Обучения количественному счету детей дошкольного возраста

Методики обучения счету детей дошкольного возраста

Главная Развитие Математика и логика 7 эффективных способов обучить ребенка устному счету

7 эффективных способов обучить ребенка устному счету

Малыши с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к счету. Обязанность родителей — поддержать этот огонек любознательности, подобрав интересные методы и приемы.

Какая методика обучения счету наиболее эффективна?

Ребенок запоминает и с удовольствием изучает то, что вызывает сильные эмоции: удивление, восторг, радость. Все эти чувства малыши испытывают во время игры. По этой причине игры по обучению счету способствуют тому, что ваше чадо впитает необходимые знания, словно губка.

Воспользуйтесь ниже перечисленными обучающими играми. С ними учиться будет легко и весело!

До года ребенок чисел не воспринимает. Считалочки для него — лучший метод обучения. Известная старинная игра «Сорока-воровка» полезна и для современных детей. Игра развивает моторику, образное мышление.

Простые стишки облегчают запоминание новой информации. Развивающий набор Шпаргалки для мамы «Азбука, счет, цвета» в стихотворной, занимательной форме будет учить кроху с 3-х лет считать, читать и различать цвета.

Вместе с малышом пересчитывайте все, что под рукой: ложки, игрушки, пуговички на одежде. Полезно знать и сколько пальчиков имеется на ручках и ножках!

Гуляя с ребенком на улице, устройте соревнование. Огласите задание – найти 2 дерева, 3 птички, 1 собачку. Дух соперничества, стремление победить, вдохновит малыша к охотному обучению.

Трехлетняя кроха с удовольствием будет перебирать яркие костяшки детских счет, развивая мелкую моторику. Считать на этом калькуляторе прошлого он научится чуть позже.

Красочные наглядные пособия в виде деревянных овощей и фруктов формируют понятие количества, учат сложению и вычитанию, укрепляют тактильную память.

Знакомьте малыша с понятием «один» и «много». Вручив карапузу конфету, спросите, где конфет больше: в вазочке или у него в руке? Находясь на прогулке, не теряйте время даром, продолжайте упражняться. Поручите крохе отыскать маленькое и большое дерево, многоэтажный и одноэтажный домик.

Играя с «Палочками Кюизенера» малыш сможет различать числа по цвету и величине, освоит понятия длины, больше, меньше и многое другое.

К палочкам Кюизенера добавляются многие увлекательные дидактические игры. Альбомы «Дом с колокольчиками», «Волшебные дорожки» — пособия, развивающие математические способности вашего крохи.

Не менее полезна для детского развития игра-сканворд «Посудная лавка» к счетным палочкам Кюизенера. Она не только учит малыша считать, различать цвет, форму, но и развивает речь, память, знакомит с симметрией. Игра развивает полезные качества: умение сотрудничать с другими, самостоятельность, стремление к положительным результатам.

Наборы обучающих карточек по математике «Вундеркинд с пеленок». а также Математика с пеленок помогут малышу освоить цифры и решать простейшие примеры.

5. Задействуем слуховой канал восприятия

Аудио уроки по математике — отличная возможность провести с ребенком время в машине с пользой для развития его математических способностей.

На большом листе нарисуйте разные цифры. Ребенок с большим удовольствием разрисует каждую в определенный цвет. Будет веселее, если на лист наклеить смешных сказочных персонажей.

Устный счет — настоящая зарядка для ума. Этот способ обучения счету развивает память, смекалку, интеллектуальные способности.

Для развития устного счета очень полезной будет настольная игра «10 свинок». Рассчитана игра на компанию из 2-8 участников. Ее цель – научить детей счету до 10, а также сложению и вычитанию.

К обучению подходите комплексно. Со временем ищите новые приемы, развивающие игры для ребенка. Избегайте навязчивого заучивания.

Не забывайте, похвала окрыляет и поощряет ребенка стремиться к лучшим результатам!

Внимание! Данная статья написана эксклюзивно для сайта www.happy-kids.ru. Полная или частичная перепечатка данной статьи запрещена.

Автор статьи: Крыжановская Вера.

Поделитесь этой заметкой с друзьями:

Как научить ребенка считать: методики обучения

Основные правила занятий

  • Абсолютное спокойствие. Приступая к урокам, не следует думать, как научить ребенка быстро считать — не это главное. Прежде всего нужно решительно отбросить в сторону эмоции и действовать максимально спокойно. Даже если малыш после 10-20 объяснений ничего не понял, ругать за неудачу недопустимо. Надо постараться отвлечь его внимание, предложить поиграть в интересную игру, прогуляться в парке. Когда чадо полностью успокоится, можно приступать к повторному изучению необходимого раздела.
  • Системность. Обучение счету детей дошкольного возраста должно обязательно осуществляться с системным подходом, поскольку периодическое напоминание о знаках результата не даст, заниматься следует регулярно. Изнурять многочасовыми уроками совсем необязательно, достаточно уделять математике 15-25 минут ежедневно. Если малыш капризничает или плохо себя чувствует, нужно сделать перерыв.
  • Интерес. Уроки должны стать праздниками, не напоминающими монотонные школьные 45-минутки. Оптимальный вариант — превратить процесс в увлекательную игру, динамичную, запоминающуюся, яркую. Не стоит держать мальчика/девочку за столом, лучше изучать математику в игровой форме — писать на доске цифры, разучивать стихи, использовать специальные игры для обучения детей счету.
  • Повторение. Повторение пройденного материала обязательно, этому необходимо уделять 5-10 минут каждый урок. Ребенок должен понимать предмет, а не бездумно зазубривать.
  • Обратите внимание: полезно регулярно возвращаться к изученным задачам в контексте тем более сложных — это способствует физическому развитию мозговой деятельности, интеллекта.

    Как научить ребенка считать по пальцам

    Классический, проверенный временем способ, имеющий свои достоинства/недостатки.

    • эффективно тренирует мелкую моторику, что помогает комплексному интеллектуальному развитию и формированию речевого аппарата, поскольку центр речи находится в прямой связи с центром, курирующим движения кистей рук;
    • легкость, простота, доступность. Существует масса детских песен и считалок, где участвуют счет/пальцы;
    • не требуется дополнительный обучающий материал.
    • малыш, привыкший к счету на пальцах, не может правильно понять суть процесса. Он сопоставляет число с определенным пальцем — это подразумевает корректировку всех операций с цифрами, что приводит к возникновению трудностей в переходе к письменному/устному счету;
    • с помощью пальчикового метода можно легко научить ребенка считать до 10, а вот до 20 будет уже крайне сложно;
    • дети, обученные счету на пальцах, с трудом решают математические задачи с абстрактными предметами и действиями.
    • Как научить ребенка устно считать

      Методика обучения без наглядных пособий более сложная, она труднее дается и детям, и родителям. Но именно устный метод наиболее эффективен, чтобы правильно научить ребенка считать. Перейти от устного счета к счету в уме легко — достаточно приучить чадо проговаривать счет про себя, а не в слух. На первом этапе занятий педагоги рекомендуют кроме специальных пособий использовать дополнительно счетный материал или карточки с цифрами. Ребенок быстро учится воспринимать язык математики, понимать задачи, смысл слов сложить , отнять , поскольку подсознательно настраивается на связь арифметических действий со словами.

      Как научить ребенка хорошо считать по методу Домана

      Показывает впечатляющие результаты, однако для его освоения требуются специальные книги и знание постулатов системы Домана, что служит ощутимым препятствием для домашнего обучения.

    • сложение и вычитание органично усваиваются без привязки к картинке и предметам;
    • осуществляется интеллектуальное развитие в комплексе;
    • методика Домана может применяться для детей, имеющих отклонения в развитии;
    • можно научить считать до 100.
    • Как легко научить ребенка считать с помощью счетного материала

      Научить ребенка считать цифры можно, используя разноцветные счетные палочки, материалы из пластика, дерева, лабиринты, пирамидки, предназначенные для обучения счету детей видео:

    • материал можно с успехом применять для обучения разнообразным математическим операциям;
    • не нужно покупать дорогие пособия и платить деньги профессионалам;
    • ребенок без труда понимает смысл математических действий, развивает мелкую моторику.
    • Как научить ребенка считать с кубиками Зайцева

      Прекрасно зарекомендовали себя для обучения детей основам математических вычислений. Важно, что способ имеет научное обоснование, он разработан с учетом специфики детского восприятия. Играя кубиками Зайцева дошкольники непринужденно усваивают операции с адекватным пониманием сути, без привязки к пальцам или предметам. Метод недостаточно популярен среди родителей, что объясняется необходимостью покупать специальные карточки и книги.

      На усвоение арифметики оказывают влияние многие вещи: природные способности, умение родителей заинтересовать предметом, уровень общего развития, интересы, состояние здоровья. Ответ на вопрос, как научить ребенка считать, очень простой — никогда не заставляйте, поощряйте интерес к математической логике, тогда у малыша появится желание искать и находить варианты решения математических задач. Старайтесь подходить к учебному процессу с удовольствием, любознательный ученик это непременно заметит и будет узнавать мир цифр с энтузиазмом.

      Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться .

      Обучение счету детей старшего дошкольного возраста

      Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

      Навыки счета являются необходимым критерием математического развития детей в дошкольном детстве.

      Проблемой формирования навыков счета у детей старшего дошкольного возраста занимались многие ученые педагоги и методисты, такие как Л.С. Метлина . Т.И. Ерофеева . Е.В. Соловьева , Л.А. Венгер и многие другие.

      И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное — это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

      Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что формирование навыков счета должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

      1. Альтхауз Д. Дум Э. Цвет, форма, количество. — М. Просвещение 2004.

      2. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. // Дошкольное воспитание. — 2004. — №9. — с. 66-71.

      3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. — 2002. — №8. — с. 56-59.

      4. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. — М. Владос, 2005.

      5. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психол. 1983. №2.

      6. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М. 1986.

      7. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей дошкольников как овладение опосредствованными формами познания // Возрастные особенности развития способностей в дошкольном детстве. — М. 1986.

      8. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии. М. 1998.

      9. Гальперин ПЛ. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М. Просвещение, 1985.

      10. Глушкова Г.В. Ерофеева Т.И. и др. Дошкольник изучает математику. Как и где? — М. 2002.

      11. Грибанова А.К. Колечко В.В. Пасека А.М. Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. — Рад. школа. 1988.

      12. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М. 1972.

      13. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. — 2000. — №2.

      14. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. — 2002. — №8.

      15. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах (продолжение) // Дошкольное воспитание. — 2002. — №

      16. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах (продолжение) // Дошкольное воспитание. — 2002. — №

      17. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах (окончание) // Дошкольное воспитание. — 2002. — №11.

      18. Ерофеева Т.И. Павлова Л.Н. Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М. Просвещение, 1997.

      19. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. Пособие для воспитателей. — М. Просвещение, 2006.

      20. Математика и конструирование для детей 5-6 лет. Методическое пособие. Мурманск: МО ИПКРО. — 2000.

      21. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М. Просвещение, 1984.

      22. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. — М. Мозаика-Синтез. 2000.

      23. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. — №8.

      24. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду. — 2001. — №1.

      25. Формирование математических способностей: пути и формы (продолжение) // Ребенок в детском саду. — 2001. — №2.

      26. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. — М. Просвещение, 1988.

      Размещено на Allbest.ru

      Источники: http://www.happy-kids.ru/page.php%3Fid%3D944, http://www.pregnancycalendar.ru/biblioteka/vse_o_beremennosti/kak_nauchit_rebenka_schitat/, http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00324789_0.html

      Комментариев пока нет!

      Кормление ребенка 1 5 месяца

      Форум родителей: Второй месяц жизни ребенка Календарь развития ребенка по далее.

      Поделки из гофрированной бумаги для детей

      Поделка из гофрированной бумаги далее.

      Сказки детей 9 лет картинками

      ?без регистрации и смс исо далее.

      Утренняя гимнастика для детей 3 4 лет

      Вот мы какие! Количество комментариев: 12Оставить свой комментарий I. Корригирующая ходьба далее.

      Развивающие игры детей девочек

      Игры для девочек Наконец-то у маленьких посетительниц далее.

      У годовалого ребенка сыпь на ногах

      16 сен 2011, 10:05 Девочки, далее.

      Круг для купания младенцев харьков

      Умные часы Smart Baby Watch Q100V. Оригинал! далее.

      uspeshnyjmalysh.ru

      Сайт для воспитателей детских садов

      Консультация для воспитателей на тему:

      «Обучение детей количественному и порядковому счету»

    • Счет предметов.
    • Понятия количественные и порядковые числа.
    • Методика ознакомления с порядковым и количественным значением числа в детском саду.
    • Примеры заданий.
    • Как часто мы задаем ребёнку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

      Чтобы все это посчитать, нужно знать цифры.

      А вы не задумывались, откуда пришли числа? Первобытные люди, так же как и современные дети не знали счета. Детей теперь учат, а первобытных людей некому было учить. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой он полностью зависел, он научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение один – много. Частые наблюдения множества, состоящие из пары предметов (глаза, уши, руки, ноги, крылья) привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, когда видел пару уток, он сравнивал их с парой глаз. А если видел больше, то говорил «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а потом 4, 5.

      Числа были придуманы людьми для счета, а также для фиксирования результатов измерения величин.

      Добывая добычу, обменивая её на предметы своего труда, древние люди показывали нужное число на пальцах. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Например, в Китае и Японии предметы домашнего обихода считают не дюжинами, а пятерками и десятками.

      После того как понятия числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами науки «математика» и появилась возможность изучать числа и действий с ними. Наука изучающая числа и действия с ними, получила название «арифметика» (в переводе с греческого число).

      Каждое множество равномощно только одному числу. Поскольку число означает количественную характеристику, его называю количественным.

      При количественном счете результат не зависит от того, в каком порядке пересчитывались элементы. Важно только не пропустить элементы при счете и не пересчитывать один и тот же элемент дважды. Количественный счет отвечает на вопрос: «Сколько?»

      При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу множества определенного номера. В этом случаи натуральное число обозначает свой порядковый номер некоторого элемента и называется – порядковым.

      При порядковом счете результат зависит от того, при какой последовательности пересчитывались элементы. Порядковый счет отвечает на вопрос: «Который по счету?»

      Счет – это процесс нумерации элементов множества. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

      — первому отмеченному предмету ставится в соответствии число 1;

      — на каждом следующем шаге, выбирается предмет ещё не отмеченный ранее;

      — ему ставится в соответствии число, следующее за последующим из уже названных.

      В основу заложен принцип, что каждое последующие число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

      После того, как ребёнок научился считать, то есть знание счета подразумевает знание слов числительных, названия их порядка при счете, понимания смысла процесса нумерации предметов нужно ввести активное использование приема пересчета каких-либо конкретных предметов. Это ему позволит соотносить название числа с определенным предметом или группой предметов, и определения общего количества предметов. Понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

      Большая нагрузка при освоении счета приходится на механическую память, а не мыслительную операцию. Для того чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

      При формировании операции счета полезно такое задание. Посчитать круги на фланелеграфе так, чтобы красный круг был первым, а теперь так, чтобы красный был вторым, последним. При этом упражнении процесс нумерации не затрагивается и поэтому ребёнком не осмысливается. Дети незнакомые с приведённой выше формой упражнения обычно спрашивают: «С какой стороны считать?» — и ещё пытаются расположить предметы в ряд будучи убеждены, что считать можно только считать можно только в таком положении, и причем только слева на права. Это показывает, что процесс счета у ребенка сформирован только в механическом виде и им не понят, не осмыслен.

      В средней группе детского сада детей учили вести счет в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит дальнейшей основой для развития деятельности счета. Большое внимание уделяется навыкам счета; детей, учат вести счет предметов, слева на право, указывая на предмет по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде числе, именовать итог счета. Если кто-то не понимает итогового значения последнего названого при счете числа, то ему предлагается обвести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест, помогает ребёнку соотнести последнее числительное со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми пяти лет он как правило уже не нужен. Детям теперь нужно сосчитать предметы на расстоянии, молча, т.е. про себя. В старшей группе начинает развиваться память на числа. При обучении пятилетних детей количеству детей учат видеть, независимость числа предметов от их пространственных свойств. Предметы могут быть разные по цвету, по форме, но количество остаётся прежним. Детям старшей группы показывают разные приёмы счета. Убеждают, что начинать можно с любого предмета, и вести его в любом направлении, главное не пропускать предметы при счете и не считать один предмет дважды.

      Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения числа и их количественный состав.

      В старшей группе детей учат пользоваться порядковыми числительными. Пятилетние дети пользуются числительными, но еще употребляют их не уверенно и часто не верно. Поэтому необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Когда хотят узнать, сколько предметов их считают: один, два, три, четыре, считая так, находят ответ на вопрос сколько? Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы: который? какой по счету? считают: первый, второй, третий, и т.д.

      Дети часто путают вопросы который? и какой? Последний требует выделения качественных св-в. предметов: цвета, размера и др. Чередования вопросов: сколько? который? какой по счету? какой? Позволяет раскрыть их значение.

      Детям уже не раз показывали. Что для ответа на вопрос сколько? Не имеет значения, в каком порядке считать предметы. Теперь они узнают, что для определения порядкового места предметов среди других направление счета имеет существенное значение. Педагог демонстрирует это, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях. Он выясняет, например, что среди 7 флажков синий – на пятом месте, если вести счет слева на право, а если считать справа налево, то он на 3 месте.

      Дети пробуют определить место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях. Делают вывод, что, определяя на котором по счету месте предмет, надо указать направление счета (третий, пятый справа, и.д.).

      В качестве счетного материала используют однородные предметы, отличающие цветом и размером, например разноцветные флажки и кружки, елочки разной высоты и т.д., а позднее – совокупности предметов разного вида, например, игрушки (персонажи сказки «Теремок», «Репка»). В порядковом счете детей упражняют на бессюжетном материале, например, на моделях геометрических фигур, полосок разных размеров и т.п. Тренируясь в порядковом счете, они определяют место предмета среди других, находят предмет, занимающий определенное порядковое место (Какой предмет на первом месте, на третьем, пятом месте?), располагают предметы в указанном порядке.

      Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют порядковые числительные количественными. Педагог прислушивается к тому, как дети ведут счет, указывает на ошибки. Особенно эффективны так называемые комбинированные упражнения, в которых порядковый счет сочетается с сопоставлением двух и более совокупностей предметов, группировкой геометрических фигур, упорядочиванием предме6тов по размеру.

      Обучение порядковому счету, является основной задачей 3-4 занятия, в дальнейшем навыки порядкового счета закрепляются в ходе работы над новым материалом.

      М.Монтессори предлагает выполнять методические упражнения, пользуясь в качестве дидактического материала одною из систем брусков.

      В какой ни будь день, когда ребенок разложит палочки. Можно предложить пересчитать красные палочки, сини палочки, начать нумерацию от красной палочки или от синей палочки. Эти упражнения позволяют давать порядковое название каждой палочки: палочка номер первый, второй и. т. д.

      Умение соотносить число, его название и знак является важным мыслительным действием. Психологи с давних пор вводят этот параметр в определения степени развития мышления человека.

      Для закрепления понятия количества по программе Монтессори предлагается детям следующие упражнение:

      «Стаканчики с фасолью»

      На подносе стоят 10 прозрачных стаканчиков и плошка с крупной фасолью. На каждом стаканчике написана цифра. На последнем стаканчики написано 10. Ребенок раскладывает в стаканчик такое число фасоли, какое написано на стаканчике. Если он выполнит работу правильно, то ни одной фасоли на подносе не останется.

      В одном отделении лежат 55 маленьких матрешек, а другом гладкие квадратные дощечки с написанными на них крупным шрифтом цифры. Ребенок раскладывает дощечки и на них ставит матрешки, количество должно соответствовать написанным цифрам.

      В младшей группе можно провести следующее упражнение:

      Цель: учить соотносить слово с числительным, числительное с количественным составом множеств.

      Используем коробку с большими пуговицами, педагог играет с детьми в «Оладушки».

      Читает текст потешки, раздавая детям, играющим по пуговице, называя детей по имени.

      Один — Машеньке и т.д.

      Затем пуговицы возвращаются в коробку (Съели оладушки), при этом их можно считать. В другом варианте этого упражнения ребенку дают столько пуговиц, сколько он попросит.

      Ване? (сколько Ване?)

      Для отработки порядкового счета можно использовать иллюстрацию из произведения К.Чуковского «Тараканище»:

      А за ним комарики

      На воздушном шарике.

      На хромой собаке.

      Волки на кобыле.

      Львы в автомобиле.

      Зайчики в трамвайчике.

      Прочитав это произведение, следует показать иллюстрацию.

      Необходимо убедиться в том, что ребенок хорошо ориентируется в порядковых отношения, которые в устной речи надо выделять интонацией.

    • Сколько персонажей ехало?
    • Кто ехал первым?
    • Кто ехал четвертым?
    • Кто ехал за зайчиками, каким по счету?
    • Кто ехал между раками и львами?
      1. А.В. Белошистая. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.
      2. В. Волина. Праздник числа.
      3. В.В.Зайцев. Математика для дошкольников.
      4. Л.С. Метлина. Математика в детском саду.
      5. Е. Хилтунен. Считаю сам.
      6. dohcolonoc.ru

        Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

        Полезно также обращать внимание детей на то, как взрослые используют свои математические знания в жизни, зачем нужно уметь считать, измерять. Все это повышает интерес детей к приобретению все новых и новых математических знаний, развивает у них стремление к учению. Поэтому очень важно, чтобы воспитатели тщательно продумывали те условия, в которых могут быть использованы детьми имеющиеся у них математические знания.

        ГЛАВА IX. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (четвертый год жизни)

        § 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

        Работа с детьми трех лет должна быть в основном направлена на развитие представлений о множестве, на восприятие различий между множествами путем сравнения их численностей на формирование умения определять равенство и неравенство численностей множеств. Такое сравнение могут производить дети, еще не зная числа. Важно, чтобы они усвоили на основе наблюдений, что множества могут быть разными по количественному составу. Это вызовет у них интерес к сравнению и потребность определить различия словом-числительным на основе счета. Обучение же счету и называнию множеств числительным будет проводиться уже с детьми четырех лет и старше.

        Изучение развития детей с полутора лет показывает, что первые представления о множестве начинают формироваться в раннем детстве, при овладении детьми речью. Но процессом развития у детей представлений о множестве и числе надо руководить.

        Детей третьего и четвертого года жизни надо сначала учить практически взаимно сопоставлять элементы одного и другого множеств, сравнивать между собой небольшие множества и практически определять, какое больше — меньше или они равны по количеству элементов. Понятие о множестве является основой всех математических понятий. Поэтому ему необходимо уделить особое внимание во всех группах детского сада.

        Множество может восприниматься разными анализаторами: звуки — на слух, невидимые множества предметов — осязанием, производимые движения — мышечным чувством, кинестетическим анализатором.

        в разновозрастных группах

        Бабкова Ирина Викторовна,

        Выборгского района Санкт-Петербурга

        Каждое число обладает признаком количества и признаком порядка. Когда мы считаем и отвечаем на вопрос сколько? – это количественный счет, при этом мы пользуемся количественными числительными. Когда мы хотим определить место предмета среди других предметов, мы отвечаем на вопрос, который по счету? – и считаем, пользуясь порядковыми числительными.

        Обучение дошкольников счету будет более успешным, если воспитатель будет использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число.

        Предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет).

        1. Рассматриваем предметы, выясняем, чем они отличаются, определяем их количество.

        2. Выясняем, сколько их всего. Для этого можно вызвать ребенка, попросить посчитать, тем самым закрепляя счет.

        3. Объяснение воспитателя: Для того, чтобы ответить на вопрос сколько? – считаем так: один, два, три .

        В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что каждое число включает определенное количество единиц.Задача усложняется: детям показываем, что для того, чтобы ответить на вопрос сколько? не имеет значения, в каком направлении ведется счет. Мы можем считать справа налево, снизу вверх, при этом очень важно познакомить, с какого предмета начали счет, не пропустить ни одного предмета и не сосчитать дважды. При определении порядкового места направление счета имеет единственное значение.

        В подготовительной к школе группе у детей развивается понимание того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на два меньших числа. На конкретном материале им показывают варианты состава числа:

        5 – это 4 и 1; 3 и 2; 2 и 3; 1 и 4. и т.д.

        ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ КАК НАУЧНОЙИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Какими методами обучения математике пользовались в древности, точно неизвестно, но есть основания полагать, что методы эти были дог­матическими, бездоказательными. Рукописи египтян содержали такие указания: «Делай это так или делай это, как принято. », в древней Ин­дии: «Смотри, смотрите», Греции: «Что и требовалось доказать».

        Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметиче­ские вычисления.

        В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.

        Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измере­ния, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических систе­мах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.

        Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказа­ли предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.

        Чешский педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в руководстве «Мате­ринская школа» в программу по арифметике включил:

        — счет в пределах первых двух десятков (для 4-6 летних детей);

        — определение большего и меньшего из них;

        — знакомство с геометрическими фигурами;

        — ввел меры измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт).

        Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, пред­лагал: 1) учить детей счету на конкретных предметах; 2) пониманию дей­ствий над числами; 3) умению определять время, широко использовал наглядность.

        К. Д. Ушинский (1824-1871) предлагал:

        1) обучать счету отдельных предметов и групп;

        2) обучать действиями сложения и вычитания;

        3) формировать понимание десятка как единицы счета.

        Л. Н. Толстой издал в 1872 г «Азбуку», одной из частей которой явля­ется «Счет», предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни.

        Ф. Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработавший идею детского сада и основы методики в нем, идеи Ф. Фребеля по вопросам воспитания и организации детских садов принесли ему еще при жизни мировую славу.

        Разработал игры и игровые средства. На первое место среди игровых средств Фребель выводит войлочный мячик различной окраски — голу­бой, желтый, фиолетовый, золотистый. Удерживая одной рукой такой мячик на веревочке, ребенок демонстрирует разные виды и направления движений: вправо, влево, вверх-вниз, круговые, колеблющиеся, обогаща­ется словарный запас детей.

        Педагог ставил вопросы ознакомления детей с геометрическими фи­гурами, величиной, обучению счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу. Обучение математике Ф. Фребель предлагал строить через сенсорную систему.

        М. Монтессори (1870-1952) итальянский педагог — через сенсорное воспитание раскрывала вопросы ознакомления детей с формами, величи­нами, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Она считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумера­ции. Для этого она предлагала использовать счетные ящики, связки цвет­ных бус, счеты, монеты; числовые штанги с табличками чисел, цифры из шершавой бумаги, цифры-кружки, башенки. Этот материал вводит детей в математическое познание мира. Отсюда ясно, почему Монтессори на­зывала их «базовыми математическими материалами». (Розовая башен­ка, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цифрами, вкладыши и т. д. опосредованно подготавливают детей к усвоению математических знаний — у детей развивается математическое мышление — дети измеря­ют, сравнивают). Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, естественно развивая при этом математиче­ские способности.

        Елизавета Ивановна Тихеева в своих книгах «Счет в жизни малень­ких детей», «Современный детский сад» (1920 г.) высказывается против систематического обучения дошкольников. Она считает, что до семи лет дети должны сами научиться считать в процессе повседневной жизни и игры. В то же время она возражает и против полной стихийности обуче­ния. В обучение детей счету Е. И. Тихеева включила:

        1. Счет до 10 (разработала 60 задач для игр-занятий, на закрепление ко­личественных и пространственных представлений; определила объем знаний, которыми должны овладеть дети; особо подчеркивала важ­ность овладения детьми первого десятка).

        2. Ознакомление детей с цифрами (для этого предлагались игры с пар­ными картинками, счетные ящики).

        3. Знакомство детей со сложением и вычитанием, (через решение задач — из практической жизни).

        4. Знакомство детей с величиной (больше, меньше, выше-ниже, шире-уже и т. д).

        5. Знакомство детей с измерением в игре.

        6. Знакомство детей с объемом, измерения емкости сосуда. Для знаком­ства с массой использовались весы.

        Е. И. Тихеева была за свободное обучение детей в игре, в непринуж­денной обстановке, в повседневной жизни.

        Фаина Николаевна Блехер — представительница теории автодидак­тизма.

        Основные мысли о содержании и методах обучения изложила в книге «Математика в детском саду и нулевой группе», вышедшей в 1934 г. и ставшей первым учебным пособием и программой по математике в дет­ском саду.

        Ф. Н. Блехер предлагала обучать детей элементам математики с 3-4 лет и выделять понятия «много» и «один», формировать представления о чис­лах 1, 2, 3.

        В среднем дошкольном возрасте учить определять количественные характеристики предметов в пределах 10. На основе счета сравнивать числа, пользоваться порядковым счетом.

        В старшей группе учить детей составу чисел, цифрам, составлять практически числа из меньших групп; производить действия сложения, вычитания; освоить второй десяток; решать простые задачи.

        Обучение предлагалось вести в играх, обучая счету — больше исполь­зовать природный материал. В играх дети усваивают сравнение предме­тов по размерам, знакомятся с геометрическими фигурами, пространственными направлениями.

        Дети должны участвовать в практических жизненных ситуациях. Ме­тодика обучения счету Ф. Н. Блехер отражала идеи монографического метода — идти в обучении от числа к числу. (Учить счету не допустимо, но число ребенок должен знать, схватывать число глазами, а не обучать счету), разработала дидактические игры, советовала больше использовать природного материала.

        Анна Михайловна Леушина — педагог, создавший методику форми­рования элементарных математических представлений у детей дошколь­ного возраста. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты зако­номерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина, вскрыв закономерности формирования и развития у детей разного возраста представлений о множестве, числе и операции счета, разработала способы и методы обучения детей счетной деятельно­сти в разных возрастных группах, обеспечивающие преемственность между ними.

        vylechitrebenka.ru

        Методика обучения порядковому счету детей дошкольного возраста

        Методика обучения порядковому счету в пределах 10 у детей старшей группы.

        1. Понятие порядкового счета и особенности обучения детей старшей группы детского сада 4

        2. Занятия по обучению порядковому счету детей старшей группы 5

        3. Анализ проведенных занятий 17

        Список литературы 19

        Одной из задач занятий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является обучение порядковому счету.

        Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения.

        Счет как деятельность состоит их ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел.

        Цель работы – рассмотреть методику обучения порядковому счету в пределах 10 у детей старшей группы.

        1. Раскрыть понятие порядкового счета.

        2. Разработать конспекты занятий по обучению порядковому счету.

        3. Проанализировать проведенные занятия.

      7. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Ерофеева. – М. Просвещение, 2005. – 112с.
      8. Казинцева, Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / Е.А. Казинцева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 223 с.
      9. Лема, Б. Порядковый счет. Состав числа: математика для дошколят / Б. Лема. – Минск: Аверсэв, 2003. – 16 с.
      10. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. — М. Просвещение, 1974. — 368 с.
      11. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. – М. Просвещение, 1984. – 175с.
      12. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб. Детство-пресс, 2008. — 384с.
      13. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.
      14. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. — М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.
      15. воспитатель ГБДОУ Детский сад №91

        Натуральные числа это числа, возникающие в процессе счета отдельных предметов (1,2,3 и т.д.) или измерения.

        Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

        На пятом году жизни необходимо только показать разницу между количественным и порядковым счетом.

        Предметы разного вида, но объединенные родовым понятием (посуда, игрушки).

        Алгоритм обучения порядковому счету:

        4. Показываем разницу между количественным и порядковым счетом. Идет показ воспитателя: А когда мы хотим узнать, на котором месте предмет, считаем по-другому: первый, второй, третий . .

        3 – это 2 и 1; 1 и 2.

        4 – это 3 и 1; 2 и 2; 1 и 3.

        Дошкольников подводят к пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети старшего возраста, овладевая операцией счета, могут выполнять ее в различных условиях: считать предметы не только в ряд и не только слева направо, но и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Они могут считать звуки, движения, предметы, изображенные на рисунке и т.д.

        Необходимо правильно понимать вопросы Какой? и Который? . Целесообразно сравнивать предметы по величине, цвету и называть их порядковый номер. Например, Какого цвета третья полоска? , Которая зеленая полоска? .

        Шпаргалка по Методике математического развития

        Представлены ответы на вопросы экзамена по Методике математического развития для студентов педагогических дошкольных колледжей

        Основные математические понятия: множество, число, цифра, натуральный ряд чисел, система счисления, счетная, вычислительная, измерительная деятельность, величина, форма, геометрическая фигура, время, пространство.

        Предмет и задачи курса Методика математического развития и обучения математики . Связь методики математического развития с другими науками

        Этапы развития методики математического развития: эмпирический, классический, современный

        Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников, вариативные программы Радуга , Развитие , Детство , методические системы М. Монтессори, Н.А. Зайцева, Е.К. Шулешко, Н.В. Белошистой

        Задачи математического развития дошкольников

        Взаимосвязь понятий развитие , обучение , воспитание . Математические способности

        Методы и приёмы математического развития дошкольников

        Средства математического развития, роль развивающей среды

        Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.

        Формы организации работы по математическому развитию

        Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников

        Требования к организации занятий в разных возрастных группах

        Требования к подготовке воспитателя

        Требования к речи воспитателя и детей

        Концепции развития количественных представлений

        Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах

        Методика обучения образованию множеств из отдельных элементов на основе выделения свойств, выделению элементов из множества и сравнение множеств приемами наложения и приложения путем установления взаимооднозначных соответствий

        Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета

        Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах

        Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах

        Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже

        Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел

        Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте

        Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте

        Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений целое и часть

        Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками

        Методика ознакомления с монетами

        Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач

        Особенности формирования количественных представлений в вариативных программах и методических системах

        Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками

        Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера

        Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте

        Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания

        Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте

        Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками

        Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте

        Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник

        Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах

        Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников

        Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах

        Время, его свойства, особенности восприятия дошкольниками

        Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах

        Ознакомление с календарем как системой мер времени

        Развитие чувства времени у дошкольников

        Планирование работы по математическому развитию дошкольников: виды, принципы, требования к составлению планов и конспектов, с учетом индивидуальных особенностей и уровня математического развития ребенка

        Особенности организации работы в разных возрастных группах

        Соотношение специально организованного обучения, совместной деятельности воспитателя и ребёнка и самостоятельной деятельности детей при организации математического развития дошкольников

        Особенности работы с одаренными детьми

        Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка

        Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание

        Показатели математической готовности ребенка к школе

        • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
        • Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд. стереотип. — М. Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с. Для студентов специальности дошкольное обучение и воспитание. Предисловие. Теоретические основы методики развития речи. Предмет методики развития речи и задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Роль.

        • 426,48 КБ
        • скачан 1465 раз
        • изменен 24.02 02:53
        • 55 вопросов к экзамену по методике математического развития дошкольников и теоретическим основам методики математики Описание таких вопросов как: Этапы счетной деятельности у детей дошкольного возраста, обучение дошкольников счету; развитие у детей ориентировки в пространстве, времени.

        • 55,56 КБ
        • скачан 250 раз
        • дата добавления неизвестна
        • изменен 04.05 14:19
        • будет удален через 14 дней

        orebenkah.ru

        Смотрите так же:

        • Картотека статей журналов дошкольное воспитание Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2000 год Журнал «Дошкольное воспитание». Каталог статей за 2000 г. В Министерстве образования Российской Федерации Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. — С. 4. Арапова-Пискарева Н.О […]
        • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]
        • Возрастные изменения детей школьного возраста Реферат: Возрастные особенности младшего школьного возраста: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет» Институт архитектуры и градостроительства Дисциплина: <<Физическая […]
        • Мультфильмы для 5 месячных детей Какие мультики подходят для новорожденных детей? Мультфильмы – это такая разновидность киноискусства, которая нравится детям и взрослым. Рисованные или кукольные, пластилиновые или компьютерные, мультики для детей вызывают неизменный интерес и легкое возбуждение перед просмотром. Чем бы ни занимались детишки, они с удовольствием бегут […]
        • Проявления темперамента в дошкольном возрасте Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Заказать! Прямо сейчас. 1 развитие темперамента в дошкольном возрасте. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. Глава II. Исследование […]
        • Ребенок 1 месяц почти не спит Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться 1 Тема от katherine 21.11.2012 12:32:09 katherine Участник Откуда: Киев Зарегистрирован: 21.11.2012 Сообщений: 22 Тема: Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках У меня два […]
        • Урунтаева диагностика психологических особенностей дошкольников Урунтаева г а диагностика детей дошкольного возраста Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведения. — М. 1975. -С. 27-189. ВенгерЛ. Психологическая характеристика ребенка //Дошкольное воспитание. — 1977. — №5. — С. 40-46. Урунтаева Г.А. Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М. […]
        • Можно ли ношпу ребенку в 3 года Сколько ношпы можно дать ребенку при температуре Сбить температуру — рецепт педиатра Была высокая тепература — 39,5. Ребенку 1 и 7. Педиатр из поликлиники посоветовала: в случае выской температуры сделайте тройчатку — нурофен, одна вторая ношпы, и одна треть супрастина . НО данную рекомендацию в карточку не записала. ЭТо — что народная […]