Проявления темперамента в дошкольном возрасте

Развитие темперамента в дошкольном возрасте.

Заказать! Прямо сейчас.

1 развитие темперамента в дошкольном возрасте. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. Глава II. Исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента. Заказать реферат на тему «Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте» у специалистов.Особенности психического развития ребенка Особенности развития детей раннего возраста Особенности развития детей с нарушением зрения Особенности развития Развитие темперамента в дошкольном возрасте 1. ПЛАН. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни 2. Характеристика детей с разными типами темперамента 3. Типичные психологические проблемы детей-дошкольников при адаптации в дошкольном учреждении. Проведение исследования.Проводят наблюдения за ребенком 3 — 7 лет в разных видах деятельности в течение 2 — 3 дней.. Из истории развития учения о темпераменте. Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно.К специфическим возрастным особенностям нервной системы на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста относятся: слабость как В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента яркоВо-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Глава I. Глава I. Развитие темперамента в дошкольном возрасте 1.

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Рефераты. Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы.К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы.К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Особенности темперамента ребенка 2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте 2.2 Характеристика детей с разными типами темперамента 2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками Развитие темперамента в дошкольном возрасте.

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологическихсвойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.Развитие темперамента в дошкольном возрасте — Типыwww.psychogood.ru/cudids-262-1.htmlВ раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента яркоВо-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуются типом темперамента. Учет свойств темперамента в Развитие темперамента в дошкольном возрасте 1. 1.1 Общая характеристика дошкольного возраста. Особенности проявления темперамента в детском возрасте. 2.2 Характеристика детей с разными типами темперамента. Задание 1. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте.Вот почему, тема изучения особенностей темперамента старших дошкольников очень важна для воспитателей и методистов детских садов. Дошкольный период охватывает период от одного доУже в возрасте до года можно немного предугадать каким ребенок будет когда подрастет, характер и темперамент сразу видно. Характеристика детей с разными типами темперамента 3. Гипотеза данного исследования — учет возрастных особенностей темперамента, а так же социометрический статус детей дошкольного возраста, повышает эффективность учебно-воспитательной работы с ними. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни.Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов. 2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте.Интерес к близнецовому методу и данные Пломина о важности учета социального фактора в развитии темперамента ребенка поставили вопрос об изучении проблемы детского темперамента. Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека соВ то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Гипотеза данного исследования — учет возрастных особенностей темперамента, а так же социометрический статус детей дошкольного возраста, повышает эффективность учебно-воспитательной работы с ними. подробнее: Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте /Под ред Заказ 155(Гуманитарные науки) 1.Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте.Заказ 144(Гуманитарные науки) 1.Развитие одаренности у детей дошкольного возраста. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. 2. 2.1 развитие темперамента в дошкольном возрасте. 2.

3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни 2. Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Особенности темперамента ребенка 2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте 2.2 Характеристика детей с разными типами темперамента 2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками 2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Гипотеза данного исследования — учет возрастных особенностей темперамента, а так же социометрический статус детей дошкольного возраста, повышает эффективность учебно-воспитательной работы с ними. Развитие темперамента в дошкольном возрасте.Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте 1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 1.2 Дошкольник в системе межличностных отношений Глава II. Характеристика детей с разными типами темперамента 3. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника распыленность интересовНаиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная Содержание Введение Глава I. Содержание Введение Глава I. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Литература. 2.2 Характеристика детей с разными типами темперамента. 2.2 Характеристика детей с разными типами темперамента. < Развертывание темперамента в детском возрасте. 2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте.

www.rentdir.ru

Особенности проявления темперамента в младшем школьном возрасте

Темперамент и особенности его проявления в младшем школьном возрасте

Список использованной литературы

Проблема индивидуальных особенностей человека традиционно вызывает интерес в науке и практике. Различные направления в психологии (конституциональная психология, факторные теории, характерология, психоанализ, теория ролей, гуманистическая психология) сходятся в своих формальных характеристиках индивидуальных различий как уникальных и самобытных черт «единичного» человека. В целом, в данных теориях содержится перечисление различных черт, типов темпераментов, конституций, отличающих одного человека от другого.

Исследования В.Н.Мясищева, Б.М.Теплова, В.Л.Небылицына, Г.Айзенка, Г.Олпорта, Р.Кеттела и других психологов достоверно показали невозможность отождествить физиологические основы темперамента с психологической индивидуальностью, со степенью активности, эмоциональности или быстроты реакций людей. Материалы этих многочисленных работ дали возможность выявить так называемые психодинамические качества, позволяющие соединить некоторые психофизиологические характеристики с психологическими чертами.

Общее понятие о воле. Теории воли На протяжении веков человек является предметом многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Теория и практика психоанализа Теоретические основы психоанализа. Техника психоанализа. Продуцирование материала. Анализ материала пациента. Рабочий альянс.

Темперамент, типы темперамента и профессиональная деятельность Понятие темперамента. Типы темперамента. Теория Кречмера. Типы темперамента в работах Шелдона. Теория Павлова.

Понятие «характер», исторический срез вопроса, особенности подросткового периода Понятие характер , исторический срез вопроса, особенности подросткового периода Акцентуации характера в подростковом возрасте. Понятие акцентуация , типология, факторы влияния. В психологии понятие характер означает совокупность устойч

Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте как средство развития невербального интеллекта Конструктивная деятельность как средство развития невербального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. С развитием научно-технического прогресса все более серьезными становятся требования к образованию.

Формирование творческой личности Творчество и воображение. Воображение и действительность. Одаренность и специальные способности. Вывод.

Современная психология и ее место в системе наук Современная психология и ее место в системе наук. Задачи современной психологии. Основные отрасли психологии. Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Понятие о ведущих, типических и индивидуальных чертах характера Понятие о характере. Физиологические основы характера. Структура характера. Черты характера. Акцентуации характера. Понятие о характере. Физиологические основы характера В психологии понятие характер

Ощущения, их виды, свойства, закономерности Ощущения, классификация ощущений, рецепторы. Общие свойства ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. V.

Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников.

1) Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный тип — сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. www.banksession.ru

Характерна быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностью. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при общении: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни класса, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.

2) Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но, начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Дети-флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Специфика гуманных отношений в пренатальном развитии

В свете современной социально-политической, экологической, демографической, экономической обстановки, в современных сложившихся условиях проблема сохранения человека как вида встала наиболее остро, как никогда. Беременность — это основа.

Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения

Исследователи указывают — поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующи.

Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может.

Темперамент и его возрастные особенности проявления

Темперамент – под ним понимают индивидуальные свойства, которые зависят от природных способностей человека. Это индивидуальная характеристика человека со стороны динамики психической деятельности. Темперамент это индивидуальная особенность человека, которая проявляется в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости психической деятельности.

В современной психологии используются такие типы темперамента как: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

У сангвиника наблюдается высокая психическая активность, богатые мимика и выразительные движения, свойственны эмоциональность, впечатлительность. Но все эти эмоциональные переживания сангвиника не глубоки.

Для холерика характерен высокий уровень психической активности, резкие и стремительные движения, сильная импульсивность и яркие эмоциональные переживания. Холерикам очень тяжело контролировать себя в эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется низкой активностью поведения, для них сложно быстро переключить внимание, они очень медлительны с ровной мимикой и речью, глубокой чувствительностью и настроением. Не правильное воспитание флегматика может привести к вялости и слабости эмоций.

Для меланхолика характерен низкий уровень психической возбудимости, сдержанность моторики и речи, глубина и стойкость чувств хоть и слабо внешне выражены. При неправильном воспитании меланхолика может повыситься болезненность, обидчивость, замкнутость. Тяжелым внутренним переживаниям.

Изменение темперамента с возрастом зависят от созревания организма и его развития, в первую очередь психики и нервной системы. С возрастом темперамент у каждого детского возраста своя активность, эмоциональность и моторика. В младшем школьном возрасте активными чертами являются – это легкость в появлении интереса, недостаточная сосредоточенность. Эмоциональность и моторика в этом возрасте совсем другие, чем в последующих возрастах. С возрастом происходит как увеличение так и ограничение возможностей нервной системы, происходит потеря детских ценных свойств.

Уже с первых лет жизни у каждого ребенка появляются те черты, которые показывают принадлежность, к какому либо типу темперамента. Различия особенно ярко проявляются когда дети начинают говорить.

Если у ребенка быстрая отчетливая речь сопровождается жестами и мимикой это признаки сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, спокойная равномерная без выраженных эмоций и жестов это признаки флегматического темперамента. Холерический темперамент указывает на торопливую, порывистую речь взахлеб. А к меланхолическому темпераменту относится речь приторможенная, тихая почти шепот.

О темпераменте человека способна сказать даже его визитная карточка. Чем более спокойный человек, тем более мягкие изображения он использует на своей карточке. И наоборот, чем холеричнее темперамент, тем более яркой и контрастной будет его визитная карточка.

  • Несколько советов как найти свое призвание (4)
  • Василий: Спасибо за статью! Я с самого детства мечусь от одного к другому и.

  • Управляем своим временем или секрет 30 минут (2)
      Людмила: С одной стороны данный принцип экономии времени вполне эффективен.
    • Исследование самооценки по методике Дембо -Рубинштейн (3)
        Борис: Отличная методика. При правильной интерпретации дает материал для.
    • Где храниться память человека? (2)
        вадим: Память. Смотря что вкладывать в понятие. Может это всего лишь.
      • Холотропное дыхание -вред или польза? (110)
          Владимр: Можете ли вы привести научные доказательства о том, что холотропное.

          Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .

          2016 «NewGoal.ru» — ресурсы личностного роста

          Копирование материалов разрешено при указании открытой ссылки на сайт.

          Источники: http://referat54.ru/Psychology_and_pedagogy/231/, http://www.psychologiainfo.ru/logics-628-1.html, http://newgoal.ru/temperament-i-ego-vozrastnye-osobennosti-proyavleniya/

          Комментариев пока нет!

          Поднять ребенку гемоглобин народными средствами

          Как поднять гемоглобин народными средствами – чем лучше питаться Как далее.

          Воспитание детей в неполной семье

          Воспитание ребенка в неполной семье В современной жизни постоянно далее.

          Атипичный дерматит у детей

          Как проявляется и лечится атипический дерматит у далее.

          zhizn-rebenka.ru

          Темперамент и характер ребенка дошкольного возраста

          Основой индивидуальности ребенка являются ее природные особенности, обусловленные комбинациями генов, определенными анатомофизиологическое особенностями организма, головного мозга, органов чувств, свойствами нервной системы (типом высшей нервной деятельности, который является физиологической основой темперамента).

          О принадлежности ребенка к определенному типу темперамента можно сделать вывод на основе анализа ее деятельности, поведения, реакций на различные воздействия. Чем меньше ребенок, тем проще и надежнее эта классификация. Тип высшей нервной деятельности определяет не ее содержание, а то, какой будет ребенок — спокойной, собранной, мобильной или суетливой, импульсивным, хаотичной.

          Темперамент (лат. Temperamentum — соотношение частей) — устойчивое сочетание индивидуальных особенностей индивида, связанных с динамическими аспектами психической деятельности: интенсивность, скорость, темпом, ритмом и т.д.:

          Главными типами темперамента является сангвистичний, холерический, флегматический и меланхолический. В течение дошкольного детства изменяется соотношение основных нервных процессов, возрастных и типологических особенностей ребенка.

          Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента дошкольников

          Уже с первых дней жизни младенцы заметно отличаются друг от друга, поскольку, как утверждают исследователи (Н. Касаткин), нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Они различаются сначала тем, как засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. Типологические различия детей старшего возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. Комбинация свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая зависит от общих закономерностей созревания нервной системы, эндокринного аппарата, от специфических закономерностей каждого типа темперамента.

          Тип темперамента (симптомокомплекс свойств) проявляется не с момента рождения, а с развитием основных свойств нервной системы. Первые признаки темперамента нормальной здорового ребенка проявляются в том, сколько и как она кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстрые ссальни движения, скоординированные первые спонтанные движения.

          Постепенное формования темперамента заключается в возникновении его свойств в разном возрасте: тревожность (повышенная возбудимость, страх) — в первые месяцы жизни; импульсивность — в начале 2-го года жизни; агрессивность — в 2,5 года. Не все присущие взрослому человеку психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические качества заметны в детском возрасте.

          Специфическими возрастными особенностями нервной системы в преддошкольном и дошкольном детстве является слабость, неуравновешенность возбуждающего и тормозного процессов, высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от возрастных особенностей, не отличаются из общего фона. Нервная система у младших дошкольников имеет много признаков слабого типа, что обусловлено их возрастом. Это проявляется в быстром истощении, низкой работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит неадекватное поведение, поскольку сила реакций-ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого она плачет, выкрикивает оскорбления. Через повышенную возбудимость дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации (на празднике, в театре) кричат, встают со своих мест, нарушают правила поведения. Нередко эмоциональные перегрузки дезорганизуют их поведение. Искусство педагога заключается в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить допустимую силу направленных на нее стимулов.

          Снижена работоспособность вызывает утомляемость. Она наступает быстрее, если деятельность не интересна, предполагает частую смену раздражителей, много новой информации, сложные или невыполнимые виды деятельности, происходит в многочисленной группе. Переутомление вызывает также слишком длительная концентрация внимания малыша на одном виде деятельности, ее симптомами являются исчезновения у ребенка интереса к работе, вялость, безынициативность, невнимательность, рассеянный взгляд, некоординированы движения. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, должен позаботиться об отдыхе малыша, чередование различных видов деятельности (умственных с практическими). Нередко для предотвращения усталости он привлекается к деятельности ребенка, помогает быстрее ее завершить, а затем предлагает задания, которое требует длительной активности.

          Устойчивость, работоспособность нервной системы до 7-8-ми лет достигает максимальной величины и позже почти не меняется.

          Для 7-летнего ребенка характерна слабость возбуждения и торможения, проявляется в низкой выносливости, быстрой утомляемости, оперативном возникновении охранительного торможения — затормаживание действий под влиянием раздражителя. Если ребенок вдруг начинает нарушать правила, перестает слушать взрослого, участвовать в совместной деятельности, это означает, что его нервная система перегружена и нуждается в отдыхе. Слабость торможения проявляется прежде всего в нарушении запретов, импульсивности поведения (например, малыш падает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, зная, что этого делать нельзя). Это особенно выражено в раннем и младшем дошкольном возрасте. С повзрослением возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Дисциплинированность, организованность, ответственность начинают влиять на свойства темперамента и заставляют ребенка сдерживать импульсивные желания. Слабостью торможения обусловлены и преждевременные реакции (например, во время эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала).

          В дошкольном детстве процессы возбуждения и торможения неуравновешенные, поэтому поведение ребенка имеет признаки темперамента холерика. Неуравновешенность проявляется в неустойчивости, изменчивости реакций, низком контроле за своими действиями, частых сменах настроения, импульсивности, легком разрушении стереотипов поведения. Изменение привычной обстановки ухудшает самочувствие, вызывает заболевания, разрушение сложившихся культурно-гигиенических навыков, которые, чтобы стать устойчивыми, требуют постоянного подкрепления.

          С возрастными особенностями детей дошкольного возраста принадлежит и более быстрое, чем у взрослых, восстановления сил. У дошкольников (особенно младших) слабо выражена и такое свойство нервных процессов как инертность. их поведение ситуативная, они плохо приспосабливаются к любым неудобств, ограничений во времени, часто забывают обещания. Привычки детей очень неустойчивы и быстро разрушаются.

          Со временем меняется характер подвижности нервных процессов, который зависит у ребенка от возрастной слабости, неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношение сильного и быстрого распространения (торможение) возбуждения (явление иррадиации) с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов.

          С изменением соотношения основных нервных процессов меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Старший дошкольник с уравновешенным типом нервной системы более уравновешенный, чем раньше.

          Для ребенка характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов (возбуждения и торможения). Возрастные закономерности созревания свойств общего типа, в дошкольном возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью и неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, дают основания утверждать о существовании специфического возрастного типа нервной системы у детей.

          studbooks.net

          21. Проявления темперамента и развитие характера в дошкольном возрасте.

          Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

          Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

          — «слабый» тип (в основе меланхолического темперамента).

          К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся:

          — слабость возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность;

          В связи с этим в детском возрасте типологические свойства ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного и слабого типов, так как у них проявление типа контрастирует с возрастными особенностями поведения.

          При определении типа темперамента у детей важно учитывать их возрастные особенности, а также руководствоваться жизненными показателями свойств нервной системы.

          Жизненные показатели подвижности нервных процессов включают в себя: быстрое реагирование на всё новое в окружающей среде, лёгкая и быстрая выработка и изменение жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к новым людям, условиям, способность «без раскачки» переходить от одного занятия к другому, от сна к бодрствованию и.т.д., быстрота запоминания и лёгкость воспроизведения, быстрота возникновения и протекания чувств, проявление лабильности в речи, моторике, в темпе деятельности.

          Существенным показателем темперамента является экстра-интровертированность. Дети-экстраветры более инициативны в начальной, организующей фазе игры, совещании при выборе темы, распределении ролей и выборе собственной роли. Интроверты же чаще «общаются» с игровыми атрибутами, спрашивают других, что делать дальше, планируют свои действия без побуждений со стороны других детей, чаще говорят, что они делают, какие игровые действия выполняют.

          Характер – индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психических качеств человека, обусловливающих образ его поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Нравственно-волевые качества характера – это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

          В структуре характера выделяют две группы качеств.

          22. Развитие способностей как индивидуально – психологических свойств личности дошкольника.

          Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то дея­тельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

          Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата. Исходные природные разли­чия между людьми являются различиями именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция — весь путь развития личности.

          Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

          Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности — изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

          Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и являющиеся условием их успешного выполнения.

          Одаренный ребенок — 1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Детский возраст — период становления способностей и личности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

          Дети, которые опережают в развитии своих сверстников на одну четвертую или половину своего возраста, могут считаться одаренными.

          Талантливые взрослые демонстрируют фактические достижения, образованность и конкретные знания; талантливые дети только несут в себе потенциальные возможности.

          Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес). К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. В области опережающего развития познания отмечается следующее: – повышенная любознательность. – способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. – отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. – большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. – повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребёнку интересна, высокая степень погруженности в задачу;– яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

          В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:– сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. – хорошо развитое чувство юмора. – попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;– преувеличенные страхи.

          Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

          По критерию «форма проявления» можно говорить о:

          Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

          studfiles.net

          Проявления темперамента и развитие характера в дошкольном возрасте

          Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая — в темпе речи и силе голоса; эмоциональность — в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.

          И.П.Павлов Выделил 4 основных сочетаний свойств темперамента (силы, подвижности, уравновешенности):

          — сильный, неуравновешенный, подвижный – «безудержный» тип (в основе холерического темперамента;

          — сильный, уравновешенный, подвижный – «живой» тип (в основе сангвинического темперамента);

          — сильный, уравновешенный, малоподвижный – «спокойный» тип (в основе флегматического темперамента);

          «Чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного.

          — очень высокая чувствительность;

          — более быстрое по сравнению с взрослыми восстановление сил.

          Так, к жизненным показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение высокого уровня работоспособности при длительной напряжённости в работе, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных условиях; устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке. К жизненным показателям уравновешенности относят следующее: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них резких периодических спадов и подъёмов, ровность и плавность речи и др.

          Важными параметрами темперамента являются активность и эмоциональность. Об активности судят по тому, с какой энергией человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.д. Об эмоциональной возбудимости судят по тому, воздействие какой силы необходимо для возникновения эмоциональной реакции.

          Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

          К первой группе относятся качества, в которых выражается система отношений человека к действительности: отношение к обществу, коллективу, другим людям, отношение к труду, отношение к самому себе.

          Соответственно этому классифицируются и качества характера.

          Ко второй группе качеств характера относятся волевые качества, определяющие умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей и препятствий, направлять свое поведение в соответствии с определенными принципами.

          Решающее влияние на формирование характера ребенка оказывает воспитание. Характер начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием игры, общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье, начинает формироваться индивидуально-своеобразное поведение ребенка.

          22. Развитие способностей как индивидуально – психологических свойств личности дошкольника.

          Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты, ко второй — степень выраженности способностей.

          Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и пр.

          Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. Одаренность – 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

          Талантливые взрослые демонстрируют фактические достижения, образованность и конкретные знания; талантливые дети только несут в себе потенциальные возможности.

          Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес).

          В области физических характеристик для одарённых детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

          По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

          Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

          По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

          megaobuchalka.ru

          Смотрите так же:

          • Презентация для детей старшего дошкольного возраста Презентация "Весна" для детей старшего дошкольного возраста Код для использования на сайте: Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания. Программное содержание: 1.Обобщить и систематизировать […]
          • Мультфильмы для 5 месячных детей Какие мультики подходят для новорожденных детей? Мультфильмы – это такая разновидность киноискусства, которая нравится детям и взрослым. Рисованные или кукольные, пластилиновые или компьютерные, мультики для детей вызывают неизменный интерес и легкое возбуждение перед просмотром. Чем бы ни занимались детишки, они с удовольствием бегут […]
          • Обучения количественному счету детей дошкольного возраста Методики обучения счету детей дошкольного возраста Главная Развитие Математика и логика 7 эффективных способов обучить ребенка устному счету 7 эффективных способов обучить ребенка устному счету Малыши с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к счету. Обязанность родителей — поддержать этот огонек любознательности, подобрав […]
          • Картотека статей журналов дошкольное воспитание Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2000 год Журнал «Дошкольное воспитание». Каталог статей за 2000 г. В Министерстве образования Российской Федерации Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. — С. 4. Арапова-Пискарева Н.О […]
          • Возрастные изменения детей школьного возраста Реферат: Возрастные особенности младшего школьного возраста: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет» Институт архитектуры и градостроительства Дисциплина: <<Физическая […]
          • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]
          • План работы по развитию речи детей План работы по самообразованию»Развитие связной речи детей подготовительной группы» «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»подготовительной группы План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель : Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга» […]
          • Ребенок 1 месяц почти не спит Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться 1 Тема от katherine 21.11.2012 12:32:09 katherine Участник Откуда: Киев Зарегистрирован: 21.11.2012 Сообщений: 22 Тема: Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках У меня два […]