития творческих способностей у детей Сюжетно-игровой танец — как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное […]
        • Развитие долговременной памяти у ребенка Развитие долговременной памяти у детей Долговременная память Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач. В любом возрасте […]